Батакакумба

Ольга Арефьева
Ольга Арефьева

Ольга Арефьева и КОВЧЕГ
(Из журнала «ROCK-FUZZ», март 1996)

Лично я придерживаюсь убеждения, что голосу Арефьевой доступно все. В свое время она занималась акустическим роком, потом пела блюзы, работала в жанре, условно называемом «фолк-барокко’. Но мне кажется, что именно обращение к реггей позволило ей выразить себя максимально полно. Допускаю, что реггей для Ольги — лишь «этап большого пути», но после прослушивания «Батакакумбы» хочется только одного: чтобы этот этап затянулся надолго.

Реггей, конечно, в нашей стране начали играть не вчера, да Арефьева и не отрицает влияния предшественников и несколько насмешливо перед ними раскланивается: «Кайя знает дорогу до рая / Держись вслед за ней, мой брат Исайя, / Она утверждает, что это задача простая» (какие аллитерации, черт возьми!) или ‘ Растафара жив, рок-н-ролл уже нет».

Но, в отличие от предтеч, Арефьева восприняла реггей не только как форму, но и как определенную философию, что роднит ее и с КОМИТЕТОМ ОХРАНЫ ТЕПЛА и с прочими современными реггей-группами, но с одной поправкой: никакой травы. Однако, от того, что пресловутая «ганджа» упоминается на всем альбоме только однажды, да и то достаточно иронично («Джа купит нам ганджа, Джа впишет на флэт…»), идея реггей, по-моему, ничуть не страдает.

Вообще альбом — некая экскурсия по всей проблематике растафарских песен: это и антивоенные заводные гимны («Марш На Фарш», «На Хрена Нам Война ), и философско-просветительские темы («Раста — Это Классно», «Джа Пустит Трамвай Из Болота В Рай»), ну и всеобщие в роке любовно-личностные мотивы.

Растафарство по-Арефьевски, при этом, не утрачивая характерного для руте-реггей первобытно-радостного взгляда на мир, приобретает очень выигрышный российский оттенок (недаром реггей воспринимают у нас почти как народную музыку): «русский дух» и в желании чуда, и в уповании на решающего все проблемы Джа (читай — Господа Бога^, и в равнодушии к индивидуальной судьбе человека на фоне массового стремления за лидером и идеей, и в совершенно неповторимом сочетании фатализма, пофигизма и оптимизма: ‘…Тетка с пустыми глазами несет за плечами косу / Битва идет полным ходом / Славься могучий народ / Что сеет и жнет, невзирая на недород каждый год / Но все мы пойдем вслед за Джа… Жизнь хороша и смерть хороша / Когда мы идем все вместе, танцуя для Джа…»

При этом я не стремлюсь представить Арефьеву неким сознательным пророком российской ментальности. Каждый автор решает свои индивидуальные творческие задачи, но в этом альбоме индивидуальность Арефьевой, автора очень непростого, не вступает в противоречие с канонами реггей-текста. Ольга всегда склонна была к «магической реальности» в творчестве, к «волшебности» видения мира — что ж, в альбоме это есть («Поцелуй В Глаза»); к болезненному восприятию противоречия между художником и публикой («Скорее Пой , Дорога В Рай), к подчеркнуто-женскому отношению к действительности («Женщина», «Магия Чисел»)… 11 песен альбома, совершенно не исчерпывая возможностей Ольги, все же дают четкое о них представление.

Лучшие песни на альбоме назвать не берусь — он весь ровен и целен и этим хорош. Хочу лишь отметить, что эту уверенную ровность ему во многом придают исключительно грамотные и продуманные аранжировки, в чем несомненная заслуга участника группы, мульти-инструменталиста и саунд-продюсера Всеволода Королюка. Ему же (плюс басист-клавишник Михаил Трофименко) принадлежат великолепные подпевки «хора негров» — все эти «батакакумбы», собственно, и создают особую «корневую» ауру реггей, что не мешает возникать чисто российскому беспределу с хором русским и плясом всеобщим.

Остается пожелать, чтоб мимоходом оброненное в одной из песен «удивись мне» обернулось реальностью — альбом заслуживает не столь разбора, сколь естественного изумления: надо же, как хорошо! Хорошо, действительно.

Е. Борисова


Обсуждение