ЛАБОРАТОРНЫЕ ПРОБЫ В ДК им. ГОРБУНОВА

Очередным сезонным фестивалем московская рок-лаборатория отметила свое славное четырехлетие. Двухдневный марафон (двадцать одна группа) проходил в ДК. им. Горбунова, старом прибежище московских рокеров. В отличие от 7-го ленинградского фестиваля все выступления снимались на видео объединением «Прямая речь» и записывались рок-лабораторской студией «Колокол». Был на удивление хороший аппарат и техники из персонала «Автографа», что подтверждало смелую гипотезу о возможном сотрудничестве любительских команд и профи.

Несмотря на отсутствие ряда известных групп (ЭСТ, НЕБО и ЗЕМЛЯ, ИНСТИТУТ КОСМЕТИКИ), фестиваль стал настоящим праздником рок-н-ролла. Обрадовало снижение процента металлолома, которым москвичи обожали пичкать публику в огромных дозах; ведь еще в прошлом году фестиваль надежд состоял из дня металлических групп и дня всех остальных. Падает интерес публики к хэви-металл, падает и желание музыкантов работать в этом откровенно тинейджерском жанре (в немалой степени в вследствие изменения конъюнктуры). Девизом этого фестиваля стал лозунг «Нот фо сэил», то бишь «Не на продажу», что было не сов сем точным, ибо группы коммерческой ориентации на сцене были, но были и такие, кою при всем желании никому и никуда не удастся продать. А публика шла на настоящую, некоммерческую музыку, требующую от слушателя известной умственной работы, наводя на разные мысли о жизни и о себе. И такая музыка была.

Уже говорилось о падении интереса к металлу — соперниками его все больше становятся панк, — пост-панк и различные направления вол новой музыки, не приводящие, впрочем, к качественному скачку. Похоже, танцы на костях «Лед Зеппелип» и «Блэк Саббат» уже закончились, сменившись вихляниями на останках «Секс Пистолз» и «Джой Дивижн».

На фестивале отсутствовала одна из ключевых фигур московской панк-сцены — ИНСТИТУТ КОСМЕТИКИ, остальные же группы этого клана играли либо пост-панк, либо мешанину из пост-панка, психоделии и др. В основном это новые команды, появившиеся в 1988 году, неплохо отыгравшие последний «Фестиваль надежд» и пробивающиеся в верхний эшелон, правда, без особого пока успеха.

Первыми из этого отряда играли НОГУ СВЕЛО. «Мэд Макс» Покров ский носился но сцепе как угорелый и высоким голосом пел совершенно безумные песни о лысой девочке и детях, отравившихся фантой. Энергия панка неплохо разбавлялась психоделическими фрагментами. Столь же весело было на выступлении пост-панковского квартета РУКАСТЫЙ ПЕРЕЦ.

Двойственное впечатление оставила АМНИСТИЯ. Это трио похоже сразу нацелилось на международный успех и отыграло половину программы на английском, вызвав праведный гнев части зала. Вторая половина была на русском, но тексты оказались настолько слабыми, что и классические пост-панковские аккорды потеряли привлекательность.

А вот МАТРОССКАЯ ТИШИНА оказалась отличной командой, которая играла быстро и жестко. Певец Герман Дижечко был убедителен, а Борис Шкляпко удачно совмещал вторую гитару и клавишные. Тексты обнаружили наличие не только хорошей злости, но и достаточной самопародии (как в песне «Тайцы бунта»), ТИШИНА тоже спела пару песен на английском, но это почему-то оказалось в кайф.

Год назад распалась волновая группа ПАРИ и на ее обломках появились две информации: ПОГО и Т-34. Они играли в один день и даже одна за другой, представляя отличные объекты для сравнения. Обе группы были широко разрекламированы официальными и неофициальными ни другие не показали чего-нибудь интересного. ПОГО своими монотонными песнями почти вызвали головную боль, недалеко ушли и пятеро «танкистов». «Т-34» стала первой группой, освистанной залом, критическое отношение которого к происходящему на сцене постепенно усиливалось.

ВА-БАНКЪ — уже ветераны, они играют с весны 1986, причем качество их игры неуклонно возрастает. Настроение зала резко поднялось, когда на сцену выбежали Александр Скляр, Алексей Никитин, Егор Никонов и Александр Маликов. Они явно не теряли времени даром в своем недавнем европейском турне — в их активе умение завести зал, толковое шоу и некоторые важные мелочи, которые в сумме создают пресловутый «международный уровень». Не обращаясь ни к Брайену Ино, ни к Дэйву Стюарту, ВА-БАНКЪ выпустил в этом году альбом на «Поларвокс Рекорде» (права на него уже перекуплены «Уорнер Брос»), в начале следующего года ожидается второй. Под конец своего выступления они чуть смазали общее впечатление, затянув на дурном английском «Ду ю уонна дэнс?», но все равно, хорошая группа ВА-БАНКЪ, покупайте их пластинки, граждане Западной Европы и Америки!

Несмотря на «гонения» со стороны панка, металл все-таки был представлен на фестивале, по опять же без своего лидера, ЭЛЕКТРО-СУДОРООЖНОЙ ТЕРАПИИ. Единственным представителем «чистого» хэви-металла оказалось трио КЛИНИКА. Школьный пиджачок на басисте (лидере группы) точно отражал интеллектуальный уровень команды. Жалкие попытки создать шоу воплотились в наряженной в школьную форму девице с красным галстуком, которая то и дело бегала через сцену и читала маразматические стихи опять же на школьную тему.

«МАРШ» (не апрельский) был менее претенциозен, не столь тяжел, но все так же скучен.

«Женская БОЛЕЗНЬ» — писала «Сдвиг-афиша» — играет панк-металл отягощенный женской логикой». Чего-чего, а уж логики не бы и в помине, зато было полное отсутствие всяких комплексов и грязный хард на морально-бытовые темы. Со времени «Фестиваля надежд» группа обзавелась басиссткой и несколько остепенилась; во всяком случае Джанис больше не разбрасывалась женским бельем направо и налево а лишь изящно вращала над головой лисий воротник. Публику же, похоже волновало не столько гитарные запилы и хриплый вокал, сколько сама атмосфера скандала, являющаяся непременной ситуацией БОЛЕЗНИ

Инструментальный квартет КОМБО уже успел поиграть в Европе и в Штатах (и по слухам не так плохо). Их музыка напомнила раннюю стадию КВАДРО с той лишь разницей, что здесь на первом плане не клавишные, а гитара Риты Тимофеевой.

АЛИБИ были наиболее достойными представителями традиции — Сергей Попов продолжает следить за политическими событиями внутри страны ,откликаясь на них новыми опусами. «Немое кино» оказалось самым приличным произведением, хотя и другие вещи 39-летнего гитариста ЖАР_ПТИЦЫ зал принимал так же тепло. «Папа Рок», как называл себя Попов в одной из песен, еще раз доказал, что тверда сжимающая его гитар десница. В итоге традиция стала, пожалуй, единственным направлением, где не было открытий. Эти группы оказались наименее интересными, все ходы легко предугадывались, прототипы находились без труда.

Три группы сделали ставку на шоу — ПОРТ-АРТУР, МАНГО MAНГО и ТУПЫЕ. В первом случае острота темы чуть прикрывала убожество музыкальных идей, во втором произошло счастливое слияние музыки, стихов и сценического действа, ТУПЫЕ же покачали наличие довольно оригинальных идей, но воплощение их было крайне неудачно. Но по-порядку: ПОРТ-АРТУР, известный своими традициями хорового пения. за ставил зрителей встать с кресел — исполнялась мини-парт-опера «Картинки с конференции», где пресловутое «дело Ельцина» представало в оформлении типа «Иисус Христос Суперзвезда». Ария Кузмича, ария Генсека — все это было забавно, но не более. Уже в середине оперы обладатели наиболее тонкого вкуса стали не слишком тактично и во весь голос обвинять ПОРТ-АРТУР в конъюктурности. «Картинки…» походили на политический анекдот, спетый на три аккорда.

МАНГО МАНГО, подобно МУХОМОРАМ и СРЕДНЕ-РУССКОЙ ВОЗ ВЫШЕННОСТИ нашедшее источник вдохновения в концептуальной живописи, показало совершенно отвязанное шоу, где помимо шестерых музыкантов участвовали десяток «гёрлз» в тельняшках, ковбои, комбайнеры и прочие монстры. Эта пестрая компания во главе с вокалистом в турецкой феске и алых шароварах своими псевдо-африкано-азиатскими напевами об аквалангистах, бананах и прочих экзотических штучках совершенно поставила публику на уши.

ДИАНА и ВСТРЕЧА НА ЭЛЬБЕ представляли этакую рок-ион астра- IV, где всеми силами имитируется облик крутого рокера, а на дело все гогораздо» ближе к Юрмале, чем к рок-н-роллу.
Полную им противоположность представляли абсолютно некоммерческие КЕПКА и ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ. Это была хорошая интеллектуальная альтернатива, которая часто (как у ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА) ликорнями находятся в рок-н-ролле, а головой – Бог его знает где. Возможно в подсознании Владимира Корешкова, лидера КЕПКИ, художника и экс-гитариста МАНГО-МАНГО, таятся истоки его странной парадолксальной музыки, чуть схожей с панком, но больше претендующей на звание»русской народной галлюционации», ибо Владимир буквально заворожил зал своими песнями, где не было слов, а был лишь его яростный голос.
Как это ни странно, но во время выступления ОТКАЗА ни панки , ни металлисты не только не бросают на сцену тяжелые предметы ,а в отдельных эпизодах даже аплодировали. Может сыграл свою роль статус Звезд» альтернативной музыки ,а может нашли путь тинейджерским серцам джаз-реггевские медитации группы. Нервная гитара Романа Сус,лова, холодные клавиши Максима Трефана, отличная ритм-секция Дмитрий Шумилов – Михаил Митин — одна из крутейших команд фестиваля. Браво!

КРЕМАТОРИЙ завершил программу первого дня. Человек в черной шляпе и темных очках, Армен Григорян никогда не стремился стать рок-звездой, его группе хватало нескольких соиен поклонников в залах каких-нибудь ДК. «Вдали от глобальных идей», КРЕМАТОРИЙ стал тем, кем есть – выразителем народного духа рок-н-ролла, его энергии, напора, юмора, оптимизма. В том что народ любит Григоряна и его команду каждый мог убедиться вечером 28 октября в «Горбушке», когда панки, хиппи. Металлисты ,лысоватые дядьки и тети в годах самозабвенно отплясывали, забравшись на сиденья кресел, в течение всего часа «всеобщей кремации». Сопровождаемый многоголосым хором, КРЕМАТОРИЙ исполнял десяток известных и любимых песен, от «Безобразной Эльзы» до «Америки». Ничуть не хуже оказались и четыре новые вещи с послед него альбома «Клубника со льдом».
Уже несколько дней ходили по городу слухи, что фестивальный концерт ЗВУКОВ МУ может стать последним, так что страсти к их выступлению вечером второго дня накалились до предела. Обычная десятиминутная пауза растянулась втрое, по публика все простила, когда узнала, какие люди настраивали инструменты.
И вот, под рев зала, появился Мамонов, великий и ужасный. Петр Николаевич (но случаю праздника в белой рубашке) сразу оправдал худшие опасения, заявив, что «группа прекращает свою стариковскую деятельность», и что па ее обломках будет создано как минимум два новых ансамбля: «МАМОНОВ И АЛЕКСИИ» и «ПАВЕЛ ХОТИН И ДИНОЗАВРЫ». Зал утер слезу и… уже через секунду танцевал па спинках кресел, подпевая Мамонову и его хитам: «Источник заразы», «52-й понедельник», «Шуба-дуба Блюз», «Бумажные цветы»… На «Сером голубе» по явился фаготист, потом Петя вывел на сцену еще четверых очень известных людей, в разное время игравших со ЗВУКАМИ: Леша Павлов уступил место за барабанами Карену Саркисову, а сам переквалифицировался в трубача, под овации зала вышел Сергей Рыженко, бывший барабанщик группы Михаил Жуков взял саксафон, а Артем Троицкий — гитару.
С блеском исполнена последняя песня и супер-оркестр русской народной галлюцинации покидает сцену… Липннцкий потрясает гитарой, Мамонов прощается с друзьями и с залом, но не уходит и снова поет, теперь уже один. В зале овация…
Короче, к чему все эти подробности. Создается у меня впечатление, что несмотря ни на что, вопреки всему, рок-н-ролл еще ой-ой-ой как жив! Да и мы не такие уж дохлые. Но это мое личное мнение. Вот так.
А. Наместников (Москва).


Обсуждение