Корреспондент «Северка» впервые оказался и в Вильнюсе, и на ставшим почти уже традиционным фестивале, который в прошлом году назывался «Рок-Форум»» а ныне просто «Вилыиос-Рок’89»
Городской Дворец Спорта. Типичное спортивное сооружение, как и везде используемое для культурных мероприятий. Довольно демократичная обстановка можно пройти и пресс-центр, можно туда и не ходить, можно погулять по фойе, где разместились продавцы фестивальных сувениров и закуски, можно там же смотреть и фестиваль, благо стоят несколько телевизоров, напрямую транслирующих все, что делается на сцене. Все удобства налицо.
Для прибалтийских рок фестивалей входит в привычку ориентация на северный Запад Европы при подборе гостей, игнорирование всего, что делается на Востоке от них. Вряд ли это следствие «гласа народного». Скорее здесь проявляется общая тенденция пока еще советских прибалтийских республик к обособлению, к отмежеванию от всего того, что связано со словом «русский» — будь это «русский рок» или «русский язык». Проявления этой тенденции привели к тому, что при подборе, гостей все взоры были обращены только на запад, в результате чего на «Внльнюс-Рок’89» съехались помимо сильных и действительно интересных коллективов (SUGARCUBES, SORTSOL, SEXHPIL) и относительно слабые: итальянцы JACK DANIEL’S LOVERS, западные немцы VASILINE JOYSTICK. Литву представляли знаменитый ANTIS и мало кому известная FOJE.
Итальянская группа, несмотря на предыдущую оценку, тем не менее как нельзя лучше сгодилась для открытия первого дня фестиваля: их бравурные ритмы рок-абилли и рок-н-ролла, черные кожаные одеяния» забавные прически привлекли внимание зрителей, а мощная аппаратура вбила в их сознание мысль о том, что они все таки на рок-концерте.
Пятерка SORTSOL из Дании продемонстрировала музыкальную философию, замешанную на неприятии каких-либо приятных ухищрений или красивостей в исполняемой музыке; датские ребята принимают жизнь та кой, как она есть, а потому отыграли сырой монотонный гитарный пост-панк, который внушал псе что угодно, кроме радости и оптимизма, после чего где-то надрались и бродили с затуманенными лицами по служебным закулисным помещениям. Однако, учитывая последующие выступления VASELINE: JOYSTICK из ФРГ, представляющих собой современный вариант известных в 70 е годы английских ансамблей SHOWADDYWADDY или DARTS, но с гораздо более бедной по качеству рок-н-ролльных номеров программой, я завершающих день местных героев ANTIS, следует все же признать, что в субботу SORTSOL были, пожалуй, самой интересной в музыкальном отношении группой.
Однако, впереди был день второй, он тоже предвещал массу впечатлений, потому перейдем к рассказу о нем.
Прекрасное впечатление оставил венгерский SEXLPIL. Те, кто смотрел эту группу год назад в Киеве, сходились во мнении, что венгры здорово прибавили и запросто способны представлять свою страну за рубежом. Что они и делали с успехом в Вильнюсе. Открывая программу второго дня фестиваля, они столкнулись с неожиданной проблемой — предстояло отыграть по времени почти в два раза дольше планируемого — не при ехали гости из Финляндии. Теперь можно сказать, что они с честью справились с этой задачей — целый час музыки SEXEPIL пролетел незаметно.
Группа предстала в классическом составе (3 гитары и ударные), что позволяло ей выражать свои музыкальные идеи, несколько совпадающие с теми, что проповедуют па Западе представители так называемого «готического рока» (в первую очередь MISSION). Взаимодействие двух гитаристов при поддержке прекрасно сыгранной ритм-секции создавало мрачно-эклектичный фон для Боун-подобного пения вокалиста, своим строгим черным костюмом олицетворявшего в спою очередь нешуточность ил музыкальных намерении. Приятных? сюрпризом оказались очаровательные сольные вставки трубы, хозяйкой которой была хрупкая девушка-подросток, чья тяга к смягчению контрастной мрачности музыки «Сексепил» выливалась в романтическое окутывание звуками трубы нескольких их песен. Это сочетание было настолько естественным, что, казалось, ни чего другого здесь и звучать не должно.
«Фойе» тоже оказалась в какой-то степени сюрпризом. Она меньше всего соответствовала тому типу многочисленных прибалтийских групп, который закрепился в восприятии после последних посещений тамошних рок-фестивалей. Возможно, что во многом это заслуга выбора источника вдохновения молодой литовской группы — любой мало-мальски знакомый с современной западной музыкой опознает в нем английских «Полис». Вероятно, кто-то скажет, что нехитрое дело копировать известную группу; я бы на это ответил, что, во-первых, о копировании речь не идет и, во вторых, гораздо предпочтительнее слушать, коллектив, взявший за образец чье-то заслуживающее внимание творчество, нежели иметь дело с безликой в музыкальном отношении группой, которая прикрывается как шитом псевдокрутыми текстами.
Однако, прервемся от такого рода рассуждении, поскольку на очереди главная приманка вильнюсского фестиваля — исландская группа SUGARCUBES. Появившись на музыкальной сцене в 1988 году, они заставили о себе говорить всего лишь после двух сорокапяток, возглавивших британские «инденендент чарте». Дебютный альбом лишь доказал, что тс, кто поверил им, сделали это не напрасно. И вот они в Литве, за кулиса ми Вильнюсского Дворца спорта в ожидании своего выхода. Пользуясь минутной паузой, вручаю им скромный наш «Северок» с рецензией на их альбом Бьёрк роняет вежливый комплимент насчет красивой обложки, спешно оставляет памятный автограф — все, на большее у них времени нет, они уже на сцене. Их шестеро: два солиста, Бьёрк и Эйнар, ритм-секция, гитарист и клавишница. Надо сказать, что Бьёрк оказалась очень хрупкой и очень маленькой: короткая, под мальчика, стрижка с пробором, светящиеся глаза, на сцену не вышла, а буквально выпорхнула. Не смотря на ее «мальчишеские» повадки, она довольно сексапильна, а та непосредственность, с которой она каждый раз прямо на сцене подтягивала свои сиреневые колготки, то и дело норовившие во время прыжков покинуть свое место, лишь подчеркивала это. Эйнар — крепыш с обликом крестьянского пария, бритая голова с маленьким пучком волос на затылке — тоже держался вполне непринужденно, то и дело завладевая инициативой в «постановке» номера. Песни, старые и новые, были пере мешаны: известные вроде «DEUS» или «MOTORCRASH» воспринимались на «ура!», новинки — с интересом. Последние несколько отличались от сво их предшественниц, но чем? — это придется осмыслить с выходом ново го диска (если, конечно, они туда войдут); однако, сдается мне, что этот диск в коммерческом отношении будет уступать их альбомному дебюту. Естественно, не имеет смысла ставить нм это в вину — просто после успеха своего первенца «Сахарные кубики» уже способны — обладая именем и славой — делать то, что нм хочется, не очень-то оглядываясь на тиражи своих пластинок. От «независимой» фирмы к независимому от Фирмы творчеству! Прекрасный ход!
На этом мы прервем повествование о двух памятных музыкальных днях города Вильнюса, чтобы встретиться в следующем году — если не будет там социальных катаклизмов.
Д. Бределев.