Н.МЕЙНЕРТ РАЗГОВОР НЕ ПО СУЩЕСТВУ Часть IV. ЭСТЕТИКА «ГО» — матом по интеллигенции.

М: Скользкая тема — почему при всей эрудиции и высокой личной культуре (прости за газетные штампы) в твоих текстах столь часто присутствует мат? Я не могу сказать, что это меня как-то особенно задевает — нет, после «Заветных сказок» Афанасьева** и ряда стихотворных опусов нынешних и прошлых классиков вряд ли можно воспринимать маг как культурный нонсенс. Но при всей естественности подобного языка, у меня лично никогда не появлялось желание вводить его в собственный быт и. соответственно, возникал интерес — откуда у других такая потребность берется! Понятно, что все условно: приду ми ли люди слова и сказали, что это — хорошие. а это — плохие. Но коль скоро все-таки уже существует определенная внутренняя дисциплина, в чем смысл желания ее уничтожить?
ЕЛ.: Мне изначально было ясно — если играть рок, то играть «на всю катушку», называть вещи своими именами — т.е. надо быть естественным. Некоторые вещи невозможно выразить, кроме как чисто по-русски. Когда я это понял, возник некий вектор. Вес, что мы делаем в »ГО». движется по своего рода спирали — по степени крутизны, как только поехало, сразу стало ясно, в какую сторону ведет. Поначалу я пытался это движение опередить, в 1987 году даже забежать вперед — стать круче, чем надо на данный момент. Отсюда возникли всякие чисто социальные дела, типа «Анархии»*** и т.д. Они мне сейчас не нравятся, я их не исполняю и перезаписывать не буду. То же отчасти было и с матами.

М: Период альбома «Некрофилия»?
ЕЛ.: Да, пожалуй…

М: Там есть одна песня — женский вокал…
ЕЛ.: Это Янка поет — ее песня…

М: Не является ли там подчеркнутое смакование в демонстративно красивой мелодии матерных слов нарочитым желанием перечеркнуть эту внешнюю красивость? Складывается такое впечатление, что для поющего сами эти слова не настолько естественны, чтобы воспринимать их как само собой разумеющийся (для него) язык, а наоборот — некая самоцель, любование собственной смелостью («ух, мы как!») — по сути мат становится самоцелью…
ЕЛ.: Я не считаю, что это плохо. Рок по своей сути — концептуализм…

М: Извини, но, насколько мне известно, концептуализм имеет множество разных трактовок. Пока это не ответ, а только красивое слово…
ЕЛ.: Хорошо, скажем так: концептуализм — это, как бы, некое искусство, которое направлено на то, чтобы выбить человека из обычных нормативов сознания, логических нормативов. Причем, чем сильнее выбьешь… чем сильнее тетива натянута, тем дальше стрела летит.

М: Не совсем согласен, что мат «выбивает из обычных норм сознания»…
ЕЛ.: И тем не менее… Когда я столкнулся, по личному опыту оказалось, что так оно и есть.

М: Вряд ли в ваших песнях встретилось что-то ранее наслышанное. Иное дело, что как раз в обыденной жизни — это привычно и «нормально», практически, для всех, а вы переводите эту нормальность еще и в ранг произведения искусства, на сцену. А снятие очередного морального ограничения возможно и вызывает поначалу шок, но лишь для того, чтобы свыкнуться и с этим: норма бытовая становится еще и нормой эстетической… Или я ошибаюсь?
ЕЛ.: Если говорить о советской культуре — не о русской, а именно о советской — мат является не только чем-то необходимым, не только частью русского языка, Мат — это нечто основополагающее. На мате говорят все, включая и интеллигенцию — как ты сам правильно в своей статье написал. Народу это как жест: два-три мата — целый роман пересказать. Неотъемлемая часть реалий сегодняшнего дня. Если бы я заменил одно слово другим, то не добился бы то го эффекта, которого хотел. И, кроме то го. все что писалось и делалось, — дела лось для себя. Я был на сто процентов уверен, что это не понравится вообще ни кому. Первые оригиналы никому не показывал — было стыдно, что играть не умею. Но самому было приятно это слушать: я включал и танцевал под то, что делал…

ОТСТУПЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Многократно упомянутая здесь и выше статья представляет собой попытку проанализировать, с позиций несколько отстраненного наблюдателя, особенности советского панк-движения. Черновой вариант этого тогда еще наполовину готового материала я показал Летову. Он проявил к изложенному определенный интерес, что и отразилось в нашем разговоре. Статья носит чисто аналитически- исследоватсльский характер. Учитывая специфическую аудиторию журнала «333», вероятно редакция поместит ее в следующем 4-м номере. Ранее эта статья у нас не издавалась, зато появилась в журналах Венгрии и Финляндии (пижонство, конечно, но приятно,..).


Обсуждение