— Сам напишу — сам буду читать, И ты депай так же, как я…
(А.Невзоров, с альбома: «Полиграф Попиграфыч — III», Иркутск, 1994).
Если тебе не нравятся фильмы, которые тебе показывают — сними свой фильм, если тебя тошнит от прессы, которую читают все вокруг — выпускай свои журналы и газеты. Пиши свою музыку, читай свои книги, в конце концов — если тебя не устраивает жизнь, которую делают для тебя другие — сделай свою жизнь сам’ Живи по принципу «сделай сам», будь независимым.
» ..И наступит осень, когда в журнале “История Болезни” появится то заключительное, совершенное, ради чего всё задумывалось, писалось и пишется сейчас а страницы, как воины, оставленные мною на поле сражения с действительностью. Они кажутся раненными, но на самом деле они бесповоротно мертвы и оживают лишь пощечиной некрофилу-читателю…»
Рок самиздатом занимаются либо для самовыражения, либо в надежде поиметь некоторую известность в соответствующих кругах (либо и то и другое). Очевидно, что почти все рок самиздаты — информационного характера, т.е. делаются прежде всего для читателя и направлены на освещение определенных вещей — «некоммерческая» музыка, литература. Рок с/и — маргинален, его социальная значимость равна нулю. Люди, занимающиеся этим, по определению, не могут поднять свой интерес до уровня’ общественного интереса Самиздат практически невостребован.
Настоящий с/и журнал, может быть неактуален, он может давать кайф и через 10 лет, потому что он, как правило, дезориентирован.
Журнал — познавательный акт, метод преобразования действительности
Физической конкуренции в с/и нет, по вполне понятным причинам. Но самиздательство плодотворно лишь в тех условиях, когда идеи могут свободно конкурировать друг с другом, как бы подхлёстывая противоположную сторону и тем самым способствуя усилению напряженности мысли, мобилизуя на дальнейшие прорывы. Эта конкуренция идей создает неповторимость атмосферы журнала. Делание журнала – творчество.
Журнал — писчебумажный арт-факт, вещь в себе. Размножение второстепенно. Делать лучше так весь тираж (два-три экземпляра) рассылается людям (тоже самиздателям), имеющим некоторое число респондентов. Эти люди распространяют информацию о журнале. Так создается ажиотаж (пяток писем с просьбой выслать почитать). Так делается миф.
Журнал можно делать из всего. Журнал — продукт анализа и искажённого синтеза действительности. Интересующая часть действительности расчленяется, препарируется, затем некоторые её элементы произвольно соединяются. Журнал — реальность, кусочки бытия. Я не слушаю рок-музыку, однако это не мешает заниматься мне рок-самиздатом. Единство формы и содержания. Это внутри меня.
Чисто информационный самиздат бессмысленней ровно так же, как война без жертв. Самодельный журнал должен содержать в себе некое Ню, Прорыв. Конечно, очень важно то, как поднести материал — здесь самиздатели используют стёб как манеру повествования, интервью как форму изложения, и т.п. (надо отметить, что Г нетрадиционные оригинальные приёмы встретишь на страницах с/и прессы крайне редко). Но тут речь идёт лишь о способах заинтересовать читателя. Я же имею в виду душу издания; журнал — это не набор сухих фактов, голой информации, это та же песня, это прежде всего драйв, откровение, назовите как хотите. «После прочтения хочется долго бежать и думать» — такая вот, примерно, реакция возникает у меня, когда в руки попадает что-то настоящее (случается это очень нечасто, потому приходится торчать, перечитывая сделанные собой журналы).
Когда ремесло перерастает в товарное производство, рассчитанное как бы на «безадресного покупателя», тогда изделие теряет индивидуальность, единичность. Все без исключения самиздания делаются по принципу «я делаю для себя, если кому-то нравится это — пусть читает. Принцип верный в том смысле, что делая журнал, делаешь его в первую очередь для себя. Но, читая чужой журнал, вы наверняка пропускаете или без интереса просматриваете некоторую часть материалов — таким образом, издание частично теряет связь с читателем. Может быть, появление каких-то журналов, создаваемых для определенного, конкретного субъекта — дело будущего, — а ведь какой простор для экспериментов! В любом случае, несмотря на существование универсальных по назначению (и конкретных по содержанию) изданий, самиздат должен оставаться «письмом товарищу”. Тепло самопального журнала так греет в ледяных завалах бездушной масс-прессы.
СЭМ.