Боб Марли. Легенда продолжает жить

Боб Марли
Боб Марли

До недавнего времени имя этого музыканта не упоминалось на страницах йошкар-олинских газет. Даже в феврале прошлого года, когда был прекрасный повод отметить его пятидесятилетие, наш регулярно выходящий «Фонограф» невозмутимо предлагал читателям обзор новинок от рэпа до техно.

Событие, которому мы решили посвятить эту статью, вряд ли можно назвать радостным. Но не отметить его мы не вправе. Пятнадцать лет назад, в мае 1981 года, ушел из жизни человек и музыкант, чье влияние на развитие мировой рок-культуры было поистине огромным. А музыка, которую он создал и которой он посвятил свою недолгую жизнь, соединив в своей основе музыкальные традиции Африки, Америки и Европы, стала совершенно новым, современным направлением, получившим название «реггей».

Боб Марли (полное имя Роберт Неста Марли) родился 6 февраля 1945 года в небольшом поселке на севере Ямайки. Его отец, пятидесятилетний английский офицер Норвал Марли, недолго прожил с матерью Боба, молодой чернокожей женщиной по имени Сиделла. В середине 50-х годов семья, оставленная отцом, переехала в Кингстон и поселилась в Тренчтауне — одном из беднейших пригородов столицы Ямайки.

Приятелями юного Боба были такие же, как и он, недовольные своим общественным положением подростки. А одним из первых друзей его стал Нэвилл Ливингстон, по прозвищу «Банни». Вдохновленные музыкой, которую транслировали в то время американские радиостанции, Боб и Банни, вооружившись акустическими гитарами, делали свои первые музыкальные шаги.

Через некоторое время к начинающим музыкантам примкнул такой же амбициозно настроенный юноша по имени Питер Тош. После окончания школы единственным занятием, целиком захватившим Боба Марли и его друзей, стала музыка.

Профессиональная карьера Боба началась в 1962 году с выходом его первого сольного сингла «Judge Nol». Дебют был успешным, но остальные записи 16-летнего певца привлекли к себе уже гораздо меньше внимания.

Зато следующий год стал поистине поворотным в судьбе Марли. Созданная им группа «The Wailing Wailers», в которую, помимо него, вошли Бании и Питер, возглавила хит-парад Ямайки с синглом «Simmer Down».

До 1966 года «The Wailing Wailers» записали более тридцати танцевальных композиций в стиле «ска». Но, несмотря на свой стабильный успех в молодежной среде Ямайки и других карибских стран, группа распалась. Боб Марли женился на Рите Андерсон, затем уехал в Соединенные Штаты вслед за матерью. Пребывание его в Америке, однако, было недолгим. Проработав 8 месяцев на автомобильном заводе в штате Делавер, он возвратился на Ямайку.

Марли восстановил группу. На этот раз она получила название «The Wailers», а ее вокальным ядром вновь стали Боб, Питер и Банни.

В середине 60-х годов, после визита на Ямайку императора Эфиопии Хайле Селасси, Марли начал серьезно интересоваться религией Растафари. Идеи растафарианства стали все больше ощущаться в текстах и музыке «The Wailers». Легкомысленные песенки в ритме «ска» уступили место медленным и одухотворенным композициям в стиле, получившем название «рок-стэди».

Результатом удачного контракта в 1970 году с талантливым ямайским продюсером Ли Перри стало появление таких хитов, как «Soul Rebel», «Duppy Conqueror», «400 Years», «Sun Is Shining» и «Small Axe». (Некоторые из них присутствуют на пластинке «Боб Марли. Лучшее»).

Но международный успех пришел к «The Wailers» только в 1972 году, когда британская компания «Island Records» выпустила первый полноценный альбом группы под названием «Catch A Fire». К тому времени стиль, в котором создавали свои песни ямайские музыканты, окончательно утвердился как самостоятельное направление, названное «реггей». Прорвавшись на международный музыкальный рынок, «The Wailers» произвели подлинную революцию в рок-музыке. «Тяжелый» танцевальный ритм и удивительно духовные по содержанию тексты песен Боба Марли сразу же нашли свою широкую аудиторию.

Следующий год ознаменовался выходом второго альбома «The Wailers», в который вошли не только версии старых песен, но и великолепные новые композиции. Одной из них была «I Shot The Sheriff», ставшая впоследствии в исполнении Эрика Клэптона международным бестселлером.

Несмотря на успешную гастрольную поездку в США и запись весьма удачного третьего альбома «Natty Dread», Питер Тош и Банни Ливингстон покинули группу, чтобы начать сольную карьеру. Их заменило женское вокальное трио «I-Threes», во главе с Ритой Марли, молодой женой Боба, а название сменилось на «Bob Marley & The Wailers».
Самыми крупными выступлениями в новом составе в 1975 году стали два концерта в лондонском «Liceum Ballroom». Именно в это время песня «No Woman No Cry» из альбома «Natty Dread» занимала одно из высоких мест в британском хит-параде.

«Rastaman Vibration», следующий альбом Марли, составили композиции, отразившие насущные проблемы стран третьего мира: «Crazy Baldhcad», «Johny Was». «Who The Cap Fit», «War». Певец пользовался невероятной популярностью, причем не только среди чернокожих американцев и африканцев, но и в среде белой молодежи Европы.

Что же касается Ямайки, там Боб Марли стал настоящей культовой фигурой. В разгар предвыборной кампании на острове публичные выступления Марли, воспринимаемые народом как откровения святого, втянули его в жестокую политическую борьбу. Результат — покушение, совершенное на Боба Марли в декабре 1976 года. Целью террористов было не допустить выступления певца на концерте, организованном как знак примирения противоборствующих политических сил на Ямайке. Но Марли, несмотря на легкое ранение, все же выступил с короткой программой.

После этого он улетел в Лондон, где записал альбомы «Exodus» и «Кауа». В последнем, наряду с обычными для Марли песнями «веры и бунта», слушатели нашли несколько лиричных композиций о любви. Две из них, «Satisfy My Soul» и «Is This Love», сразу же появились в хит-парадах Великобритании и других стран. В лице Боба Марли мир увидел не только звезду третьего мира, но и автора песен, способных затронуть сердце человека с любым цветом кожи.

До 1980 года Боб Марли выпустил еще один концертный и два студийных альбома («Babylon By Bus», «Survival» и «Upising»), выступил в Европе, а также совершил гастрольные поездки в Японию, Австралию и Новую Зеландию. Однако самым значительным событием для него стало участие в ямайском Концерте Мира. Видеозапись одного из моментов этого грандиозного праздника вошла во все фильмы о жизни «короля реггей»: стоя на сцене, Боб Марли соединяет руки премьер-министра Ямайки и лидера оппозиционной партии. Сразу после концерта Организация Объединенных Наций наградила Боба Марли Медалью Мира.

Весь 1980 год певец провел в гастролях по Африке и Европе. Для музыканта это был период огромного творческого и эмоционального подъема. В планах было большое турне по Америке вместе со Стиви Уандером.

Но на одном из первых американских концертов певец потерял сознание. Диагноз, поставленный врачами, ужасал: рак мозга и легких. В течение восьми месяцев в одной из клиник Германии Боб Марли боролся со своей смертельной болезнью. Весной 1981 года он решил вернуться на Ямайку. Но увидеть родной остров ему уже было не суждено: 11 мая в Майами сердце музыканта перестало биться.

Прощальная церемония, на которой присутствовали тысячи жителей Ямайки и правительство страны, состоялась 21 мая. После этого тело Боба Марли было захоронено на севере острова, где когда-то началась легендарная жизнь гениального сына двух великих народов.

Наследие, которое оставил нам Боб Марли, не является чем-то мертвым и застывшим. Мировая коллекция реггей, как при жизни, так и после смерти певца, часто пополняется его композициями в исполнении самых разных музыкантов.

Многие из них на песнях Боба сделали себе имя, как произошло это с американским певцом Джонни Нэшем, исполнившим в начале 70-х «Stir It Up» и Guava Jelly».

А первым белым блюзменом, обратившимся к творчеству ямайского музыканта и во многом способствовавшим пропаганде реггей, был Эрик Клэптон. Интересная версия песни «I Shot The Sheriff» есть в одном из альбомов группы «Inner Circle», но именно Клэптон, сделав ее хитом в 1974 году, привлек к музыке реггей внимание мировой и, и первую очередь, британской аудитории.

Британские острова с полным правом могут считаться второй родиной реггей во многом благодаря группе UH-40 и ее солисту Али Кемпбеллу. Музыканты UB-40 с 1980 года являются верными последователями тех идей, что оставил после себя растаман с далекой Ямайки.

В альбоме UB-40 «Labour Of Love» 1983 года можно найти удачную запись композиции «Keep On Moving». Вообще существует несколько версий этой ранней вещи Марли. А последняя из них, в авторском исполнении, появилась лишь в прошлом году, когда компания «Island Records» порадовала нас новым сборником под названием «Natural Mystic. Legend Lives On». Из композиций, не издававшихся при жизни Боба Марли, в нем присутствует еще одна, ставшая очень популярной в 1992 голу, песня «Iron Lion Zion».

Альбом «Natural Mystic» явился своеобразным продолжением другого сборника «Island Records», изданного в 1984 году. Назывался он «Legend», а попали в него самые знаменитые песни, превратившие Боба Марли в звезду мировой величины. Критерии, по которым происходил отбор композиций для прошлогоднего альбома, заметно изменились. Кому-то он может показаться более однообразным. Зато в этом альбоме много вещей, выражающих мистический растаманский дух, которым была наполнена вся недолгая жизнь «короля реггей». Почти каждая композиция несет в нем глубокие идеи растафари, идеи свободы и равенства всех людей на Земле.

Еще одним прекрасным подарком для тех, кому дорого имя Боба Марли, стал в прошлом году компакт-диск вокального трио «I-Threcs». Звучат на нем исключительно компиляции песен Боба. Сама же Рита Марли, поющая в этом трио, несомненно имеет полное право исполнять песни своего мужа, верной спутницей которого она была более 15 лет. Такие композиции, как «Thank You, Jah» или «So Much Things To Say», логически дополняют ее сольные альбомы.

Что же касается двадцатипятилетнего Дэвида Марли по прозвищу «Зигги», лишь в самом начале своей музыкальной карьеры он позволил себе взять песню своею знаменитого отца. «Children Playin’ In The Streets» стала первым хитом группы «The Melody Makers», в которой поют четверо детей Боба Марли.

Впоследствии Зигги предпочел идти своей дорогой к успеху в мире реггей. Не переделывая старых, уже апробированных вещей своего отца, он пишет и исполняет собственные композиции, в которых серьезные духовные тексты великолепно сочетаются с зажигательными танцевальными мелодиями.

Среди всех песен Боба Марли по количеству интерепретаций, конечно, лидирует «No Woman No Cry». Авторство этой лиричной и немного грустной песни приписывается Винсенту Форду. Однако общеизвестно, что настоящим автором этого мирового хита был сам Боб Марли. Считается, что «No Woman No Cry» была своеобразным подарком Боба, проявлением его великодушной заботы о своем близком друге, страдающем диабетом.

В многочисленных сборниках чаще всего можно услышать живые записи этой песни, сделанные во время концертов Боба в Лондоне или Лос-Анжелесе. А в 80-х годах большой популярностью пользовался танцевальный вариант «No Woman No Cry», исполненный группой «Boney-M».

Боб Марли
Боб Марли

Далеко не каждый музыкант, ди-джей или продавец компакт-дисков положительно ответит на этот вопрос. Наверное, нет ничего странного в том, что теплой и солнечной музыке ямайских негров трудно найти место в холодной и заснеженной России. Для нас, привыкших жить в условиях тоталитарного государства, самым подходящим, пожалуй, будет техно-ритм бьющего по голове молотка. Да и рок-музыка, во всех ее стилистических проявлениях, очень хорошо вписывается в нашу нервную и напряженную жизнь.

Реггей — музыка искренних и свободных людей. Здесь основной рокерский инструмент — гитара — лишь намечает слабую долю, а замедленный ритм мягко трогает упругими теплыми волнами. Мир музыки реггей, окрашенный в цвета эфиопского флага, предполагает особый стиль восприятия времени и пространства. Это маленький островок безмятежного счастья, радости и любви.

Почему всегда пластичиая русская душа, откликающаяся на любой экзотический стиль, приходящий с Запада или Востока, осталась вдруг совершенно глухой к музыкальным проявлениям карибско-африканской культуры? Да потому, что музыки этой, по большому счету, мы до сих пор и не слышали.

Единственный, выпущенный в России, «пиратский» альбом «Боб Марли. Лучшее» дает представление лишь о начальном этапе в творчестве певца. Составленная крайне неудачно, эта виниловая пластинка даже не соответствует своему названию: в трети песен там солирует почему-то Питер Тош.

То, что доходит до нас и что мы знаем и слышим сейчас, является лишь самым примитивным танцевально-попсовым вариантом реггей. Более того, в современной российской поп-музыке «реггейные песенки», с легкой руки Лады Дэнс, начали петь все, кому не лень. При этом для большинства слушателей, умеющих, в лучшем случае, распознавать характерный для реггей ритмический «каркас», богатейшая музыкальная культура растафари по-прежнему остается закрытой.

Наша советская идеология, иногда бравшая на вооружение отдельные элементы западной культуры или, чаще всего, жестоко с ними боровшаяся, никогда и ничего не нашла бы для себя в пастафарианстве и реггей.

Культуры блюза — другое дело. Там все идет от бедного и угнетенного негра, проклинающего свою судьбу. А в реггей растаманы поют о счастье быть чернокожими детьми африканского бога Джа.

В нас всегда старались воспитать активную жизненную позицию и коллективизм. А в текстах неторопливых растафарианских песен «я» заменило все остальные местоимения. Даже социалистическая Куба нисколько не приблизила к нам культуру своего ближайшего карибского соседа.

Но рухнул «железный занавес», и волны музыкальной «Reggae Revolution», провозглашенной в начато 60-х Бобом Марли, начали захлестывать Россию. Появляются первые реггей-клубы. Некоторые российские музыканты, ориентированные на реггей, выпустили свои первые компакт-диски. Растаманские фестивали собирают все больше новых поклонников ямайского стиля. Люди учатся расслабляться и по-настоящему танцевать.

Музыка Боба Марли, уже давно ставшая близкой и понятной миллионам слушателей во всем мире, пришла в Россию и, доказав свою жизнеспособность, развивается по своим собственным законам.

Иван ЗЕМЦОВ.


Обсуждение