МАЛЕНЬКАЯ БАНАНОВАЯ РЫБА: «Я поставлю свечу, пока все еще спят в Вавилоне»

Эта скромно оформленная кассета с забавным барабанщиком на вкладыше прибыла к нам из Горно-Алтайска. Запись была собрана с разных кассет специально для SE LA. Часть песен записана на барнаульском УКВ-радио «Вертикаль», остальные — в Горно-Алтайске (звукооператор Роман Фионов).

Идея послать кассету в наш бюллетень принадлежала Петру Малкову. Именно из его коротких писем мы узнали кое-что о коллективе, выбравшем реггей главной формой воплощения своих музыкальных и поэтических устремлений.

МАЛЕНЬКАЯ БАНАНОВАЯ РЫБА образовалась в октябре 1993 года. За время существования в группе переиграло человек двадцать горно-алтайских и барнаульских музыкантов. Но основным составом было и остается трио: Петр Малков (вокал, гитара, текст, мотивы), Андрей Сибиряков (бас) и Андрей Тарасов (ударные). Последние два года, правда, группа не репетирует. Иногда выступает на концертах в Горно-Алтайске, Барнауле и Заринске.

Из вышеизложенного видно, как много общего в судьбах горно-алтайской М. Б. РЫБЫ и калининградского КОМИТЕТА О.Т.: те же нерегулярные концерты, та же «текучесть кадров», отсутствие репетиционной базы.

Музыка и тексты этих двух групп (не в упрек М.Б.Р.) так же многим схожи. В них медитативность неярких мотивов расцвечивается красочными описаниями личных (для автора), а потому абстрактных (для слушателя), мрачных и тупиковых ситуаций: «Я смотрю в твои глаза / В них такая пустота / За окном маячит свет / Солнце есть, а лета нет / Лета не видать / Ползать — не летать…» Или: «Ты выходишь из дома / И бабки в руках / Ты выходишь из дома / Тебя мучает страх…»

Образы, создаваемые М.Б.Р. узнаются сразу, настроения угадываются без труда, а вопросы, обращаемые чаще всего к себе, являются разновидностями вечных российских «Кто виноват?» и «Что делать?»: «Зачем мне твой хлеб, если я еще вроде-бы жш / Зачем мне вино, если рядом так много вины / Зачем мне слова, если можно быть кем-то из них / Зачем мне я. если я — это тоже ты / В Вавилоне все еще спят, чем я лучше других?..»

Фигуративность текстов Петра Малкова часто граничит с сюрреализмом: «Божья коровка на стенке скребет потолок / Щели между кирпичами, сети плетет паучок / Люди за стенкой сидят, но им хочется петь / В детской кроватке Машу сжигает медведь^..» А вот рефрен другой песни: «Каменная баба опять не родт — беда / Древний старик говорил такие слова…’

И еще немного о текстах. В лирике Петра Малкова, исполняющего свой собственный реггей, есть определенная авторская позиция. И он не теряет ее даже тогда, когда просто цитирует строчки из советской песенной классики («Солнечный круг, небо вокруг, это рисунок мальчишки…»). А главное — есть то, что, собственно, и заставляет нас, взрослых людей, совершенно по-детски мечтать о далеких островах и изумрудных морях. Этим главным является категорическое неприятие нашей убогой действительности.

Одной из самых сильных, на мой взгляд, вещей является песня «Вместе с Джа», где индивидуальность, разочарованная в ценностях Вавилона приходит к единению с Высшей Силой: «Пока мы танцевали реггей / Солнце зашло за город / Город зашел за окна / И выключил свет / Не было больше песен / Не было больше слова / Не стало ничего такого / Только ты и Джа…»

Что же касается саунда М.Б.Р. он прозрачен и как бы соткан из нескольких ритмических нитей. Солирующими партиями ребята почти не увлекаются. Зато есть полное взаимопонимание между музыкантами, хорошее чувство меры и своего рода реггей-кураж.

Лично меня особенно порадовала бас-гитара, удивляющая и захватывающая не только интересными мелодическими, но и сложными ритмическими линиями. Подобные басовые партии, кстати, на Ямайке уже давно получили свое оригинальное название — riddims.

А в заключение — новости от М.Б.Р. (цитирую из письма Петра Малкова):
М.Б.Р. не репетирует.
М.Б.Р. не выступает.
М.Б.Р. существует.

Петр, однако, обещает записать песни под гитару и выслать. Что-ж, нам остается надеяться на лучшее и пожелать МАЛЕНЬКОЙ БАНАНОВОЙ РЫБЕ счастливого плавания к
далеким солнечным берегам, о которых Петр Малков, Андрей Сибиряков и Андрей Тарасов поют в своих лучших песнях:

Там жаркое солнце, там море и обезьяны.
Там все растаманы, там все как один растаманы.
И хоть я там не был, я уверен, что это — страна,
А может быть что-то еще…

Иван Земцов


Обсуждение