ВСЯКИЕ НОВЫЕ ЗВУКИ

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ «Я научился пить один…» 1999 г. г. Ангарск
Музыка группы «Продолжение следует» необычна и одновременно градиционна…
Напугались? Неплохо закручено? Ладно, тго не моя мысль, это всего лишь цитата. Кто знает, откуда — «пять» в зачетку (э го, кстати, гоже цитата). Только не подумайте, что издеваюсь, напротив, все очень серьезно. Тон задан такой, такая получилась у ангарчан запись. Музыка и правда традиционная (для начала — середины 80-х) — слышно влияние Лозы (особенно вокал и особенно в «Мотыльке»), что-то похоже на «Бригаду С» (губная гармошка в «Я научился…»), что-то на «Автограф» (о, эти гитарные соло, снятые один-в-один с западных групп), некие интонации напоминают «Машину времени». Не хотелось бы обижать группу — а их там, помимо грех основных музыкантов, причастно к записи девять человек, не считая Бориса Пастернака — но первая ассоциация, которую выдал спрошенный о группе знакомый, было слово «кабак». После песни «Иные времена» готов согласиться. Хотя до самого конца не верилось, что «Володька», который «греет душу, как всегда» — это Высоцкий. Впрочем, записанная после «Что-то стало холодно» эта песня должна восприниматься как пародия, стилизация и прочее в том же духе. Не понять только, «где водка, где вода». Отчетливей, пожалуйста!
К несомненным удачам группы стоит отнести порядок расстановки песен. Названия звучат иногда как реплика и ответ («Я
научился пить один…» — «Идиот»), иногда как одна осмысленная фраза («Не взлетай высоко, Мотылек, Чужая игра»). Настроение — не сказать, что особо оптимистическое — плавно перетекает из песни в песню, достигая апогея минорности в акустической «Укрой белым» и «Посвящении пожарным». Постепенно грусть преодолевается и уже упоминавшиеся «Иные времена» звучат разухабистым гимном …определенного круга людей.
Поверите ли, но самое интересное в новой записи — попытаться угадать кем и для кого написано и спето. Вот что наугадывалось: мужики (и одна женщина) лет под сорок, вполне состоявшиеся в жизни и в музыке (постоянство — признак мастерства, играют же ровненько), много хороших друзей на хороших постах или с хорошими деньгами. Для них и собирался годами весь это богатый смысловыми оттенками материал. Вы спросите: с чего взял? Не с потолка. Ангарск маленький город, чтобы прокормиться такой музыкой надо полжизни проводить в гастролях, в поисках ностальгирующей публики. Что-то не видать в городе анонсов: «Совершенно
случайно, проездом в родном городе! Один концерт перед туром по Русской Америке группа «Продолжение следует»!».
На этом и закончим: теплый летний вечер, танцплощадка, группа — по
многочисленным заявкам — исполняет «Не смотри за горизонт». Ээх, хорошо!

Александр ОШЕПКОВ «Песни у костра» Творческая студия «ПОЛНОЛУНИЕ», Иркутск, 2000 г.
Образцовая в своем стиле кассета. Классическая бардовская песня в ее туристическо-альпинистском ответвлении.
Философические тексты, джентльменский набор тем и названий («Ак-Сай»,
«Саянские снега», «Дорога к Шумаку», «Витязь», «Шаманка»), незамысловатая гитара (к присутствующему на кассете гитаристу Роману Стрельченко это не относится) и манера пения (кто-то при мне сказал: «Александр явно боится микрофона»). Увы! написать стихи и написать песню совсем не одно и то же, с трудом представляю, что кто-то будет петь эти песни именно у костра, скорее слушать холодным зимним вечером в теплой квартире. Прелесть же записи не в мифическом драйве — его у Ощепкова просто нет, — но в подвижничестве: человек, ни на что особо не претендуя, работает в определенном стиле, сохраняя, между прочим, целое направление в музыке.

ТЕАТР ТЕНЕЙ «Иллюзия» Иркутск, 2000 г.
Представление альбома широкой публике состоялось 30 мая в кинотеатре «Пионер». Там же продавалась и кассета, но при мне никто не купил (у поклонников группы, — а уже известны и фанатичные! — как всегда нет денег) и в зале с кассетой в руках никто не бродил.
Поскольку басист группы Эдуард Чужий отказался обзывать стиль, в котором работает группа одним конкретным словом, не будем утруждаться и мы. Слегка металлизированная (для пущего блеска) инструментальная музыка, заковыристая соло-гитара, клавиши, ударные — но не слишком — моменты чередуются с медленными изящными проигрышами. Вряд ли у кого-то дома есть аппаратура, достаточно мощная для достойного прослушивания «ТТ»
(аббревиатура-то!!). Возвращаясь к концерту, могу вспомнить не очень многое: убойная по мощи композиция, смонтированная с видеорядом битвы из «Храброго сердца», смотрелась великолепно… Мы с двумя товарищами всласть поорали — просто так, от избытка эмоций… Напрашивавшаяся было ассоциация: «Заводной Апельсин» — Бетховен — Алекс — «ТТ» — Бах… в конце концов была с сожалением отметена: в конце цепочки оказался неизвестный иркутский Баттхэд, разбивший на какой-то хрен бутылку на полу. Ей-богу, эта группа достойна другой публики.

Олег МЕДВЕДЕВ «Зеленая Дверь» Творческая студия «ПОЛНОЛУНИЕ», 2000 г. Записано в Хабаровске 11-12 февраля 2000 г.
Плоды гастрольной поездки, данные нам в объективных ощущениях. Из 22 песен 7 ранее не записывались ни на сборниках студии, ни на индивидуальных сборниках (сложно назвать их альбомами) Олега. Вот вопрос: стоило ли покупать сборник ради семи новых песен? В случае с Медведевым ответ для меня очевиден — еще как стоило. Песни Медведева — не тексты, потому что читать сложно, — настолько важны интонации, акценты,
ударения — это сложная мозаика из жизненных ситуаций, цитат из чужих песен (а также из книг, кинофильмов, рекламы и попсовых штампов),
переосмысленных сказочных героев и трудноуловимых настроений человека.
потерявшего нечто, имевшее для него ценность — Родину- СССР. Медведев играет с образами словами и любит иногда блеснуть эрудицией: нистагм, диастола. Не искал же он их специально в словарях, а просто знает и использует. Очень
нестандартный словарный запас, но используется — не корысти ради, а по делу и в меру.
Медведев играет и поет честно, он не заставляет слушателей доделывать свои песни, придумывать им достоинства. У него нет песен скучных. Нет песен тоскливых, непомерно затянутых. Да, он может спеть хуже, чем когда-то, да, может сбиться с ритма, но, умея, в принципе, управлять настроением и своим, и аудитории Олег не делает этого для доказательства собственного превосходства. Он и не чувствует его, часто говорит, что все его песни — ни о чем. Что ж с того, если десятки самых разных людей, разного возраста и образа жизни, слушают его песни по много раз, просто переворачивая кассету… Песни Медведева будят в людях странное качество души, которое тонко понимающие вопросы творчества японцы называют «ваби»: способность видеть красоту там, где по канонам и традициям ее нет, способность использовать камень, отвергнутый строителями храма.

Когда смена уходит,
остаются столбы.
Столпы и небо.
Когда смена уходит.
Не увидишь лиц и не
запомнишь следа.
Остается вышка, телефон.
Да прозрачный паучий невод.
На котором снежинкою
тает утренняя звезда.

Вдумайтесь — это ведь о колючей проволоке. Это о двух часах полного одиночества, которого люди боятся, настолько, что начинают общаться с телевизором… Всем вам я даже не советую — желаю услышать однажды песни Олега Медведева, поэта, который всем дает надежду. Надежду на то, что стоит набрать номер и

Тебе ответит страна
лимонных корочек,
что бывший одноклассник, случайно подвозивший тебя на навороченной иномарке после очередного панк-концерта увидит ночью страшный сон и сравнит …
чье крыло круче
Быть может, поймешь
тогда ты.
Что счастье твое очень
Неважненький заменитель
Диастолам первых строчек
и песенкам о форинте…

FLIRT «The best vol. I» «The best vol. 2»
He понимаю, как эта группа дожила до наших дней. По всем признакам эта типичная панк-группа времен поздней перестройки, с акцентом на текст, протестный пафос которой направлен против «пи..ров из ЦК», «оху.лпиих от водяры» кооператров… позднее против всего и всякого начальства. Сравнивать «ранний» ФЛИРТЪ с «поздним» — состав поменялся практически полностью — как-то не очень хочется. Слушать группу по большому счету просто противно: и записано в свое время на «Ноту» и «Маяк» (хотя трудами специалиста запись восстановлена), и играют не так, чтобы очень хорошо, и рычит-поет Сур ну таким гадким голосом, что просто с души воротит. Что в кассетах хорошо, гак это отдельные стихи:

Какое сборище машин
Движенье в городе закрыто
Ушел из жизни гражданин
Он был известным паразитом

А с неба дождик моросил
Господь мочился на элиту
Один чудак меня спросил
— Кого хоронят ?
— Паразита!

Полу-враг, полу-друг в ожиданьи зари
Нарисованный круг с первой буквой внутри
В прошлогоднюю грязь ичи в будущий снег
Кто упал, тот и князь, кто пропал — человек.

Гитара, водка и отчаянье
Твой треугольник равнобедренный
Из черной пропасти молчания ты
выкарабкивался медленно

Из-под ногтей аккорд выдавливал
И горло стискивал гитарное
Скупые песни изготавливач
А время шло тоталитарное…

Думается, без стихов Сура поэтическая антология XX века, составленная
Евтушенко, не может считаться полной.
Оправданием может служить то, что в книгу нельзя включать фрагменты
стихотворений, — а прочитать эти стихи о начала до конца… тут требуется мужество. Может быть, вам и повезет: книжки-вкладыши, как показывает опыт, есть далеко не в каждой кассете.

ДРОЖЖИ «На тощак» «ЗИНГАЯ рекордз» «L.A.M.P. distribution» «APT издат»
Сказ про то, как иркутские панки сами себя не любят. Древняя запись, сделанная на домашней студии Антона Чайковского, только в воображении большого оптимиста Горына может сойти за «ранние CURE и SONIC YUOTH». Ну, еще добрый человек в «НЕФОРМАТЕ» с огромным трудом — чувствуется выжал из себя нейтральную рецензию. А по совести — катастрофа. Взять хотя бы барабаны, звучащие как гнилая картошка, которую бросают в пластиковое ведро. Обещанная бражка до сих пор не настоялась.


Обсуждение