ОПАСНЫЕ СОСЕДИ

«Рок-н-ролл — это не губная помада»
Глеб Малечкин

В киосках звукозаписи, ставших уже привычными реалия ми нашей жизни, в списках имеемого «аудиотовара» появилась новая строка: «ОПАСНЫЕ СОСЕДИ», декабрь 1988 года. «С утра в бегах». С легкой руки газеты «Смена», эта работа оказалась в хит-параде, составляемом, как не переубеждайте меня, от фонаря, и, что также в традициях нашего любимого издания, название программы оказалось перевранным.

Итак, «ОПАСНЫЕ СОСЕДИ» альбом «Та-дап».
Что приходит на ум «среднему русскому рокеру» при упоминании о новой работе ранее не известной ему группы? За частую, и не без оснований, критерием, определяющим от ношение к еще даже не прослушанной музыке, является «форма» появления записи. Под формой я подразумеваю способ звукозаписи: или на всесоюзной монополии «Мелодия», или, чем черт не шутит, на «СиБиЭс», и т.д. Под И.Т.Д. следует понимать самостоятельную звукозапись или, раз уж есть возможность похитрить с аббревиатурой, — Индивидуальную Трудовую Деятельность счастливых обладателей студии. Кассетная культура, относительно не зависимая от соображений идеологи ческой рентабельности, ко все общему удовлетворению вы шла на новый качественный уровень и потеряла порочную связь с альтруизмом хозяев самодельных более чем двухдорожечных магнитофонов. Эпоха хозрасчета позволила наконец рок-группам фиксировать результаты своей деятельности в условиях не очень дорогих и не очень плохих студий. «Та-дап» является продуктом именно такой мимикрии музыкантов и оборотистых кооператоров. Так что в плане способа звукозаписи альбом достаточно современен. Что касается содержания — то это традиция.

Рок-н-ролл на сегодняшний день представлен на отечественной сцене в двух ипостасях: рафинированные высокопрофессиональные поделки армады халтурщиков, творящих по схеме: наше дело маленькое —
вольную музыку и свести все к попсу. Второй полюс — лжи воостросоциальный и злобный до абсурда поток рифмованной разрешенной ругани в адрес хвалимых при жизни покойников.

«СОСЕДЕЙ» невозможно отнести ни к тем, ни к другим. Актуальность левых и профессионализм правых в смеси с жизненным опытом аборигенов рок-тусовки дали великолепный результат. Искренность музыкантов, их оптимизм не растворяется в иногда жестокой правдоподобности тем, оставляет радостное ощущение встречи с несомненной творческой удачей — «хит на хите сидит и хитом погоняет». Целостность альбома близка к абсолюту, так что расчленять его на песни, наверное, и не следовало бы, но, тем не менее, я решился на патологоанатомическую акцию и попытался создать что-то вроде путеводителя. Надеюсь, что он не превратится в путесбиватель.

Минимум оценок с максимумом оговорок:
1. «СОСЕДИ» — концертная группа:
2. Все ниженаписанное, дабы не сломать себе кайф от дефлорации альбома, рекомендуется читать только тем, кто уже прослушал «Та-дап»;
3. Просьба не воспринимать выше и ниженаписанное всерьез.

«ШОК»: переосмысление в Пригородного блюза» Майка. Незатейливый саксофон и еще менее затейливая гитара. Симфоническое пыхтение тысяч струн и нервная кода: «Шок, шок, шок…»

«КОНТРОЛЕРША »: очень славное гитарное вступление, первая на альбоме попытка качественно нового в самодеятельной музыке вокала — многоголосья. Рефрен немного напоминает бессмертные на родные стихи: «Мы идем нога с но-нога а ногу…»

«ЭТО ЛЮБОВЬ»: мазохистская традиция опять же в духе Майка. Но звучит это все куда оптимистичнее, чем у апологета. Осторожные «СОСЕДИ», в отличие от Науменко, не дают повода для обвинения их в издевательстве над сов. женщиной, которая, как известно, «в горящую избу войдет», и не уверяют, что она — дрянь, а откровенно клеймят себя: «Я нищ и гадок». Очень убедительно звучат слова о пятнадцати сутках. В целом чувствуется, что время не прошло даром, сделан большой шаг в решении общечеловеческих проблем: Цой — «Это не любовь», «СОСЕДИ» — «Это любовь».

«КАК ЗНАТЬ»: еще раз радищевская тема путешествия из Петербурга в Москву и еще одна попытка воспроизвести стук колес, не имея паровоза Мрачный, как в свое время га лета •Советская культура», рефрен «Как знать…» о контрасте с высоким голосом вокалиста создает сильный эффект. Явно не хватает расхлябанности гитары, а саксофон вообще приглаживает достаточно острую песню. Безысходный реалистический текст:
«Причины непонятны, но таков их стиль:
Френк Заппа не приехал, но согласен петь Хиль».

«КАКАЯ НОЧЬ»: проникновенным лиризмом напоминает каноническую «Бейкер-стрит», но чисто по манере очень близка к «АУКЦИОНУ». Легкая ритмическая лажа не кажется недостатком, а воспринимается как не заштампованность и про явление музыкальной неквадратности.

«ПОЛИТИКА»: очень традиционное обращение к маме. Соло саксофона не передает нерв ной экспрессии текста, а может, и сознательно снижает на бившую оскомину социальную злость. Куда более убедительным и уместным кажется гитарный пассаж. Вокал эмоционально отстранен от смысла и интонационно выделяет только «холеные рожи», как, вероятно, наиболее привычный для нас образ. И, да простит меня Эдик Никитин, если уж петь о налогах, то неплохо бы заглянуть в газету – их не 10, а 35%.

«БЕБИ»: так играют пародии на рок-н-ролл (не считая их пародиями) оркестры, озвучивающие конкурсы бальных танцев. Здесь же СТАТУС КВО с элементами «Бэби, ю кен драйв май кар».

«ВЕДЬМА»: текст, к сожалению, слабее, чем песенная идея, близкая идее «Береги свой хой» БГ. Жуткая серьезность + «постпинкфлойдов- ские загробные постукивания». Проигрыш на ф-но просто класс!

«МЕДЛЕННЫЙ ТВИСТ»: это не твист.
«ДОКТОР ДАВИД»: попытка создания своих аэропланов Джефферсона и леди Джейн. Эпос. Самая богатая а музыкальном смысле и самая нетанцевальная песня. Когда в традициях «… и зарезал сам себя». «Слушай ты, в самом деле»: все-таки мужской шовинизм вырвался наружу. По энергетике запись этого номера наиболее близка к его же концертной версии.

«ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ»: клавиши и саксофон — пере кличка в духе Курехина и мультфильмов бесконечной серии «Том и Джерри» (молоточки, бьющие по голове). Редчайшее а нашем роке многоголосье. Лучшая песня альбома.

В ЦЕЛОМ — УРА ТРУППЕ «ОПАСНЫЕ СОСЕДИ»:
Глеб Малечкин — гитара, вокал, музыка.
Эдуард Никитин — бас, тексты
Дмитрий Кустов — гитара, вокал.
Грабаренко Андрей — саксофон.
Артименко Игорь — ударные
Эйдяин Александр — клавиши
В записи принимал участие Андрей Сигле /клавиши/. Звук на альбоме доводился до ума при активном участии Андрея Муратова /ДДТ/.
И.ЛЕОНОВ


Обсуждение