Хиппизм был воистину здоровым духом в крепком молодежном теле, еще не окончательно деструктированным девочками Люсеньками и Женечками (см. LSD и Lady Jane). Своими дотошными корнями он все соки высосал из земли-матушки с ее многообразием культур и традиций. Практически невозможно составить реестр влияний на музыку хиппи, их образ мышления, а следовательно, и одежду. Шмотки, как ничто иное, отражают состояние умов.
Россия, в то время — бастион правды, была лакмусовой бумажкой, своеобразным детектором лжи. Если уж запало что-то в душу Иванушки-идиота, значит, вот ОНО, наше, сермяжное. Перемешаем-ка буржуазную цветочную мораль с дзен-буддизмом, Джа Растафари, Бурятией, ухнем стопочку христианства — кушать подано. Русский хиппи самый народный в мире. Вот он идет по московскому сабвею, в лаптях или ковбойских шпорах, в клетчатой румынской рубашке, с прибалтийским хайратником и котомкой от магазина “София”, в клешах, напоминающих деревенское лоскутное одеяло. В голове у него Моррисон и Агни Йога, Розанов и Кастанеда, способ приготовления наркотика из сосновых игл, самиздатовский путеводитель по монастырям Тибета и Алтая и… так хочется сказать — жетон на метро. Ан нет, в сегодняшнем городе хиппи был бы обречен на смерть, если б не умер естественным образом лет … назад. Нынешние грязные мальчуганы в черных шляпах а ля Григорян даже не призрак хиппизма. Это люди, которые не знают, кто они и зачем. Они унылы. Эра хиппи была бесконечным праздником. Как жаль, что его не хватило на их долю.
Фольковая волна, захлестнувшая художественные салоны в начале 80-х, опала недавно. Насильственно. Под влиянием смерти всяческого ситца. А то бы … ух! заставь русскую женщину богу молиться, покажи ей этнографические альбомчики, она тебе такого понашьет-понарисует, за полстолетия на трех континентах ни за какие деньги не распродашь. Кто виноват? Русский хиппи. Посконный. Домотканый.
Нижние женские рубахи, обычно светлые, неотбеленного полотна, украшенные различными национальными орнаментами, подчас совершенно не сочетающихся друг с другом, известны практически всем славянским народам. Родственны им по покрою и расположению рисунка индийские рубашки и платьица, продававшиеся обычно на набережной в магазине “Ганга”(ныне — “Журналист”) остановка 89-го под названием “СЭВ”(ныне — “Площадь Свободы”).
Так мы о рубашках. Помнится, были они из батика (род ткани со своеобразным многоцветным рисунком, которой наносился хитрым способом), стоили они от 40 руб. и выше, казались предметами роскоши. Настоящие вечноаскающие хиппаны поиметь их были не в состоянии. Некоторые горе- умельцы под крики бабушек портили дефицитные эмалированные кастрюли самопальными опытами крашения “под батик”. Результаты, смею заверить, были весьма скромны — ну разводы! Ну и что? Эстеты доморощенные.
Следующим популярным приобретением от наших импортных окраин (так назывались в былинные времена фирменные магазины, представлявшие продукцию стран экономического взаимообмана — не путать с гуманитарщиной) были болгарские красные котомки двух видов: а) четырехугольник (наволочка) с кисточками по зашитым сторонам и витым шнуром в роли ремня через плечо; б) переметная сума. Оба вида изделий были тканые, узорчатые, полосатые, словом, простоватые, но славные.
В магазине “Охотник” на ст.м. “Кузнецкий мост” покупались специальные сумки с сетками для дичи, ремешками и колечками, чтобы вешать дохлую птицу, продевая ее ногами в эти самые кольца. На моей памяти ни один оригинал не дошел умом до того, чтоб прицепить туда чучело утки или что-то более жизнелюбивое.
Любили также хиппаны русские косоворотки. Бывало, не спят, не едят, все канючат. «Поехали, — говорят, — по селам, у старух мужнины рубахи вымогать». А с ними — кресты в пол-туловища (ты бы, милок, еще икону на грудь повесил. С лампадкой). Или вот — бусы. Разные-разные. Керамические, стеклярусные, кожаные, каменные, из желудей, шишек, пышек, шашек с шахматами. Возможны колокольчики. Желательно, запечатанные, знаете, такие, в которых язычка не видать, а звенит изнутри.
И святое — фенечки! Плетет феньку хиппан и не знает, откуда ветер дует. Оказалось, из Америки. Подлые апачи, правда, это делали из цветного стекляруса, а не из твоего мулине поганого, и плели что-то более существенное, например, сумки для табака (заметь, не для травки) или тесьму отделочную любительскую.
Хайратники имеют два спорящих между собой корня:
1. налобный ремень русского ремесленника или странника;
2. плетеная (указанным выше способом) головная повязка у индейцев. Тема для дискуссии: с кем вы, работники искусства?
Далее, об индейцах. Порой кажется, что они были основными источниками вдохновения Господа Бога, когда он планировал хип- повские прикиды. Основной лейтмотив хиппи — бахрома. У туземцев же ее — в избытке. Равно, как и кожаных одежек. Традиционно использовалась светло-бежевая или рыжая выворотка. Все это великолепие дополнялось клетчатой рубашкой из ткани, напоминающей одностороннюю плотную байку.
Пончо — гордость передового паломника. И в пир, и в мир — с висюльками и узорами, скрывающая недостатки фигуры и степень нестильности туалета. Его изобразительный ряд шикарен и всеобъемлющ: от магических узоров племени Яки до трафаретной кляксы с подписью ABBA.
Где индейцы, там и ковбои. Их жилеты, джинсовые рубахи с индейскими элементами отделки, шляпы “техас” и “сомбреро”, клеши, залихватские сапоги и пистолеты загадочным образом ворвались в пацифистский мирок хиппи. А платочки на шею с очаровательным “старушечьим” рисунком?..
Кстати, ми ни юбки с бахромой в Америке носили, как ни странно, мужики. В комплекте с длинными рыжими сапогами и соблазнительными мускулистыми коленочками. Калифорнийские воины-туземцы уважали и меховые жилеты со многими рядами разнообразных бус на голой груди. Сексуальные ребята! Мылись бы почаще…
Увлечение хиппи различного рода сказками, литературой “фэн- тэзи” и артуровской литературой вывели на свет божий театрализованный костюм. Ликовать, так до конца. Одежда менестреля и готической красотки соседствовала с потертыми клешами. Рок-звезды тоже вдоволь поизголялись над историческими эпохами. Взгляните на Битлз: мундир сержанта Пеппера вдохновил его поклонников на подвиг ношения милитаристических одежд. В России эго за
кончилось серыми шинелями призывников.
Другое дело — камзолы М.Джэггера. Этого нам не осилить.
Массовые грабежи театров и киностудий не помогут. Нашим мужчинам не идут бриллиантовые пряжки на изогнутых каблучках.
Гораздо лучше применить кирзовые сапоги или драные сандалии.
Кстати, последнее — античная штучка. А вот шнурованные высокие сапоги-чулки в свое время имитировал легендарный Борис (Борисович) при помощи замшевых борцовских бареток, присобачив к ним человеческую подошву.
Сапоги военных с твердым голенищем и фантазийно болтающимся мягким отворотом в простонародье назывались ботфортами.
Носили белые ботиночки с вышеупомянутыми пряжками. Они были подарены Дюку Букин- гемскому N 2 в день его 19-летия в январе 1736 года. Прообраз не- меряных платформ появился в античной Греции у богатеньких и актеров, увеличивая их естественный рост до божественных стандартов. Под именем пантофлей они имели место быть в раннем средневековье, чтобы защищать расшитые дамские подолы от грязи городских будней.
Счастливо жили и развивались, пока в 18 веке не стали обычными домашними шлепками (если угодно — сабо, которые и без того во все века были обувью рабов и простолюдинов).
Заморочки вождей, признак тщеславия — гобеленовая обувь, расшитая, напыщенная и дорогая — тоже вошла в число наилюбимейших хипповско-эстетских бирюлек.
Перед второй мировой (примерно в 1936г.) на арене моды появились почти современные платформы. Их высота достигала 10см.
Война разрушила планы. Любовь и агрессия несовместимы.
Недавно по радио сообщили, что случайный секс генерирует нижние силы для планетарных катаклизмов. Вчерашнее орудие хиппи — свободная плоть привела к мертвячине панка. Мода — дитя любви, ее цветок, желание быть самым-самым. “Анкруаябль” (Невероятным), как говорили во время французской революции. Господи! Пошли нам новую эру карнавала.
Т. Арефьева