БИГСТОН-91

В Бигстон на сем раз мы собирались долго и основательно. Сроки фестиваля были определены задолго до начала и, на удивление, не изменялись. И вот, 18 октября мы купили билеты на катер и отчалили из Владивостока. Ума не приложу, зачем мы в прошлом году четыре часа тряслись на автобусе с остановками в каждом населённом пункте, когда на катере оказалось вдвое быстрее, втрое дешевле и вдесятеро комфортнее.
По прибытии Барабашка сказала: «Я знаю: надо идти в горком комсомола!» И повторилась прошлогодняя история: до статочно покружив между горкомом партии и аптекой, и вконец заколебав местных жителей, мы встали на месте, не зная, где ещё его можно поискать. И если после этого ещё кто-то нагло заявит, что горком комсомола в Бигстоне есть, пусть первым бросит в меня чем хочет. Назревал разброд.
Но как только мы собрались уезжать восвояси, из кирпичном пристроечки к аптеке степенно вышел высоким молодой красивый и, оглядевшись по сторонам, закричал вовнутрь: Они здесь! Оказывается, шестое чувство привело нас непосредственно к штабу фестиваля — Творческому Объединению Молодежи города Большой Камень. Барабашка, поручив мне караулить свои вещички, убежала в помещение и через семь минут выскочила, размахивая талонами на еду и программой фестиваля. Эта программа — туши свет!
Там по часам был расписан наш распорядок дня — время кормления, технические репетиции, выезды на море… Подобного я не видела ни на одном фестивале в
Жизни.
Нас с Барабашкой индивидуально посадили в жёлтую «Волгу» и повезли в ведомственную партийную гостиницу, предупредив по дороге, чтобы вели себя там прилично, потому что с одной стороны от нас проживает некий адмирал, а с другой- комитетчики. Не успела закрыться дверь за нашим сопровождающим, как Барабашка убежала обратно в «штаб» и через 15 минут вернулась уже с мальчиками. Таким образом, в пятиместном «люксе” нас проживало шестеро, а тусовалось и того больше.
В номере было невероятное количество шкафов, сервант, плитка с чайником, холодильник… Захотелось немедленно сразу всем пользоваться? включать и выключать радио, закрывать и открывать шторы, без конца лазить в нишу. Правда, не работал телевизор, радио говорило, когда хотело само, а ванная классически не запиралась изнутри, но всё это было несущественно. Остальных, как выяснилось, рассовали по разным обшагам, а «Кобу» вообще поселили на автовокзале. Так что мы вполне неплохо устроились. И напрасно переживали вначале из-за такого способа расселения, потому что благодаря культурной программе мы встречались со всеми как минимум три раза в день: на завтрак, обед и вечером в зале.
И первый вечер мы провели совсем не скучно. Еще за ужином Барабашка положила оба глаза на камчатскую группу «Крем-0ода» и, посетив видеовечер, пригласила их к нам в гости на общение и распитие. Распитие «крем-содистов» не особенно волновало, а общения почти не вышло, потому что не успев зайти в номер, они всей компанией засела в туалете и принялась курить кострюки. Я лично особо не переживала, а восхищалась абсурдностью ситуации.
Утром я проснулась с лёгким блэкдодм в голове и отправила всех на завтрак, сказав, что буду краситься. В процессе макияжа, конечно, немного подлечилась.
Обор участников, состоявшийся после завтрака в зале, прошел успешно. Да ну его сбор. Нас ознакомили с ситуацией, спросили о претензиях… На сдайд-фильмы никто не пошел — все были слишком разморены о утра и настраивались на вечер.
В течение дня подъезжали новые толпы фестивальшиков, привозили, естественно, компутер, и, как я этого ни не хотела, к вечеру, мягко говоря, нажралась. Если бы на сцене была открыта оркестровая яма, я бы в нее непременно упала. Но — профессионал! — умудрилась в первый день отснять, /и неплохо/ все пленки, которые у маня были. Хорошо, что именно в первый день выступали все, кого я, собственно, и хотела сфотографировать. Но вот беда,- когда наблюдаешь концерт через видоискатель, целостность восприятия нарушается. А если честно — я совершенно не помню, кто что и как играл.
Так что с первого фестивального дня у меня будут только фотографии, а со второго только текст. Одно оправдание: концепции «ШТучки» это не противоречит.
Сверяясь с газетой и негативами, я, таким образом, «отсутствовала на следующих группах: «Пионер» /Находка/, «Крем-Сода» (Петропавловск-Камч/, «ЗПЧ» /Арсеньев/, «Фрэнк Бонд», «Туманный Стон», «Улица Адмирала Фокина», «К.Л.А.Д.И.» /все — Владивосток/.
К началу выступления «Кобы” я, наконец, протрезвела и правильно сделала, потому что такую же классную «Кобу” я наблюдала всего один раз в два года назад на концерте в Сокольниках. Гуляет упорное мнение, что «Коба” — это Ник Рок-н-ролл плюс кто угодно, а эти кто угодно без Ника — сами по себе никто. Вот уж неправда. Со временем вокруг Ника утвердились музыканты, оптимально понимающие идею «Кобы» и друг друга. И на этом концерте богатая, насыщенная музыка не просто сопровождала, а выгодно подчеркивала тексты. Участие Толика Погодаева добавило красок и мелодичности. Да и Ник с Витькой Пьяным не выёживались как обычно, а с пониманием своей задачи легко и естественно нагоняли драив. Воспроизведение в идеале, так сказать. Это выступление, по словам Ника, было последним. Но мы-то с вами понимаем, что Коба» вообще была создана для одного- единственного выступления на 2-м ДВфестивале в Хабаре. И начиная со второго концерта каждый следующий объявляется последним. И так уже 4 года.
Таким образом, первый фестивальный день вопреки традиции начавшийся «упокоем» кончился «за здравие”.

20 октября.
придя после завтрака в зал на собрание, мы застали на сцене выступление народной самодеятельности. Организатор пригласил нас подняться в помещение на 2-м этаже, не дав как следует наслушаться балалайками.
Произвели перекличку, обсудили вчерашним день и, стали планировать вечерний концерт. Разногласия, в основном, возникали из-за продолжительности выступлений каждой группы. Сошлись на 20 минутах. Было высказано немало дельных предложений, подсчитаны убытки и построены грандиозные планы на следующий год.
Обещанный в программе «выезд на берег моря» нам не светил, потому что не удалось договориться насчёт автобусов, так как все водители Большого Камня имеют обыкновение по выходным напиваться. Поэтому ж решили самостоятельна предпринять поход к воде, уверенные, что она где-то совсем рядом. Как мы искали море! Нам позавидуют даже когда-либо искавшие здесь горком комсомола. «Бастарды», затеявшие это культурное мероприятие, незаметно потерялись по дороге. А мы, задавшись целью, готовы были опоздать на концерт, но найти море во чтобы то ни стало. Группа любителей моря состояла из нас с Барабашкой, арсеньевских мальчиков и хабаровского хиппи. Шли мы туда, куда указывали нам жители, по дороге весело болтая и снимая слайды. Но едва начина чудиться морском запах, как мы тотчас упирались в бесконечный каменный забор с, колючем проволокой. Со всех сторон нас окружали звёзды: завод «Звезда», кинотеатр «Звезда, ДК «Звезда», а так же к обращения звёзд на каждом углу. Когда нам стало казаться, что весь Бигстон состоит исключительно из звёзд, стен и колючей проволоки, мы наконец взяли верное направление. И таким вот макаревичем дошли-таки до моря часа за два. Посидев на берегу в лодке и поковырявшись в песке, через 10 минут пошли обратно совершенно удовлетворённые.
По дороге в город наше внимание привлекли два выцветших флажка, укрепленных на высоте в два человеческих роста. Естественно, нам втемяшилось непременно их снять. Наблюдавшие за этим представлением мужики сообщили, что только что мы сняли флаги с дома милиции. Мы притворились глухими и со всех ног побежали от того места.
Перед концертом, пошл, что вечер будет проходить под акцией «АнтиСПИД», мы с Барабашкой расселись на полу и изобразили на флажках соответствующую стенгазету. Вернее, она расписывала один флажок изречениями, а я на другом жирно выводила «СПИД-9I». К стенгазете также приложили руку «Туманники», «32 Декабря» и другие известные певцы и композиторы.

Открывала концерт второго дня груша «Собачьи души» — команда до того обыкновенная, что я прямо-таки взъелась на них за эту обыкновенность, вроде и состав неслабый: половина «Извне», кто-то из «Банды Фрэнка», ешё кто-то подобный… В общем, профессионалы и ветераны владивостокской рок-сцены. Но играла они самый традиционным и заверенным рок — нудные запилы, минимум мелодичности, отсутствие каких-либо попыток шоу. То есть вот стоят, будто в тесной каморке на записи, а то, что пальчики по струнам быстро бегают, так это даже утомляет очень. Странно, то обладая сильным и красивым голосом, извнешный гитарист спел за весь концерт всего несколько строчек — текстов не успели сочинить, что ли? В общем, их инструментальные композиции больше походили на сырую ритмическую основу для будущего произведения, именно после прослушивания подобных ансамблей я понимаю, что не любая рок-музыку, а Барабашка по этому поводу высказалась что будто это ешё раз доказывает, что рок — это не только музыка. Надо отметать, к что публика с энтузиазмом восприняла этот мелодический примитив и в конце мероприятия «Собачьи души» назвали первыми в числе лауреатов фестиваля.
Лирическое отступление: действительно что-то в последнее время устали мы от забоя. Тянет на легкую музыку. Я втихоря дома слушаю «Форум», Марина — китайскую эстраду. А встречи начинаются диалогами: «Ты смотрела в пятницу концерт Газманова?» — «Нет, но Сдвиг смотрел, рассказывал…» Или: «Видела вчера Программу А»?» — «Нет, по другому каналу «50×50″ показывали». Или мы куда- то катимся?..
Для контраста впечатлений расскажу вне очереди о выступлении Гоголя. Прекрасно помню Гоголя по «Шоколаднице» — махровый тусовщик в рванье и Феньках, со слипшимся хаэром и странным, мягко говоря, выражением лица. Я даже вся внутри скривилась, когда он садился на катер в Бигстон. А посмотрев его выступление, поняла, что он был здесь гораздо более уместен, чем эти «Собачачьи Души». Как только он вышел, зал заволновался. Отсутствие шоу с лихвой окупилось имиджем. Немыслимая, какая-то самурайская причёска, длинная согбенная фигура. А запел,- как слон затрубил. Во выдал! Я даже аналога не подберу… Слов песен я, конечно, не запоминала, но помню, что за них не было стыдно. Ну, часто так бывает — запоёт какой-нибудь хиппи и сидишь краснеешь, будто твою «раннюю лирику» извлекли из прошлого и декламируют перед всем народом. Нет, у Гоголя в смысле стихов было в порядке. И держался он без комплексов, уверенно и свободно, хотя на сцене, кажется, только второй раз. Порадовал, короче.

«Бастард» встречали очень тепло, — неужели помнят с прошлого года? Вряд ли. Просто помолодевший вокалист Леша /уже не хочется называть его увесистым словом Бон, ну что это — бон — чек валютные, что ли?/ вышел, сияя улыбкой, поздоровался — и все прям-таки размякли. Его хрустальный голосок вызвал ассоциации с эльфами, колокольчиками, летним солнышком… Я без стёба! А что музыки, то в данном случае ярких мелодии было достаточно. Каждая композиция и в целом программа была продумана и завершена. «Русский» английский больше не резал слух и в голосе не было явной Фальши. Возможно критики и музыковеды о «Бастарде» другого мнения, но лично я на них откровенно, в хорошем смысле, отдыхала.
«Экипаж» /Большой Камень/ сначала исполнили что-то из «Рэйнбоу»,затем что-то из Глызина. Покинули сцену под, всеобщий гогот публики.

«32 декабря” /Петропавловск-Камч./послушала начало и пошла в курилку — не вкатило.
Под загадочным названием «Транквилизатор» в программе шифровалась арсеньевская «Группа Бобби Уотсона”, они же «Свирепые Колобка”, они же «Битлз”, они же «Двери”. При всей шей материнской любви к членам коллектива, на сцене я их совершенно не запомнила и, как ни напрягалась, не расслышала текстов кроме слов «бэйби… бэйби… ” Знаю, что эта группа только что собралась, не ше ет возможности регулярно репетировать и живёт в разных городах. Поэтому я лучше оставлю комментарии до следующего раза. Упомяну только, что художественный руководитель ансамбля Олег Чубыкин весь день порывался исполнить на концерте песню памяти И.Талькова «Азиза”, но что-то не решился.

Ну, про Гоголя уже написала.
Местный «Город Зомби» с этим дураком Веселовым, к счастью, не играл.
«АККустика» /Халбаровск/ — приехали, но в день перед концертом распались. Amen, то есть.
Потом, кажется, был перерыв на полчасика. Главный организатор, он же ведушй, Эдик Елисеев предпринял успешную /по сравнению со вчерашней/ попытку продать с молотка фестивальные причандалы: талончик на питание, значок с эмблемой, что-то ешё… Все эти атрибуты скупил по дорогой один из зрителей гопницкого вида. Воодушевлённый идеей, на сцену поднялся Леня Штительман, выставив на продажу свою драную куртку, разукрашенную знаками «ТС». Публика, до этого вяло накидывавшая копейки к стартовой цене, тут прям раздухарилась и вошла в азарт. Ведущий, недовольный успехом новоявленного конкурента, строго спросил: «Вы, собственно, кто?» — «Я с улицы» — ответил Лёня, не прекращая торговаться с залом. Купила одежду толстая девка за что-то около сорока рублей. И потом, напялив её на своё физическое тело, не покидала сцены до конца вечера.
После перерыва играла группа «Ра» под управлением Толика Погодаева. Капитально настроившись во время антракта, они прекрасно прозвучали, вдохнув новые силы в этот неумолимо сдыхающий музыкальный вечер. Но даже любимцам публики важно вовремя уйти. A «Рa» в конце своей программы задумали исполнить импровизацию, которая незаметно переросла в джем и длилась примерно столько же, сколько всё предыдущее выступление. Задумано это было с целью поздравить с день ражкой девочку Алену, которая собиралась выступать после них. Ну и, поймав тему, они не смогли остановиться, тем более, что на сцену начали выскакивать разные люди и горланить в микрофоны каждым, своё. По-моему, все забыли, с чего всё началось. И под конец уже человек сорок там оттягивались, демонстрируя свое братство и единство. Ограниченный во времени, бедняга-ведущий тщетно старался закруглить это дело, даже сам пару раз что-то пропел. Но пока музыканты не устали, указывать на часы было просто бесполезно.

Алёну- «Анахату» представлял Ник Рок-н-Ролл, назвавшийся её директором и чрезвычайно гордый этой ролью. «Анахата — это, кажется, чакра где-то посредине у человека. У меня после Алёны эта чакра не открылась. Не знаю, что там Ник говорил про росточек на асфальте, у меня были другие сравнения. Я лучше не стану ничего про Алёну писать, а то Ник ещё порчу нашлёт…
«Леди Роз — я еле в столовке обратила внимание на двух мальчиков, похожих на девочек — один чёрненьким, другой беленький и оба какие-то запуганные. Я тогда подумала: вот ещё одни “дети цветов, призрачных снов…” А он вдруг заиграли какой-то жуткий металл.

Я ушла. Вернувшись в зал, я застала своих знакомых в радостно-удивленном возбуждении, причиной которого была большекаменская группа «Грустное Воскрешение» — подростки, игравшие натуральный психодел. Но, видно, на шестом часу рока моя способность к восприятию окончательно прилунилась, и я абсолютно не помню их музыки. Только после них мне стало ясно, как выглядел Сид Барретт на своём последнем концерте.
Где-то раньше еще играла группа «Телехрам» — позор Владивостока, пошлая пародия на жалкое недоразумение. Не знаю, как остальных членов, а их чересчур свободного вокалиста надо срочно забрать в буйное. Что противно этот «Телехрам» вообше никуда не приглашают, так они сами лезут во все отверстия. Организаторы должны научиться отказывать подобным участникам, потому что такие ослы на фестивале, как крыса, засахарившаяся в бочке варенья. Просто тошнит.
“Мортира” /Владивосток/ — то же самое, но без буйства. Похоже, они сами с себя прикалывались: начнут запил, остановятся, похихикают, переглянутся. Начнут что-то совсем другое — и все. Урывками и с дурацкими смешками.
Когда Фестиваль объявили законченным, попросился спеть еще Женя Шибаев. Спел песни 3-4, на второй уже начали расходиться. Действительно, с 16 до 23 часов слушать рок — уже ни на каких гениев внимания, не хватает. Я тоже была, как веник и даже не нашла в себе сил, чтобы принять участие в «общем фестивальном фото».
«Прочие тонкости» после конверта заключались, очевидно в акции “Анти-СПИД” — на выходе из зала стояла малая женщина с коробкой презервативов и выдавала по штуке каждому выходящему. Некоторые опрашивали: можно ли ещё?
И тогда им вручалась целая пригоршня. Перед концертом этого решили не делать опасаясь, что невоспитанные зрители начнут надувать и запускать пузыри.
Ну и, нам с Барабашкой пришлось всю дорогу выслушивать, как наш тихие мальчики хвалились друг перед другом, кто себе больше гондонов набрал.
Когда мы пришли в свою гостиницу, не верилось, что уже всё кончилось. Казалось, что да живём здесь уже сто лет и вместе останемся тут навечно. Такая перспектива никого не пугала, а напротив, совершенно но хотелось разъезжаться. Тем не менее с утра мы взяли билеты на катер и направились к берегам Владивостока, с трудом осознавая по дороге грандиозность происшедшего.
Это сейчас, про прошествии времени стало возможным осмыслить и оценить Второй Большекаменский Фестиваль. Организаторы просто совершили подвиг, выполнив всё, что от них требовалось — и это в условиях маленького военизированного городка. Кроме того, что всех прекрасно расселили, аккредитовали, кормили и культурно развлекали сразу в двух ДК, так ещё и постоянно спрашивали: всё ли нас устраивает? Нет ли каких неудобств?
Единственным недостатком Фестиваля было слишком большое число команд — что-то под тридцать. Из-за такой плотности нормальным группам невозможно было показаться во всей красе, а всякое гамно, которого было 2/3 от общего количества, приходилось внимательно слушать, чтобы понять, за что ж их сюда допустили.
А просто у нас все очень радушные за чужой счёт: «Мы едем на фестик,- поехали с нами!» Отчего не поехать — не в Москву же. Что в прошлый раз — только из Владика прибыло человек 100, из которых непосредственно музыкантами были около 40, а из них приглашенных и того меньше. Могли бы сделать вывода.
А может у организаторов гигантомания? Правда, Барабашка и это обстоятельство обратила в достоинство: «Заслуга организаторов в том, что всем дали возможность выступить».
Вот такой это был славный фестиваль — не к чему придраться. И хотя спонсорских денег на эту акцию хватило едва-едва, организаторы не отказались от идеи 3-й Бигстонский фестиваль сделать всесоюзным.
Что ж, значит следующей осенью — опять в Париж!
ЛИНА


Обсуждение