Фьюжн — это сплав…

Инкубатор с Британских островов

К несколько иному смешению вели работы английских музыкантов. Оставим в стороне коллектив Джона Майелла (род. в 1933, его БЛЮЗ БРЕЙКЕРC возникли в 1963) и певца и органиста Джорджи Фэйма (род в 1943) и взглянем на состав группы органиста Грэхема Бонда 1963 года. Его можно читать как малую энциклопедию британского ритм-энд-блюза. Бас-гитару здесь обслуживал Джек Брюс (род.1943), ударные — Джинджер Бейкер (1939), немного погодя с соло-гитарой пришел Джон МакЛохлин (1942), eгo потом сменил альт-саксофонист Дик Хекстолл-Смит (1934); после ухода Бейкера за барабаны сел Джон Хайсмен (1944). Брюс и Бейкер вместе с гитаристом Эриком Клэптоном (1942) создали в 1966 году трио КРИМ,настоящие сливки тогдашней рок-виртуозности. Пространные импровизационные соло, демонстрируемые на концертных выступлениях, были тогда самым выразительным свидетельством джазовых устремлений английских блюзовых музыкантов. Бейкер даже ввязался в журнальную полемику с джазовыми барабанщиками на предмет того, кто из них обладает большим искусством. Дик Хекстолл-Смит и Джон Хайсмен организовали в 1968 году группу COLOSSEUM, которая существовала три года и принадлежала к числу лучших образцов британского смешения рока, джаза и блюза. В 70-е годы Хайсмен продолжал в том же духе сначала в составе группы TEMPEST, а потом COLOSSEUM II.

На «Братислсвской Лире — 68» мы слышали пианиста и органиста Брайена Оджера (1939). Ещё в 1964 году «Мелоди Мейкер» назвал его самой большой надеждой британского джаза, но спустя год в его группе STEAMPACKET (с 1966 — TRINITY) уже слышится всё тот же интермузыкальный коктейль. Наибольших успехов Оджер вновь добился в период 1968-70 с певицей Джулией Дрисколл. Почти всюду над ритмикой, которая сама близка року, возвышаются здесь джазовые или по меньшей мере джазом навеянные соло; порой гитара загудит обратной связью, иногда нас обдаст предвестием таинственных, пропитанных загадочной мистикой настроений. Их более полного применения, включая гораздо обильное использование электроники, усиление динамики и освоение больших пространств, пришлось дожидаться пока не вышла 3-я долгоиграющая пластинка группы «Soft Machine». Но это уже год 1970-й, и мир уже знаком с «Bitches Brew» Дэвиса. Но английская блюзовая сцена помогла его реализации по крайней мере двумя музыкантами, Джоном МакЛохлином и басистом Дэйвом Холландом.

На другой стороне Атлантики

В Америке ситуация выглядела несколько иначе. И здесь первые шаги смешивания проходят через белый блюз. В БЛЮЗ БЭНД певца и исполнителя на губной гармонике Пола Баттерфилда (1941) начинал в 1965 году гитарист Майк Блумфилд (1915-198 ), который спустя два года организовал собственную группу ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ФЛАГ. В 1967 году он отмечал с ней успех на монтерейском фестивале. Органист Эл Купер (1944) и гитарист Стив Катц, в свою очередь, встали в 1964 году у колыбели группы БЛЮЗ ПРОДЖЕКТ. Спустя четыре года они организовали ещё один известный коллектив этой стилевой волны, КРОВЬ ПОТ И СЛЕЗЫ (Купер, правда, сразу же покинул его после записи первой пластинки). Участники КПС так же, как и организованной в том же году группы ЧИКАГО, выбрали несколько иной рецепт, нежели английские исполнители блюза. К рок-ритмике они добавили секцию медных инструментов, составленную в основном из музыкантов с практикой в джазовых биг-бэндах, с аранжировками, отвечавшими вкусу тогдашнего соула. Обе группы собирали золотые пластинки, а критики и слушатели рассыпались в любезностях: однако время обошлось с ними довольно безжалостно. Несмотря на бесспорное техническое мастерство, их музыка сегодня изрядно выдохлась. Некоторые песни КРОВЬ ПОТ И СЛЕЗЫ — главным образом, из их первого альбома — слушаются приятно и по сей день, что конечно не мало, но в целом оказалось, что слияние обеих областей получилось ещё незрелым и неорганичным. Возможность иметь группу медных и аранжировать для неё была тогда для рок-музыкантов такой новой, что в очаровании её звучанием они несколько забывали о своей собственной музыке. Но из брожения вокруг КПС вынырнул трубач Рэнди Брокер (1945), который вместе со своим братом, саксофонистом Майком (1949) принадлежит к самым лучшим, а сегодня и самым опытным духовикам джаз-рока. Однако, в звучание, которое должно стать характерным для 70-х годов, самый большой вклад внес негритянский гитарист Джими Хендрикс (1942-1970).

Журнал «Ньюсуик» писал о нем, что «свою гитару он полюбил с одержимостью и изобретательностью Казановы»; оба этих качества глубоко повлияли на его современников и последователей. Электрогитара в джазе использовалась уже с конца 30-х годов. Но усиление служило лишь для того, чтобы было лучше слышно инструмент, на котором играли по сути так же, как и на гитаре акустической. Хендрикс был из числа тех, кто сделал из неё совершенно новый инструмент. Обратные связи, искажения звуков, педаль «уа-уа» и другие технические приставки у него перестали выглядеть как мелкие косметические отделки. В них переселилась сама сущность музыки. Кроме того, его трио, в котором к гитаре добавлялись лишь бас-гитара и ударные, звучало как монолитное целое: в окончательном варианте принимали участие все инструменты, разделение на сопровождение и мелодию исчезало. Хендриксовская звуковая фантазия вплотную приблизилась к тому, что — с более богатым техническим оснащением — принесли лишь группы 70-х годов. Его выступление на первом поп-Фестивале в Монтерее (1967) и в Вудстоке (1969) слушателей покорило: его электрическое «истребление» американского гимна в Вудстоке стало символом эпохи.

В сентябре Джил Эванс подготовил аранжировки хендркксовских композиций для «лонгплэя», на котором гитаристу должен был подыгрывать большой оркестр — подобно тому, как это было десять лет назад при сотрудничестве Эванса с Майлсом Дэвисом на «Испанских набросках». Хендрикс умер за несколько дней до записи; аранжировки же надо было переписывать, а записи выпускать без участия Хендрйкса. Возможно, что джаз и рок лишились одной исторической пластинки; ее, однако, уже между тем записал — с использованием ряда хендриксовских инициатив — давний партнёр Эванса Майлс Дэвис.

пер. с чешского Любомир Доружка.

продолжение следует


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *