С ЛЮБОВЬЮ К ЮГОСЛАВИИ

Мы — дети соцреализма и внуки авангарда.

Если бы всего полгода назад Вы спросили меня, как я отношусь к югославской группе «Лайбах», то в ответ услышали что-нибудь иронически-издевательское. Да, в последние годы с рок’н’рольной карты мира исчезло мною белых пятен, но до сих пор остаются огромные неразработанные (или не благоприятные для этого?) территории, занимаемые преимущественно социалистическими и другими слаборазвитыми странами. Название «Лайбах» тем временем периодически появлялось на страницах серьезных журналов, рок-изданий и в списках «Независимой» популярности, и когда совсем недавно я готовился впервые прослушать запись этой группы, разум мой был уже в достаточной степени усыплен, хотя сердце и не излучало никаких эмоций… То, что я услышал, оказалось достойным ушей всех любителей нетрадиционных методов рок-терапии.

Однако, вернемся к истории группы, о которой, правда, еше не было сказано ни слова…

Восьмидесятые годы явились крайне сложными для Югославии: бремя неразрешимых экономических и социальных проблем, кризис политики и идеологии, смерть бессменного руководителя государства – И. Броз Тито и как результат… выход из подполья и широкое развитие неофициальной культуры вообще и рок-культуры в частности. Аналогичные процессы как мы уже знаем, происходили и в ряде других стран социалистического содружества.

Осенью 80-го года в местечке Трбоуле, что находится в республике Словения, начало свою деятельность неформальное объединение «Лайбах». Это была группа молодых художников, создавших в манере немецкого экспрессионизма картины и пространственные формы с доминирующей индивидуальной тематикой. Желание воздействовать на души и сознание более широкой аудитории самым естественным образом ввело их в мир рок-музыки.

Первые участники группы не известны: признавая лишь коллективное творчечтво, они не афишировали свои имена. Однако с полной достоверностью можно сказать, что в настоящее время в ее состав входят четыре человека: Милан Фрас, Эрвин Матшек, Деджан Киез и Иван Новак.
Широкой югославской общественности «Лайбах» стали известны в 1983 г., благодаря скандалу на загребском фестивале искусств. Музыканты вышли на сцену в военной форме, с нарукавными повязками, на которых был изображен черный крест, вписанный в зубчатое колесо. Этот графический элемент стал впоследствии символом группы. Музыкальные номера, представляющие собой какофонию звуков, сопровождал фильм, в котором чередовались кадры из послевоенной Югославии, парады нацистких солдат и подробности хирургических операций. Этого оказалось достаточно, чтобы выступление было прервано, что лишь способствовало росту интереса к группе. Однако, в то время, когда все пытались хоть что-нибудь узнать о «Лайбах» ,сами они лишь запутывали и сгущали вокруг себя атмосферу недосказанности и непонимании, позволяя в различных интервью иделогически невыдержанные высказывания об истории и политике тоталитарных режимов. В результате, последующие концерты группы заканчивались аналогично загребскому. «Перед каждым концертом мы психологически настраивались на арест»: — вспоминали они в одном интервью.

В 1983 роду «Лайбах» все же удалось совершить поездку по ряду стран с общим названием «Турне по оккупированной Европе» которая началась в Польше. Если учесть, что свой материал группа исполнила на немецком языке, то нетрудно представить реакцию официальных круговна это действие. Но кроме соответствующих органов, на «Лайбах» обратила внимание рок-критика старого континента, что позволило им выпустить на западногерманской фирме «Walter Ulbricht Schallfolie» двойной альбом «Recapitulacija», на котором представлены записи ,сделанные в течении 80-84 годов.
После этих событий будущее группы (точнее отсутствие всякого будущего) было предопределено. Но неожиданно в 1985 году грянула перестройка, а вместе с ней стали возможными даже немыслимые ранее вещи. В том же году словенский институт культуры утвердил концертную программу движения «Neue Slowcnishe Kunsb»: грандиозное шоу в котором участвовали группа пластики, две театральные труппы а также студия графики «Новый Коллективизм». Музыкальное сопровождение обеспечивали, естественно, «Лайбах». Они же были главными идеологами и вдохновителями всего мероприятия.
Тут необходимо сказать, несколько слов об идеологии группы, которая имеет большое, если не главное, значение в их творчестве. Она базируется на соцреализме, итальянском футуризме, официальном искусстве Германии 30-х годов, и принципе «ретроградизма истории», который можно выразить через словосочетание: «back to the future». Ребята комплексом элементов показывают, что дефромации сознания, вызванные целым комплексом элементов культуры, поставленной на службу власти, можно считать регрессивными, но с другой стороны их можно рассматривать
и как нечто новое, прогрессивное — все зависит от того, что каждый в отдельности захочет в них увидеть. В связи с вышесказанным, то, что делают «Лайбах», можно назвать тоталитарным роком. (Нечто похожее можно увидеть и на нашей рок-сцене. Я имею ввиду «АВИА», с той только разницей, что выступления последних постепенно превращаются в самопародию, тогда как музыкальные идеи «Лайбах» постоянно развиваются и совершенствуются). Мне лично кажется, что они видят мир иначе, чем большинство представителей других стилей, а уж своеобразие, и неповторимость их музыки очевидны.

На раннем этапе она представляла собой мрачные механические пульсации с текстами, напоминающими политические манифесты. Первым документом нового музыкального направления стал появившийся в 1985 году альбом «Nova Akropola», который группа записала в студии независимой британской компании «Cherry Red». Рок-критики достаточно высоко оценили его, отмечая как музыкальные достоинства, политическую зрелость, так и их гармоничное взаимопроникновение. На волне восторженных публикаций «Лайбах» удалось подписать контракт с известной фирмой грамзаписи «Mute» («Депеш Мод», «Ник Кэйв, «Ирейжд»…) для которой они подготовили «Opus Dei», увидевший свет в 1987 юту Как бы желая показать, что репрессивные методы лежат в основании даже самых демократических обществ, «Лайбах» поместили на альбоме такие известные композиции, как «Life is Life» австралийской группы «Опус» (точнее даже две версии, на английском и немецком языках, видеоролик одной из них показал Артем Троицкий в «Программе А») и «Оме Vision» Iруппы «Купи». Все они, разумеется, мало напоминают оригиналы. В целом же «Opus Dei» оказался настолько хорош, что за сравнительно короткое время достиг верхней позиции британских «инди-чарте», поставив тем самым группу в довольно щекотливую ситуацию. Постоянно подчеркивая некоммерческий характер своей музыки, участники «Лайбах» тем временем оказались в положении типичных рок-звезд. В этот момент стерлись «грань между бунтующим рок-тоталитаризмом п новым костюмом Боя Джорджа». Н то, и другое в мире шоу-бизнеса имеет одинаковую цен и ость. Отчетливо осознавая всю сложность текущего момента,» ребята из «Лайбах» прибегли к своему излюбленному способу — рок-провокации, замахнувшись на несокрушимые авторитеты британского рок-истэблиш мента: «Роллинг Стоунс» и «Битлс».
Осенью 1988 года на музыкальном рынке появился мини-альбом «sympathy For The Devil», содержащий шесть версий известной песни Джеггера-Ричардса. Он явился как бы прелюдией к альбому «Let It Ве» который представлял собой ничто иное, как обработку композиций с одноименном пластинки «Битлз». Я не являюсь большим поклонником «Битлз» по крайней мере считаю, что «Let It Ве» далек от совершенства, но «Let It Ве» группы «Лайбах» — это нечто необычное. Все песни весело закрученные в духе причудливого азартного кабарэ или же исполненные с милитаристской помпой, пушечными ударными и грубым вокалом, имеют абсолютно иные, чем у «Битлз» характер и эмоциональный накал. Например, народная английская песенка «Мэгги Мэй», занимающая у «Битлз» немногим более 30 секунд, превращается у «Лайбах» в озорную, веселую баварскую мелодию. Удачно вплетая элементы тоталитарного рока в композиции «Битлз», «Лайбах» разрушают их, одновременно создавая совершенно новые музыкальные формы.
Не знаю, что сыграло здесь главную роль: то ли удачное воплощена в музыке темы тоталитарной власти или талант и профессионализм «Лай бах» (скорее все же второе), но «Let It Ве» и вышедшая позднее на сингле композиция «Across The Universe» получили хорошую оценку как рок-критиков, так и слушателей, занимая высокие позиции в «индичарте» и являя тем самым триумф тоталитарного рока.
С выходом последнего альбома «Лайбах» минуло уже более года, похоже они готовят очередное свержение рок-идеалов пли просто оттачивают в студиях свое мастерство. Не знаю, как это будет выглядеть, но знаю, что это будет ужасно интересно. А поэтому жду с нетерпением и надеюсь.
Олег Бекетов (Северодвинск).


Обсуждение