Вот до чего дошло. Мне, неотягощенному физической деятельностью жителю далекого от рок-магистралей провинциального северного городка, приходится брать под защиту почтенных ветеранов рока. Меня просто удивляет, когда некоторые дотошные и занудливые критики (Чарльз Мюррей, например) обрушиваются на Боба Дилана или «Роллинг Стоунз» только потому, что их новые альбомы, видите ли, не ведут к революции к рок-музыке и не потрясают разум поэтическими метафорами. Как будто трудно понять, что невозможно двадцать пять лет подряд выдавать свежие идеи или чудо-откровения. Вполне достаточно того, что они уже сделали для развития рока. А если «Кровь на рельсах» или «Банкет нищих» гениальные альбомы, то возможно ли вообще создать что-то луч шее? Можно сделать лишь что-то другое. Вот это и не нравится критикам и наиболее фанатичным поклонникам. Ну, а что плохого в том, что звучат они «слишком» технично и профессионально? Может, изображать на четвертом десятке юношескую неопытность или умышленно вводить сбои и шероховатости? И совсем уж кощунственно упрекать, скажем, «The nо» в том, что те когда-то пообещали «умереть», прежде чем насту пит старость» и… не умерли. Да и можно ли назвать сорок с небольшим старостью?
Вообще-то я не ставлю целью оградить от нападок заслуженных рок- музыкантов — эго не в моих силах, да и не скромно как-то, да и не нуждаются они ни в чьей защите; а хочу привлечь ваше внимание к реанимационным явлениям, протекающим нынче в роке. За все время существования рок-н-ролла десятки и сотни известных и менее известных групп создавались, распадались и возрождались вновь. И каждое их новое появление (за редким исключением) сопровождалось потоком критических обвинений:
…стоило ли реанимировать прошлое?…, … ничего нового… и т. д. Лично я с пониманием и с интересом отношусь к заявлениям о возобновлении чьей-либо деятельности. Для меня это — как встреча после долгой разлуки со старыми добрыми знакомыми.
Само явление рок-реанимации — вполне естественный результат сложных причинно-следственных отношений, существующих в рок-музыке, кроме этого и, как мне кажется, защитная реакция единого рок-организма на возможность разрушения вирусами пострашнее СПИДа: немецким великодержавным евродиско, международной коррозией металла и американским сладкоголосым пением кастратов с лицами цвета неземного происхождения. Современный и наиболее плодотворный ее этап начался где-то с середины 80-х и продолжается по сей день. Наше с вами право слушать или не слушать музыку «возрождения», дело критиков — морщиться и сожалеть по поводу выхода того или иного альбома, подробно разбирать причины и следствия — занятие для ученых-рок-н-роллогов, если такие есть, я же просто отмечу наиболее интересные, на мой взгляд, события в этой области за последнюю пару лет и. притом, в очень короткой форме:
— Первый за последние шесть лет альбом «AVERAGE WHITE BAND» носит название «Aftershock».
— Бывший участник «Джетро Талл» МИК АБРАХАМС решил возродить свой «BLODWYN PIG». Последняя попытка сделать это была пред принята им около 15 лет назад.
— Две группы, которые с полным правом могут войти в Совет Ста рейшин рока, «БИ ДЖИЗ» и «БИЧ БОПС», представили в 1D89 году но вые альбомы — «Опе» и «Still Cruisin» соответственно.
— Нестареющий ветеран британской сцены ДЭВИД БОУИ после за тянувшегося флирта с танцевальными ритмами — с новым стилем в составе новой группы» «TIN MACHINE». Последняя его группа — «Пауки с Марса» — прекратила существование в 1974 году.
— Гитарист распавшихся в 1983 году «Оллмэн Бразерс Бэнд» ГРЭГГ ОЛЛМЭН возобновил активную деятельность. Оба его альбома — «Я не ангел» и «Пока не пролетели пули» — пользуются большим успехом.
— ДЭВИД КРОСБИ, СТИВЕН СТИЛЛС, ГРЭИМ ИЭШШ и НИЛ ЯНГ никогда и не прекращали своей деятельности, как по отдельности, так и в различных сочетаниях. Их первый в этом десятилетии коллективный труд получил название «Американская Мечта».
— Сенсация! «Битлз» снова вместе! Джона Леннона заменит Оззи Осборн, который пьет теперь исключительно тыквенный сок и спешно берег уроки игры на гитаре у Кози Пауэлла… Вы уже поняли, что это шутка. И оценили. «Битлз» не вернутся, хотя каждый из них обладает сейчас необычайно высоким творческим потенциалом. Это прежде всего относится к ПОЛУ МАККАРТНИ и его прекрасным «Цветам в грязи». С момента выхода не менее хорошего альбома Джорджа Харрисона «Облако 9» прошло два года. За это время он успел принять участие в проекте «Странствующие Уиллбернс», о чем чуть ниже. Даже славный Ринго Старр собрал целую когорту именитых музыкантов для концертной поездки по северо-американскому континенту.
— «Давайте работать вместе» — решили бывшие участники «CANNED НЕАТ» и, не долго думая, записали пластинку с таким же названием.
— О желании посетить нашу страну заявили музыканты оркестра электро-музыкальных инструментов «ЕГО». Последнее кратковременное появление этой группы зафиксировано в 1986 году.
— Единственные, по отношению к кому термин «реанимация» звучит не очень подходяще — это «мертвецы», хотя и «благодарные» — «GRA TEFUL DEAD», которых можно услышать: с Диланом — на концертнике «DILAN & DEAD» и без Дилана — на студийном «Built То Last».
— Третью попытку возродить свою группу предприняли участники «IRON BUTTERFLY». Последняя их совместная работа датирована 1975 годом.
— Легендарный «Самолет Джефферсона» снова в полете с одноименной пластинкой. За все годы существования группа претерпела такое количество изменений состава, что позволило ряду ее участников не только сохранить существовавший ранее «Старшин», но и подготовить очередной диск «Любовь среди каннибалов».
— Создатель самой популярной в мире «Абракадабры» Стив Миллер записал очередную «белиберду» под названием «Born 2В Blue».
— Долгих три года не утихали слухи о судебных разборках
— распаде «Роллинг Стоунз», которые наконец-то развеялись с выходом «Стальных колес», Отличный альбом, отличная группа и к тому же едет к нам на гастроли.
— «TEN YEARS AFTER», собственно говоря, официально никогда и не распадались. Они изредка мелькали на различных рок-фестивалях да и с выхода последней пластинки «Положительные вибрации» минуло всего 15 лет, и вот вам новая работа в классическом составе под названьем «About Тime» и возможный приезд на «Вильнюс-рок».
— Совсем немного времени прошло С тех пор, как вновь собрались вместе «URIAH HEEP», но они уже имеют две пластинки: концертную «Live in Moscow» и студийную «Raging Silence».
— Похоже в двух составах будут существовать ныне «YES». Первый из них носит историческое название и включает Криса Сквайра, Тони
Кэйя, Алана Уайта и Трэвола РабиНа, а второй — с громоздким названием «Андерсон, Брафорд, Уэнкман, Хау» — уже записал одноименную пластинку
Не обошлось и без создания новых супер-групп:
— Вокалист Пол Роджерс (экс-«FREE», «BAD СО», «THE FIRM») и барабанщик Кении Джонс («THE WHO») объединились под названием «LAW».
— Два участника легендарных «МОТТ THE HOOPLE», Иан Хантер и Мик Ронсон снова встретились в «Хантер-Ронсон Бэнд». Их первый альбом имеет сложное название «Y. U. I. ORTA».
— И, наконец, самая, пожалуй, удачная из «новичков» — группа «TRAVLLING WILBURYS», в которой сошлись Том Петти, Джефф Линн, Джордж Харрисон, Боб Дилан и, к сожалению, покойный уже Рой Орбисон. Их дебютный альбом долго не покидал таблиц популярности.
ПОЖАЛУЙ, ХВАТИТ ПЕРЕЧИСЛЕНИЙ…
Для подобных Чарльзу Мюррею хочу оговориться: да, не все попытки тряхнуть стариной оказываются удачными. Но не надо относиться к этому с трагической предопределенностью и брюзжащим скепсисом:мол чего от них ждать? Все равно «Пинк Флойд» не переплюнут «Стену», а «Дип Перпл» — «Ин Рок». Да, возможно, но все равно это будет просто хорошая музыка без претензий на исключительностьи революционность. А ее порой так не хватает.
И нужно только радоваться, если возродятся вдруг «Велвет Андеграунд» или скажем, «Квиксилвер Мессенджер Сервис», да еще и заедут к нам на гастроли. Ведь только благодаРя желанию музыкантов снова работать вместе (и потеплению политического климата, естественно) нам удалось живьем увидеть столько корифеев рока…
Олег БЕКЕТОВ.
(* Обрывки его «небезынтересных высказываний» вы могли и не заметить в «Комсомольской правде» от 11 февраля с. г.)