Роль православия в оправдании милитаризма В идейном обеспечении войны в Чечне налицо парадокс. Церковное руководство прибегает к риторике современной цивилизации: «То, что происходило и до сих пор происходит в Чечне — захват в заложники сотен людей, включая мусульманских и православных священнослужителей, убийства, пытки и притеснения невинных граждан, крайний разгул преступности не могло оставаться без ответа… Имея это в виду. Православная Церковь поддерживает антитеррористические цели, поставленные российской государственной властью перед воинством и правоохранительными органами. …Одновременно считаю необычайно важным, чтобы в ходе борьбы с преступниками не страдали гражданские лица…» («Московский церковный вестник», №176).
Правда. Патриарх тут же демонстрирует средневековую психологию, требуя, чтобы гражданских лиц щадили, только если они «непричастны к творимому беззаконию, недвусмысленно отказались поддерживать бандитов и террористов». Человек пошел на рынок купить картошки и попал под бомбежку — как ему в этой ситуации доказывать свою невиновность? В какой мегафон кричать, что он не поддерживает террористов? О принципе презумпции невиновности, конечно, уж и речи нет. Этот принцип зарезервирован, как столик в ресторане, — для русских военных, которым просто рекомендована «ответственность в выборе средств».
Церковная власть все-таки избегает церковной лексики Средневековья. Но этой лексикой активно пользуются другие. Чем дальше отстоит человек от религии, тем архаичнее его религиозные представления. Перед нами как бы в разрезе вся духовная история, человечества. Самая первая стадия — открытие святого вообще, смутное различение чего-то большого и чистого. На этом уровне в программе «Зеркало» высказался генерал Владимир Шаманов: «Не смейте прикасаться к солдатам и офицерам российской армии. Они делают святое дело сегодня. Они защищают Россию, и своими грязными руками не смейте пачкать русского солдата».
Поскольку в чеченской войне с русской стороны воюют люди абсолютна невежественные в религиозном отношении, подвергшиеся лишь поверхностной православизации, то они не чувствуют, насколько имя Распятого Богочеловека несовместимо с убийством. Они в ответ на «Аллах акбар!» кричат из окопов: «Христос воскресе!». «Аллах акбар!» можно воспринимать как угрозу: мол, наше божество сильнее вашего.
Следующая ступень религиозного развития — открытие в Святом источнике не только силы, но и справедливости. Вот некий анонимный «просто русский» (не понимающий, что анонимность есть признание в трусости) пишет в «Общую газету», защищая войну в Чечне: «Никаких двойных стандартов», чеченцы в 1991-1994 гг. вырезали 450 тысяч русских, а сейчас все то же самое происходит с самими чеченцам». И цитата из книги Притч (II, I): «Неверные весы ммерзость перед Господом» («ОГ», 13 января 2000 г.). Не стану говорить о цифре, сама величина которой опровергает достоверность. Куда интереснее Библия, где есть еще заповедь «око за око». Между прочим, не такая уж дурная заповедь, как может показаться с высоты евангельской всепрощения. Если бы ей следовали, войн не было бы вообще, потому что ни одна война не может обеспечить «адекватного» ответа. Всегда получается либо слишком мало (террориста, взорвавшего тысячу человек, можно взорвать, но не тысячу же раз), либо слишком много.
По любому счету, в Чечне уже убито много больше людей, чем погибло от якобы чеченского террора в России и Дагестане.. И это не потому, что русская армия отличается от прочих солдат, в как раз потому, что не отличается. Именно в этом смысл военной цензуры, а вовсе не в сохранении каких-то полководческих тайн: не дать знать, что за око уже выбита тысяча-другая очей, за каждую слезинку ребенка — по литру, не менее, ребячьей крови.
Сами «заочники» прекрасно знают, что требуют невозможного, и мирятся с тем, что многие очи остаются неотмщенными. Коли бы против всех похищающих, убивающих, терроризирующих, непокоряюшихся, несоблюдающих законы посылали бы армию, протерлась бы дырка там, где на картах изображают Россию.
Невежество сближает нынешнее Средневековье с предыдущим. Священник Олег Стеняев утверждает, что в мире «нет ни одной религии, которая отказывала бы в благославлении воинам, защищающим свое Отечество» («Известия», 23.12.1999 г.). Неправда, есть такая религия — если исповедания квакеров или меннонитов считать особыми от христианства религиями. Да и православие, не отказывая солдатам в благословении, на многие годы отлучает солдата от причастия за убийство, пусть даже и совершенное на фронте. Тот же священник уверяет, что в Библии «Господь Бог повелевает идти завоевывать земли » — и это недоразумение, нет такого повеления в Библии. Есть повеление иудеям завоевывать себе Землю Обетованную, но как-то в высшей степени сомнительно, что наши милитаристы намереваются переселиться в Чечню после ее «зачистки».
Главное же: Средневековье рубит сук, на котором якобы сидит, когда пытается обосновать войну Евангелием. Стеняев утверждает, что Христос повелел «воздавать отмщение: «Взявший меч от меча падет». Все с точностью до наоборот: Иисус сказал апостолу Петру, когда тот хотел защитить его с оружием в руках: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26,52; характерно, что Стеняев перевирает евангельский текст, сказанное «все» переводя в единственное число).
Неотмирность христианства в том, чтобы творить мир. И судьба Средневековья (первого, не сегодняшнего) напоминает, что Христос — без всякого меча! — делает с теми, кто извращает Его заповеди, кто пытается раскрасить небо в камуфляжные цвета и славословит Бога шестоперами.
Яков КРОТОВ. «ОБЩАЯ ГАЗЕТА», июль 2000 года