Из писем наших читателей

Игорь Краснов, Йошкар-Ола

Хочется сказать большое спасибо Екатерине Борисовой за «Сто банановых шкурок в спину». Так получилось, что я тоже вынашивал идею «программной» статьи о тех, кого в наших далеко не африканских условиях действительно можно назвать «растаманами». Некоторые себя считают здесь таковыми, но далеко не все они, скажем, курят ганджу или носят дреды. А кое-кого из тех, кто этим занимается, напротив, назвать растаманом язык не повернется.

Каковы же условия чудесного превращения россиянина в растаманина? Этот вопрос я тоже задавал себе, пока не прочитал рассуждения о русском регги в вышеупомянутой статье, а также материал Коблова из Москвы. В обеих статьях, мне кажется, очень хорошо раскрыты все особенности феномена под названием «русский реггей». Конечно же, российский растаман — это «корень» (т.е. просто хороший парень или девчонка), любящий эту музыку. Когда читаешь материалы Борисовой и Коблова, чувствуешь твердую руку «профи», знание темы и умение мыслить «в яблочко». Честно говоря, я бы так не смог. Примите скупые, редкие и такие ценные в нашем кругу знаки уважения. А то от некоторых читателей доброго слова не дождешься — одна критика. Сами бы хоть что-нибудь создали!

Еще хочу отметить в высшей степени деликатное употребление ненормативной лексики в статьях SE LA, осторожное отношение к мату. Филологическое образование близко познакомило меня с ценой, весом и смыслом слов. Давно пришел к выводу, что для обсуждения вслух особенностей гениталий нужна особая причина. А некоторые темы лучше даже и не затрагивать, чтобы не обидеть собеседника или не нарваться!

Так что «with а little help from my friends» портрет отечественного растамана нарисован в общем, на мой взгляд, верно. Сейчас неплохо бы обратить особое внимание на детали этого образа: особенности его мировоззрения, имеющие свой выход в мыслях, речи, поступках,символах, кумирах, песнях и т.д. Вот, например, в интересной статье о Steel Pulse Оксана Земцова пишет об особой раста-диете. Тоже интересно, что же она себя представляет и может ли прижиться в наших условиях. Ну и рубрику «Растаману с гитарой» забрасывать нельзя. Перед изданием -целое поле деятельности, цель которой — подробно описать жизнь этого редкого, на первый взгляд колючего, но ужасно доброго, доверчивого и, я бы даже сказал, ласкового существа, которого зовут российским растаманом.

 

Антон Громов, Тольятти

Полистал последовательно 10, 11 и 12 номера и оценил оперативность, с которой издание реагирует на пожелания читателей: раскритикованы статьи о Стинге и UB-40 — и в № 11 уже намечается крен в сторону российского андеграунда (большая статья о группе НУЖДА, рецензии на ВЫХОД, интервью с Ольгой Арефьевой); привередливый R’Stas из пермско-финских краев обзывает НУЖДУ с ВЫХОДОМ маргиналами и другими загадочными удмуртскими словами — и в №12 журнал тут же делает разворот к размышлениям о корневых истоках стиля. Способность издателей стремительно переходить от одной темы к другой просто поражает. Похоже, у вас сейчас есть выход на самую разноплановую информацию.
Хочу только напомнить, что собственное мнение может иметь не только читатель, но и издатель. Если R’Stas будет шибко умничать, вы имеете полное право отослать его к тем же киоскам Роспечати — может, найдет для себя что-нибудь более подходящее. Что же это за город такой Ижевск, где на завалинках сидят удмурты в дредах и через одного курят травы и играют аутентичное, корневое? Россия — страна, где энтузиаст любого дела (кроме садово-огородных работ) неизменно оказывается в положении маргинала. И если прожил ты на свете больше пятнадцати лет, то к этой ситуации надо привыкнуть. Искать отправные точки для собственной работы А не хочешь — тогда выбирай: на Ямайку или к психиатру.

Dread Bull, Сергиев Посад

Спасибо за SE LA №12. Классное на первой странице наше dread’acтoe «всё». Была в свое время идея провести растаманские мероприятия к юбилею. Например, устроить что-то вроде презентации Геры как последней инкарнации Пушкина. Или замутить совместную культурную акцию с эфиопским посольством. Но как-то все затихло… Правильно пишет Борисова: где волна-то? Не знаю, что она имеет ввиду под «Отчим» и «нормальным» Заветами, но факт остается fuck’том. Веселить дебилов по дансингам или петь про ушаночки — тоже не выход..

Наконец-то К. Борисова повернулась к нам своим милым девичьим лицом. «100 бананов» — это прогресс. Единственный вопрос: неужели правда Башлачев сказал вот это самое, выделенное жирным шрифтом? Недаром он мне всегда был интуитивно неприятен… И еще — почему это, собственно, «не надо» подводить теоретическую базу под курение ганджи? Дело не в свинчении — всех не вывинтят! А что до отдаленности Хайле Селласие от «своей рубашки» плодовитой нашей К. Борисовой — тут уж действительно ничего не поделаешь. Остается лишь пожелать всем писать и думать только о том, что действительно НАШЕ — исторически, генетически и т.д. И выйдет лучше. И целее будем. Цельнее. Нацелистее…

Вольные переводы Игоря Краснова, как всегда, поражают своей вольностью. «Тип-топа не будет!» Очень мудро печатать рядом оригинальный текст: кому надо — прочитают и поймут, а кому не надо — пусть довольствуются вторичными продуктами со стола вольной тризны переводчика. Не так жалко own words, как бедный русский язык. Перевод ямайского деревенского жаргона на язык разбитного, но скромного пятиклассника.

Это только о мертвых — либо хорошо, либо ничего. А пока мы живы — все мы черно-белые. Так давайте любить и ругать друг друга. Аминь. Selah, то есть.

 

Олег Гальченко, Петрозаводск

В ряду полемических реплик хочется отметить «Сто банановых шкурок в спину» К. Борисовой. Рад, что моя провокация с поисками корней русского реггей сработала, и тема, о которой, кажется до сих пор никто ничего не писал, стала активно разрабатываться.

Главным недостатком моего материала было отсутствие определения «русский реггей». Попытаюсь восполнить этот пробел. Для начала хотелось бы вспомнить одно интервью Александра Градского — человека, может быть, далекого от растаманской культуры, но общепризнанного профессионала в музыке вообще. Градский разделил всех музыкантов на «факторы мировой культуры» и «народные факторы». Первые – просто хорошие профессионалы, работающие по мировым стандартам, но совершенно непопулярные дома. Вторые — зачастую национальные герои в своей стране, но… годящиеся только для «внутреннею употребления». Так вот, в области реггей (да и вообще русского рока) у нас долгое время был перевес либо в одну сторону, либо в другую: года до 78-го мы «снимали» один к одному западные стандарты и учились разным техническим премудростям; года до 87-го, напротив, доминировали барды-концептуалисты типа Б.Г., Кинчева, Шевчука. Летова и т.п., использовавшие музыкальную подкладку для своих поэтических текстов. Сейчас этот «маятник» перестал раскачиваться из крайности в крайность, застыл на «золотой середине», и стали возможны такие музыканты, которые и реггей играют так, что не стыдно показать остальному миру, и делают это очень по-русски. Тут-то и стал «русский реггей» сам собой — то есть и «фактором культуры», и «народным фактором»!

Думаю, на страницах SE LA эта тема еще возникнет не раз — недаром же здесь печатаются такие интересные материалы, как «Moscow Reggae» А. Коблова. (Для меня, интересующегося в основном отечественными исполнителями, это главный материал номера!).

Радует №12 не только полемикой, но и поиском новых имен. Знать не знаю что это за группы такие — ШКОЛЬНОЕ СОЛНЦЕ, КУБА — но вполне возможно, что первые рецензии на их творчество подстегнут их в битве за место под солнцем — и через пару лет их будут знать все.

 

В оформлении рубрики приняли участие наши читатели Даниил Колегаев (г. Белгород) и Анатолий Егоров (г. Пермь)


Обсуждение