Своеобразные принципы бытия хипповых коммун породили самобытную, ни на что не похожую, архитектурно-простран- ственную среду. Все зависело от конкретных условий. В тех случаях, когда хипп и селились в многоквартирных домах, или в каких-то других сооружениях, построенных раньше, они не могли развернуться во всю ширь своей фантазии. Тогда их архитектурное творчество сводилось л ишь к настенной живописи и интерьерным новациям. Хиппи, как правило, отказывались от традиционной европейской мебели и устилали полы экзотическими циновками, роскошно, по-восточному, расшитыми подушками. Стекла в окнах иногда заменяли разрисованной рисовой бумагой, и помещение наполнялось таинственным светом… Хипповый интерьер мог создаваться и в стилистике поп-арта, с надувными матрасами, с ярко окрашенными потолками и стенами.
Гораздо больше возможностей для самовыражения хиппи имели, когда строили свои жилища в лесах или на свалках. И если где-нибудь в чащобах Бразилии это были бунгало, вигвамы или шалаши, то среди куч мусора — хипповые убежища сооружались из всяких отходов. Ни о какой комнате для медитации, положенной по восточным традициям, здесь не могло быть и речи. В дело шли корпуса старых машин, упаковочные ящики, канистры, куски дерева или пластика — у хорошего хозяина всему найдется применение. Все это вторсырье в немыслимых сочетаниях буквально лепилось вместе, а потом аккуратно раскрашивалось в спектральные цвета в соответствии со вкусом живущего в сооружении хиппаря. Чаще всего такой “дом»
сооружался самостийно, без какого-либо конкретного замысла или общего плана и, естественно, без участия архитекторов-профессионалов.
Однако, как всегда, из общего правила были исключения. В благословенной Калифорнии работал архитектор СТИВ БАЭР, которого хипповая братия про
возгласила не то апостолом, не то оракулом новой веры. Он делал
достаточно продуманные по конструкции жилые куполообразные объемы — так называемые “ЗОМЫ” — что-то вроде половинок граненого шара, каждая грань которого была простой геометрической формы /треугольник, квадрат и т.д./. Роль несущих конструкций выполняли металлические трубки. Цветовое решение было произвольным — каждая грань красилась в какой- либо дикий цвет. Поселок — коммуна формировался из нескольких таких “зомов”, причудливо расположенных и перемежающихся скульптурными композициями из различных подручных материалов.
Архитектурные сооружения хиппи в конце 60-х начале 70-х вошли в моду, как и прочие составляющие этой субкультуры. Производство подобных построек было поставлено на поток и, конечно, отчасти утратило свою неповторимость. Легкие, сборноразборные дома из пластика или дерева промышленного производства тех лет архитекторов Д.Шмидта, Хаузерманна, Капо- летти и Геккеля несут в себе основные принципы эстетики архитектуры хиппизма. К середине 70-х это направление угасло, хотя отдельные моменты его существуют и до сего дня в стилистике летних павильонов, сборных жилых ячеек и даже в таких вещах, как дизайн трэйлеров…
по вопросам хип-архитектуры серьезно консультировал
профессиональный архитектор Василий Гаврилов