Поговаривают, будто 1989 год необычайно богат на возвращение «бывших» супергрупп*, кроме того многие «молчальники»** после гастрольных забегов и экспериментов в студиях разродились, наконец-то, очередными пластинками. Так это или иначе, трудно сулить без статистического анализа истории рок-музыки, но среди прочих напомнили о себе выпуском полноценного (даже «двойного») и знаменитые прежде «СИМПЛ МАЙНДС» (это почти четырехлетнего (!) «творческого поиска», т. к. концертный альбом 87 года не я счет). К чему же пришла группа, умевшая когда-то удивлять своих поклонников и недругов смелыми поворотами, вступив в юбилейный дли себя год? Об этом чуть позже. Предварительно стоит рассказать о них «танцуя от печки», т. е. все по-порядку, тем более, что многие уже успел» забыть, а многие еще не ус пели узнать по-этому…
Создателем группы (и ее лидером) по праву считается Джим Керр.
Первоначально он подвязался к примитивной глазговской полупанкокой команде, называющей себя «JOHNNY AND THE SELFABUSERS» (Джонии и Самохулители), куда входили также и его школьные приятели Брайен МакГи и Чарли Берчилл (соответственно ударные и гитара, тогда как Джим преимущественно пел). После закономерного распада «самохулившейся» группы тройка друзей, пристегнув бас-гитариста Дерека Форбеса (27.06.56) и специалиста-клавишника Мика МакНила (20.07.58), сформировали «СИМПЛ МАЙНДС». Традиционная скромность не позволила ни обозваться иначе, как «Простые Умы» или «Простаки».
Энергичных ребят (а они были таковыми) судьба свела в Эдинбурге с владельцем магазина грампластинок Брюсом Файндлэем, который и стал их менеджером. Он и связал их договором со своей собственной грамм-этикеткой «ZOOM», входившей в торговую сеть фирмы «Ариста». К концу 1979 года у «Симил Майндс» на счету уже два альбома. Первым вышел причудливый, образный, но несколько производный «LIFE IN A DAY», где особенно выделялась «CHELSEA GIRL». За ним последовал «REAL ТО REAL CACOPHONY», который состоял из смеси странных шумов и зловещего хард-рока. Столь резкие стилистические шатания весьма рискованы даже для общепризнанных групп, но Керр и Со с первых шагов казались независимыми в творчестве. Эксперименты тех лет так запутали критиков, что они затруднились решить — были ли «Симпл Майндс» просто собирателями влияний («ROXY MUSIC», «MAGAZINE», «DOCTORS OF MADNESS», «GENESIS», «VELVET UNDERGR») или же совершенно новой силой?
Стереотипы восприятия сметаются выходом альбома №3, прекрасного для 1980 года «EMPIRES AND DANCE», полностью отличавшегося от всео, что группа делала раньше. «EMPIRES» явился замечательной демонстрацией электроники, в таком широком диапазоне, что его по нраву можно отнести к лучшим работам этого стиля (если можно говорить о таковом при тьме совершенно непохожих друг на друга команд, объединяемых лишь ориентацией на электронное звучание), причем исключительно своеобразной: жесткий, агрессивный ритм, мрачные узоры клавишных, обрамляя характерный вокал Керра, создавали волнующие, пессимистические картины. Казалось, что «Симпл Майндс» подхватили эстафету германских электронных групп, подняв их музыку на качественно иной уровень, синтезировав ее холодность с эмоциональностью фанка и романтичностью шотландского фольклора.
Примерно в это же время они совершают первое большое концертное турне по Европе (правда, лишь поддерживая Габриела), поражая зрителей странным имиджем на сцене: два цвета — черное и белое, Керр (черные волосы, белая рубашка) со злым изяществом подает свои изломанные стихи, разрушая механический характер музыки…
Несмотря на определенный успех «Майндс» так и не удается добиться хит-сингла. Может быть, это и ускорило полный разрыв с фирмой «Ариста», после чего группа заключает контракт с «Вирджин Рекорде». Здесь они сходятся со стареющим хиппи и толковым гитаристом Стивом Хилледжем, которого и приглашают продюссировать запись своей очередной работы. Перекрыв лимит выделенных студийных часов, перерасходовав бюджет, «Симпл Майндс» выдали на гора двойной комплект «SONS AND FASCINATION/SISTER FEELING CALL», который явился примером того, что количество отнюдь не всегда переходит в качество: половина номеров явно неудачна, сделана лишь для заполнения объема. Тек более выделялись на общем фойе песни «SEEING OUT THE ANGEL, LOFE SONG, IN TRANCE AS MISSION», построенные на повторении ритмов, отработанном еще в «Империях», но более яркие и красочные Условно это можно было назвать симфоническим фанком (причем их интерпретация являлась достаточно оригинальной для тех лет).
Между тем барабанщик Брайен МакГи не выдерживает стресса почти непрерывных гастролей (судьба их забросила даже в Австралию, где они разогревали «Айсхаус»), уходит, оставив группу в сложной ситуации. Но… вера в себя поворачивает колесо фортуны в их сторону: весной 1982 г «Я обещал тебе чудо» наконец-то стала боевиком. Эта запись стала отправной точкой самой плодотворной фазы группы «Симпл Майдс»* с новыми силами и в поте лица начали работать над темами, что впоследствии вошли в альбом «NEW GOLD DREAM (81-82-83-84)», ознаменовавший расцвет их творчества.
Конечно, можно высказать ряд критических замечаний по поводу «Но вой золотой мечты» — может быть, чересчур выровненная пластинка. Но, несмотря на то, что продюсеру Питеру Уолшу так и не удалось выделить тот динамизм, взрывную энергию эмоций, характерные для группы на сцене, за внешней сдержанностью ощущается глубокая страстность, мучительная боль переживаний. Аранжировки альбома отмечены редкостным мелодизмом и грацией, техника как музыкантов, так и людей, занимавшихся микшированием, просто отличная. «Новая золотая мечта» была подлинной удачей группы и, казалось, лучшее сделано и требует в дальнейшем лишь подтверждения, обеспечивая безбедную жизнь на лаврах, но…
Но уход барабанщика МакГи повлек за собой целый ряд временных замен, пока бывший «сейшн-мэн» Мел Гэйнор (29.05.60) не согласился на приглашение постоянно работать. И с конца 1982 года он в группе. Включение Гэйнора в «Симпл Майндс» совпало с тем, что позже было расценено критиками как решение команды Керра нацелиться прямо в упитанное сердце аудитории мэйн-стрим-рока.
После некоторых раздумий над кандидатурой Алекса Садкина в качестве их нового продюсера, они остановились на вездесущем Стиве Лиллиуайте. Тот уже сделал три альбома с «Ю Ту», а также дебютный альбом «Биг Кантри» (не считая экспериментов с «Ультравоксом» и рядом других групп), когда начал работать с «Майндс» — казалось, что они решили связать свою судьбу с так называемым «Движением Нового Рока», только что созданным музыкальной прессой. Это было печально, потому что ранее «Симпл Майндс» никогда не нуждались в том, чтобы заявлять о лояльности кому бы то ни было кроме себя.
Тем не менее, появившийся в результате «SPARKLE IN THE RAIN» был хорошей пластинкой по любым стандартам. «UP ON THE CATWALK. THE BOOK OF BRILLIANT» и особенно «SPEED YOUR LOVE TO ME» производили сильное впечатление и надолго запоминались, «KICK INSIDE» генерировал «животную» энергию, «WATERFRONT» сказал за себя сам, став очередным хит-синглом. Нa первый взгляд альбом казался очень мощным, завораживал его напор, неподдельная искренность, раскованность. Но в то же время что-то было утеряно. Возможно, это случилось потому, что увесистые, пулеметные перкашн Мела Гэйнора закрыли собой взаимосвязи между гитарой Берчилла и нскусснымн клавишными МакНила, и, быть может, справедливо, что они вдруг зазвучали как другие рок-группы (в частности. «Дженесис» тех лет) возможно, они этого и хотели, но выигрыш тогда похоже сыграл роль детонатора их последующих ошибок. Так или иначе» пластика вторглась в британские «чарте», достигнув верного места в начале 1984 года.
Затем странные вещи стали твориться вокруг «Симпл Майндс». Во время английского турне Керр заболел — опять результат бесконечных гастролей — затем совершенно неожиданно всплыла новость о том, что в Нью-Йорке он женился на Крисси Хайнд из «Претендерс». Может быть этот союз между аристократичным Керром и упечатанном в кожу рок-королевой был намеком на то, куда все может двинуться?
Лондонские концерты, которые «Майндс» играли вскоре, явились опьяняющей смесью трагедии и фарса. Занавес сцены открылся, чтобы показать усевшегося — не слишком устойчиво на шесте Керра, который на всем протяжении программы задирал аудиторию напыщенными заявлениями и выкриками «Вверх!», «Выше!». Он, казалось, попал под чары Боно из «Ю Ту» (гораздо лучше подходящего к драматической мимике). Джимми же смотрелся просто как человек, примеривающий на публике плохо подходящее новое лицо. Но хуже всего было то, что группа играла словно на конкурсе за место в ион шоу, лишившись своей редкой утонченности и изящества.
О причинах внезапных перемен можно лишь гадать, хотя предположительнее всего, что это были попытки реализовать честолюбивые замыслы, утвердиться на американском рынке. Вполне возможно, что «Майндс» устали считаться группой для критиков, которой будто бы дела нет до широкой аудитории. Похоже, успех опять был неотделим от кризиса (как и в 1982 году). Правда, на этот раз все оказалось хоть и не таким явным, но гораздо более сложным. То есть, внешне все вроде бы о’кей успешно выжимаются деньги из новой программы путем бесконечного марафона концертных турне, лестные отзывы критиков, твердые позиции в хит-парадах. Весь 1984 год был посвящен «поживанию плодов».
Летом 1986 «Симпл Майндс» вновь в студии — обрабатывают заготовки нового «лопгплэд». На этот раз его продюсирует тоже достаточно известный в мире рок музыке Джимми Иовайн. О возросшем авторитете группы говорит и то, что работают они, главным образом, в Нью-Йорке в сотрудничестве с такими именами как Карлос Эломар, Майкл Бин. Боб Людвиг и т. д. (все это заведомо подразумевало «американизацию» музыки). Так оно и случилось: вышедший осенью «ONCE UPON A TIME» явился чудным образцом коммерческого подхода и был явно нацелен на окончательное покорение американского потребителя. Этот альбом походил и на «SPARKLE…» (но был не так резок и энергичен), и на «DREAM» (но не столь торжественней и печален), короче говоря, он был похож на «Симпл Майндс», но был похож и на многие другие команды, усиленно эксплуатировавшие в это -время возрожденный и коммердоалнзопапнын фанк. «I WISH YOU WERE HERE, ONCE UPON, OH JUNQLELAND» — достаточно крепкие вещи, им присущ и динамизм, и мелодика, но они заметно вторичны по отношению к прежнему творчеству группы.
Между тем, Керр считает, что нм выбрано верное направление Он те перь строит свою концертную программу исключительно на последних двух альбомах и целиком посвящает себя гастрольной деятельности, шлифуя лайв-шоу, стремится стать своим человеком у публики. Чрезмерное увлечение гастролями практически не оставляет времени для работы в студии (похоже, и не было желания у них тогда что-либо делать). В итоге только в 1987 году выходит двойной альбом — да и то запись концерта — «LIVE IN THE CITY ОF LIGHT», где ничего яркого практически нет. Попутно Керр не устает подчеркивать, что все, сделанное им до 1983 года, следует забыть «Симпл Майндс» будто бы начинаются со «SPARKLE..». Эти его заявления, мягко говори, удивляют многих старых поклонников.
Но время идет, постепенно «Симпл Мзйндс» все дальше отходит в тень более удачливых команд, сокращают количество выступлений, но с горизонта не исчезают, забыть о себе не дают, сохраняя авторитет призванной супергруппы. Керр заметно склоняется к политике, расширяет круг своих друзей, активно участвует и благотворительных акциях. Одно временно группа возвращается и к студийной работе.
В 1988 году «Симпл Майндс» выступают на супер-концерте, посвящением 70-летию Н. Манделы (внеся также заметный вклад в организацию этого грандиозного шоу), где демонстрируют фрагменты своей новой программа, в частности, ставшую впоследствии знаменитой «Мандела Дай». Керр и его партнеры выглядят заметно остепенившимися, спокойно-уверенными и себе, 6es мишуры и лишней аффектации. В том же ключе и их вещи: более мягкие, чем прежде, с заметными ритм-энд блюзовы ми элементами, они, тем не менее, создают ощущение сдержанной силы. Похоже, что «Майндс» нашли себя именно в этом полуоопсовом, полу прогрессивном стиле, что и подтвердил вышедший в 1989 году «двойник» «STREET FIGTING YEASR» (предварительно была выпущена ЕР «BELFAST CHILD» — 4 вещи, которые вошли потом в альбом). Эти пластинки показали, что на группе еще рано ставить крест. Конечно, здесь уже несколько иная концепция «Симпл Майндс», ко так или иначе достаточно удачная (да и наивно надеяться, что они вернулись бы к поискам начала 80-х, новые времена рождают новую музыку). Резкие краски прежних лет заметно смягчились. Эмоциональный надрыв сменился спокойной уверенностью, неожиданно мелодично зазвучала гитара (правда, местами слишком уж под Нопфлера), существенно украсив музыкальную палитру. Социально-политическая тематика обрела конкретность (в отличие от прежних аллегорий), поимер тому — «Мандела Дзй». «Белфаст Чайлд», «Бико», «Симпл Дайндс» теперь можно слушать на салонных вечеринках и на демонстрациях протеста, они добились «понимания у народа» (возможно, чем-то и пожертвовав, но стоит ли теперь об этом гадать.) Их можно любить или не любить, но не уважать нельзя
Короче, ребята славно отметили свои юбилей и можно надеяться, что это их не последнее слово, и кто знает, куда они повернут а худущем. И находки, и потери у «Симпл Майндс» еще впереди.
Л. Керрзон.
* «Бич Бойс». «Ролинг Стоуне». «Дуби Бразерс».
** Под Маккартни, Питер Габриель