НЕЗАВИСИМЫЕ МУЗЫКАНТЫ — ЮГУ АФРИКИ

Я предвидел немало трудностей, связанных с написанием этого обзора. Было бы предпочтительнее, чтобы критическими обзорами занимались профессионалы. Но, к сожалению, именно отсутствие интереса профессиональной музыкальной критики к той области искусства, о которой пойдет речь, и побудило меня взять в руки
27 и 28 мая этого года в Московском дворце молодежи состоялся фестиваль под названием «Независимые музы канты — Югу Африки». Конформизм, заключенный в этом названии, все еще необходим, чтобы стало возможным то, что произошло. А произошел, по сути дела, уникальный фестиваль современной неакадемической музы ки. Но средства, выделенные на проведение фестиваля /в основном — валюта/, нуждались в политической подоплеке. Что ж, я думаю, это лучше, чем «Рок против наркотиков». Естественно, что не по инициативе комитета молодежных организаций при ЦК ВЛКСМ /а именно он был спонсором фестиваля/ был задуман и осуществлен этот проект /крупный не по количеству участников, а по значению дня музыкальной жизни СССР/. Это стало возможным благодаря вполне конкретным людям, которые несмотря на огромные сложности смогли осуществить то, что многим казалось маловероятным. Прежде всего, это — Александр Комаров и Евгений Маму лов, которые при помощи заместителя председателя КМО Панчехина и некоторых других около года нести на себе весь груз менеджерских забот, начиная от переговоров с предполагаемыми участниками и кончая поисками аппаратуры. Музыкальная общественность должна, мне кажется, с благодарностью думать об этих людях, реализовавших казавшуюся вполне утопической акцию.

О составе фестиваля

И» зарубежных участников, пожалуй, удалось пригласить одних из самых интересных и значительных музы кантов неакадемического авангарда Запада. Известнейший гитарист, импровизатор и композитор Фред Фрит, пианистка и композитор Зина Паркинс, которые вместе с Кевином Нортоном и Бобом Остертагом представляют ш&о-норкскис круги «новой музыки». Хайнер Геббельс и Кристоф Андерс поли инструменталисты из Западной Германии. Саксофонист Жан Дером и гитарист Рене Люссье из Канады, Крис Катлер и Тим Ходжкинсон /оба ex-Henry Cow/ из Англии. Заявленный в программе и достаточно хорошо известный я Союзе Питер Хаммнлл не смог принять участие в фестивале.
С советской стороны было 4 группы /достаточно известных/, представляющие нетрадиционную музыкальную сцену. Это — «Вежливый отказ» и «Звуки Му» из Москвы. «Джунгли» из Ленинграда и «Не ждали» из Таллиина.
Фестивальная программа включала в себя два больших концерта. Как участник, я могу сказать, что впервые пришлось играть в таком интенсивном и интересном кон тексте.

Первый концерт начался выступлением «CASSIBER», одной из самых интересных, на мой взгляд, групп в области современного музыкального мышления. Описывать «CASSIBER» привычными для рок-прессы метафорами достаточно глупо и вряд ли это могло бы передать реальные ощущения. Эта музыка безусловно заслуживает серьезного анализа и ее уж всяко невозможно втиснуть в сложившиеся рок-, джаз- или какие-то иные рамки. В современной музыке этого вообще не стоит делать, ибо это в какой-то мере музыка свободного пространства, которое остается после канонизации того или иного направления. Это — свободное пространство эксперимента, пространство, в котором нет устоявшихся ориентиров или где ориентиры потеряли свой первоначальный смысл и расставлены исключительно по желанию созидающей личности. Свободное пространство, в котором языки и культуры имеют склонность смешиваться и появляться в совершенно непредсказуемом контексте.
«CASSIBER» при всей кажущейся традиционности /под эти я понимаю использование песенных форм, со хранение гармонии, порой сети ментальный и пафосный мелодизм/ несомненно развивает новые элементы в европейской неакадемической музыке. Соединение композиции и импровизации, то что называется «открытой фор мой». позволяет им добиваться редкою эффекта — ощущения создания музыки прямо на сцене, в процессе концерта. Я знал почти все композиции по альбомам (их три: «MAN OR MONKEY. 1982, -BEAUTY AND THE BEAST. 1984, «PERFECT WORLDS» 1986), тем не менее чувство, что все звучит по-новому, неожиданно усиливало остроту восприятия. Эмоциональный уровень «CASSlBER»a был очень высок, как и чувствительность музыкантов /в основном это было видно по ANDERS’у и CUTLER’y/ к малейшему движению зала. Пожалуй, главное ощущение, осмысленное уже после концерта, — это сильная эмоциональная концентрация каждой мину ты, проведенной музыкантами на сцене. Может, именно поэтому им удается держать в напряжении публику, не прибегая к обычным приемам построения концерта /наиболее эффективные произведении ставить в начало и в конец программы, сокращать паузы между вещами и т.д.

О музыкантах «CASSlBER»а.

CHRIS CUTLER — барабанщик и автор большинства текстов — фигура достаточно заметная со времен его участия в легендарной группе «HENRY COW» /с 1971 г./. Основатель и директор независимой фирмы «RECOMMENDED RECORDS», он одновременно редактирует ежеквартальный журнал «RECOMMENDED RECORDS», проводит семинары и читает лекции во многих странах, выпустил книгу «Pile under Popular» /сборник теоретических и критических статей по современной музыке/ и активно концертирует, перемещаясь между «CASSIBER», «PERE UBU», «DAVID THOMAS PROJECTS», «LES QUATRE GUITARISTES DE L’APOCALYPSO BAR» и «KALAHARI SURFERS». Манера игры CUTLER’a, выдержанная в традициях джазовой школы /если вообще можно говорить о традиции в применении к этим музыкантам/ с большим динамическим диапазоном и производящая вкупе с его внешностью неизгладимое визуальное впечатление, во многом определяет запрограммированную и очень динамичную ткань музыки «CASSlBER»a. Он использует ограниченный /«тройка»/ традиционный комплект в сочетании с различными звучащими объектами /вплоть до оказавшегося рядом монтера/ и системами электронной обработки звука.
Heiner Gocbbeb — один из интереснейших западногерманских авангардистов, выполняющий в «CASSIBER» самое разнообразные функции — от пианиста и саксофониста до игры на таком экзотическом инструменте. как китайская скрипка. На Gocbbels’e также держится /на сцене/ основная конструктивная база композиций «CASSIBER»a /использование им подготовленных записей и секвенций/. Goebbels более 12 лет играет в дуэте с Alfred Harih’oM /экс-«CASS1BER»/, является основателем и участником нескольких проектов /совместно с Fred Friih’OM. Tom Cora, Uagmar Grause, Heiner Mueller и др./, пишет музыку к театральным постановкам и фильмам.

Christol Anders, также выполняющий в «CASSIBER»e разнообразные функции /вокал, тенор-саксофон, гитара. Mirage Keyboards/, в жизни производящий впечатление ироничного интеллектуала, а на сцене — это энергетический сгусток с гортанным речитативным вокалом, нерв ной пластикой и сильным эффектом присутствия.
После выступления «CASSIBER»a публика нуждалась в перерыве и покинула зал. Именно в этот момент на сцене оказалась эстрадно-фольклорная группа из Южной Африки, приглашенная именно в связи с официальным названием фестиваля и явно не вписывающаяся в контекст. /Я думаю, эта ситуация не доставила «приятности» ни самой группе, ни публике, ни организаторам./ Это лишний раз доказывает, что совершенно ни к чему увязывать насильно политику с искусством. Искусство и так достаточно политизировано.

«Джунгли», я думаю, не нужно представлять, хотя ведь странно, что группа, играющая далеко не коммерческую музыку, завоевала признание в стране, не имей ни пластинок, ни даже удовлетворяющих их требованиям студийных записей. Мне кажется, им удавалось создать на сцене мощный энергетический импульс, который не могла не воспринять даже неподготовленная публика.

В Москве «Джунгли» сыграли небольшую программу, по которой, наверное, трудно судить об их нынешнем творчестве. Но музыкальная эстетика группы претерпела, на мой взгляд, значительные изменения. По сравнению с остродиссонансными жесткими структурами, преобладавшими ранее, сейчас «Джунгли» больше тяготеют к развернутым полиритмичным /с использованием большой массы перкуссий/ композициям в теплых тонах. При этом, мне кажется, что та энергия, которая раньше мощным потоком шла в зал, сейчас больше расходуется на поиски в сфере звука и расширения фактуры. Может поэтому зал Дворца молодежи казался слишком большим и не возникало нужного энергетического баланса между сценой и залом. Хотя это, конечно, очень субъективно.

«KEEP THE DOG» играли третьими, и к ним, конечно же, было приковано основное внимание, за счет личности Fred Frilli’n, человека, интригующего и провоцирующего неакадемический музыкальный мир на протяжении уже более 15 лет.

Frith — музыкант, деятельность которого составляет на данный момент перечень в виде сольных альбомов /начиная с 1974 г./ и альбомов бесчисленного количества проектов, и которых он принимал участие. Он продолжает активно записываться, гастролировать, и его потенциальное развитие непредсказуемо. Начиная со своего первого сольного альбома «GUITAR SOLOS», он постоянно раздвигал представления о современной гитарной технике и исследовал «радикально новую территорию» для этого инструмента. Ведя параллельно две жизни гитариста-импровизатора и композитора, в первом качестве — это сотни концертов, как сольных, так и в дуэтах, трио и более крупных составах /John Zorn, Chris Cutler, Derek Bailey, Robert Wayalt, Hans Reichel. Rene Lussier, Tom Cora. Tenko… это далеко не полный перечень/, а в качестве композитора — это, начиная от 3 альбомов песен на стихи «Cutler»a /«ART BEARS»/, отдельных композиций для других групп «CURLEW», «AKSAK MABOUL». «MATERIAL»/ до работ для театральных и хореографических постановок, в основном собранных на двойном альбоме «THE TECHNOLOGY OF TEARS».

«KEEP THE DOG» — проект, собранный в феврале 1989 года и давший всего несколько концертов до фестиваля в Москве, призван, в основном, исполнять ретроспективу сочинений FRITH‘a за последние 15 лет. Большинство этой музыки издано и альбомах, но почти ничего не исполнялось на сцене. Но цель «KEEP THE DOG» безусловно не повторение студийной версии /этого, я принципе, тяжело добиться, учитывая разницу между возможностями студии и концертным исполнением/, а новый взгляд на эти произведении, рассчитанный на возможные изменения в составе и индивидуальности музы кантов. То есть, своего рода, тоже «открытая форма».

Музыка, звучавшая в программе /много композиций с альбомов «SPEECHLESS» 1980 и «GRAVITY» 1979/. обладала всеми чертами вполне сложившегося FRITH’oвского стиля. Мелодические линии, испытывающие влияние балканского фольклора, • частая смена ритмических рисунков, очень плотная фактура звучания — все это, к тому же, на высоком исполнительском уровне. А уровень, конечно, во многом определялся великолепными музыкантами, собранными FRITH’ом в этом проекте.

Во-первых, сам FRITH, выполняющий рать гитариста, бас-гитариста и скрипача.
Rene Lussier — блестящий канадский гитарист, сочетающий великолепное знание традиционной техники вместе с новым гитарным исполнением. Как инструменталист за последние годы он завоевал международную репутацию, принимая участие во многих проектах и гастролируя но всему миру.
Jean Derome — саксофонист, долгие годы сотрудничающий с LUSSIER’om. Может быть, более известен как автор музыки к фильмам, театральным и поэтическим представлениям.
Kevin Norton — нью-йоркский барабанщик, известный как универсал, играющий все: от Free Jaxia до свадебной музыки.
Bob Ostertag — интересный музыкант, работающий с разными электронными инструментами, использует как синтезированные, так и найденные звуки. В «KEEP THE DOG» его роль на сцене очень ощутима именно в создании фона для развития инструментальных линий. Звуки, использованные в программе, показанной в Москве, Ostcriag записал в Сальвадоре и Никарагуа /он известен также как журналист, занимающийся третьим миром/.
Zecna Parkins, играющая на клавишных, электромини-арфе и аккордеоне, известная как импровизатор, принимает участие во всевозможных проектах /с John Zorn’OM. Butch Morrcs’oм, George Cartwright и многими другими/, в 1987 году выпустила сольный альбом «SOMETHING OUT THERE».
«Не ждали», выступавшие четвертыми и последними в первом концерте, оказались в достаточно тяжелом положении — перед уставшей публикой, выдерживающей на протяжении нескольких часов прессинг, очень интенсивной и отнюдь не развлекательной музыки. Программа, показанная «Не ждали», была основана на цикле композиций под названием «Носороги» с духовыми интерлюдиями и хореографическими элементами /я точнее, танце вальным эпизодом и конце/. Плотные, минималистичные ритм-конструкции с наслоением импровизационных тем
трубы, тромбона и гитары. Пожалуй, «Не ждали» были наименее экипированы технически и расширяли звуковую палитру использованием духовых, различных объектов и алюминиевых перкуссий. Тс определения, которые дают музыке «Не ждали», в основном почему-то упираются в понятие «кришнаизм», «кришна-рок» и т.д. Про исходит это, по всей видимости, от плохого понимания, что такое кришнаизм, и желания систематизировать все. исходя из самых примитивных, поверхностных ассоциаций.
Концерт второго дня открывали «KEEP THE DOG» — единственная группа, выступавшая дважды. Программа была почти такой же. но все воспринималось гораздо свежее из-за того, что играли первыми, и публика не успела устать.
«Вежливый отказ», игравший около 20 минут и не оставивший целостного впечатления, представлял не сколько номеров из новой программы, в которой вокальные этнические линии Суслова еще больше развиты, а структура композиций все больше отходит от песенной и допускает, на мой взгляд, импровизационную свободу. «Вежливый отказ» всегда очень характерно звучит (что было и на этот раз), создавая широкофактурное пространство, где хорошо дифференцируется каждый инструмент. Может быть, играя полную программу, они про извели бы более сильное впечатление, в тик осталось ощущение недосказанности.
«KALAHARI SURFERS» могли на первый взгляд по казаться вне контекста, потому что и имидж и основа музыки были ближе всего к традиционному року. Тем более, большой вес текстов, играющий ногти главную роль в творчестве Warrick Swinney. лидера «KALAHARI SURFERS». Но участие в составе группы Cutler’a и Tim Hodgkinson’a делало музыку далеко не однозначной, насыщенной интересными решениями в аранжировке. Swinney — англичанин, живущий в Южной Африке, и его тексты наполнены политическими проблемами Африки и всего третьего мира. Тексты были переведены на русский и проецированы на большой экран, висящий на стене. К сожалению, из-за слабой подсветки почти ничего невозможно было разобрать. При своем сильном отличии от другой музыки, звучавшей на фестивале, музыка •KALAHARI» как раз обладала, мне кажется, сильным энергетическим импульсом, направленным в зал.
После «KALAHARI» незапланировано выступил Christof Anders соло с отрывком из сольного проекта «STATE OF WAR». Эго были три композиции с использованием подготовленных, сэмплированных звуков, контрастных по ритму и тембру тем. на которые наслаивался голос Anders’a. Даже уставшая публика не могла не при ковать своего внимания к этому маленькому выступлению.
Последними на сцену вышли «Звуки Му», которых ждала разгоряченная толпа поклонников. Но я вообще воздержался бы оценивать их выступление, занявшее около 10 минут, исполненное под фонограмму. Было только чувство удивления и разочарования.

Я надеюсь, что это незаурядное музыкальное событие станет толчком к развитию «новой музыки» и интересу к ней как средств массовой информации, так и просто любителей музыки с широкими взглядами. Конечно, хотелось бы, чтобы фестиваль стал ежегодным.
Л.Сойбельман.


Обсуждение