Борис Гребенщиков: «Не хочу вытаскивать монстров из прошлого»

Борис Гребенщиков
Борис Гребенщиков

Декабрьский звездопад в Архангельске завершился концертом группы АКВАРИУМ. В рождественский вечер Б.Г. и компания пытались «не столько доставить удовольствие, сколько ввести в заблуждение зрителей», как заявил сам Гребенщиков. И надо сказать, что им это удалось. Зал в полной прострации созерцал происходящее на сцене и никак не реагировал. Хотя реагировать было на что. Концерт был построен по принципу винегрета: всего понемножку, и в результате очень вкусно. Во всяком случае, вашему корреспонденту это пришлось по кайфу, что он и пытался выразить криками одобрения. Правда, рядом сидящие его не поняли. Что ж, честное слово, не обижаюсь… Впрочем, читатели ждут интервью. Так вот, интервью не было. Имел место некий процесс, в котором функции распределились следующим образом: А. Борисов подкидывал идеи, а Б. Гребенщиков их развивал. Итак…

— Вы уже девятый раз в Архангельске?

Б.Г.: Это мифологические данные. Я помню точно три приезда, это четвертый. Первый визит был, наверное, году в 82-м.

— АКВАРИУМ подобен Фениксу, сгорающему и возрождающемуся из пепла…

Б.Г.: АКВАРИУМ — форма построения звука. Но, к моему сожалению, название «Аквариум» тянет за собой очень много энергетики из прошлого, которой в настоящее время просто не нужно. Старые песни теперь являются красивым орнаментом. Наша задача помогать людям. Делать жизнь людей яснее. А когда мы играем старые вещи, мы вытаскиваем из прошлого монстров, любимых народом, но монстров.

— У вас есть песня «День радости» с такими словами «Нам выпала великая честь жить в перемену времен». Вы действительно считаете, что это великая честь?

Б.Г.: У меня контрвопрос. А как твое ощущение?

— А мне хреново, в общем-то.

Б.Г.: Во. Это хорошо, это здоровое ощущение. У меня такое же. Перемена времен прошла. Все. Времена переменились. И еще. Я часто читаю в газетах, в которых певец … «Хултын Бултыкин» с важным видом говорит: «Я, Хултын Бултыкин, считаю, что судьбы России находятся в глубокой ж…». И у меня сразу возникает вопоос: с какой стати он мне объясняет судьбы России? Кто он такой? Будь он Гоголем, ладно… Я не считаю, что рок-н-ролльщик имеет право говорить о политике вне музыки, за сценой. Это выглядит нелепо.

— Что произошло в субботу на концерте? Почему не было контакта с залом?

Б.Г.: АКВАРИУМ сделал все, что он сделал в 84—85 годах. Мы полностью завершили свою миссию. И потом оказались в положении исторического курьеза, когда группа есть, группа хочет играть, и группа хочет есть. И мы играем, получаем деньги, но ничего принципиально нового мы сделать не можем. Потому что все завершилось. Но мы искренне пытались что-то сделать и попали в тупик. Я из этого тупика свалил через Америку. Потом, пожив два года вне «несжатых нив России», я вернулся, и начали идти песни, которые никак нельзя было играть с АКВАРИУМОМ. Поэтому АКВАРИУМ кончился и начался Б.Г.-бэнд. И сейчас мы опять попали в ту же самую ситуацию, когда группа возродилась, записала три необходимых альбома, и выяснилось, что мы опять стали историческими монстрами. Вследствие чего вчерашний концерт был последним концертом АКВАРИУМА как группы. Здесь мы начали, здесь и закончили. Нельзя больше в этом составе, с этим подходом что-то говорить. Я скорее буду молчать.

— Вообще?

Б.Г.: Вообще. На самом деле у меня есть новые вещи. Но это будет мой личный альбом, потому что на имя АКВАРИУМ вешать такие вещи я не хочу. Мы были призваны освещать жизнь в темные времена. То ли сейчас не темные времена, то ли не так освещаем, но то, что делает сегодняшний АКВАРИУМ, является нелепым. Поэтому я собираюсь закрыть эту штуку. Собственно, я и закрыл ее вчера.

— Давайте поменяем тему и поговорим о другом. Что же такое счастье — реальная или мифическая субстанция?

Б.Г.: Счастье есть, оно ждет нас, ждет, когда мы избавимся от своего «эго», И в полный рост, для всех даром, как только люди пройдут через стеклянную стену. Кто-то пройдет, кто-то нет. Те, кто не пройдет — те не готовы. Они хотят набить морду своему врагу. Когда они поймут, что нет ни морды, ни врага — тогда счастье начнет поступать в полный рост.

— Борис Борисович, существует ли сейчас нечто такое, чего очень бы вам хотелось?

Б.Г.: Конечно, мне хочется увидеть мир. Увидеть все, что я еще не видел. И то же самое, не боясь показаться нахалом, я бы порекомендовал всем. Сейчас путешествовать несравненно легче, чем раньше. Теперь можно набрать цент за центом какие-то деньги, чтобы свалить отсюда. А там уже можно путешествовать. Россию губит провинциальность. Ведь точка зрения русского человека: «Я сижу а глубокой жопе и никогда из нее не выберусь. Поэтому идите все…». Но нужно увидеть, что происходит везде. И тогда меняется все. Нужно забыть провинциальное сознание, уничтожить его.

— Ваша личная жизнь покрыта пеленой слухов и домыслов. Если можно, внесите ясность.

Б.Г.: С удовольствием. Я женат. У нас с женой на двоих четверо детей, о которых мы заботимся. Часть моих, часть ее, часть совместных. Более того, если бы у меня не было жены, я бы вообще ничего не смог сделать.

— Сегодня Рождество. Скоро Новый год. Принято говорить в эти дни какие-то пожелания…

Б.Г.: У меня пожелание только одно. Ко всем. Жгучее до слез: мне так стыдно за всех нас, за то, что мы обладаем чудовищно провинциальным сознанием. Мы целиком закрыты друг от друга, мы прячемся за умственными конструкциями. Давайте отбросим это. И нам станет легче.

P.S. Воскресный концерт был отменен. Причины: одна изложена выше. Вторая — было продано всего 30% билетов, и Б.Г., похоже, уже завязав в душе с АКВАРИУМОМ, даже с облегчением вздохнул… Впрочем, эта неприятность вовсе не означает, что организатор концертов Н. Харитонов прекращает свою деятельность. Во время короткой беседы, состоявшейся в «Relax’e», он заявил: «Сейчас я в шоке, но все мои планы остаются в силе».

Просмотр


Персоналии из статьи

АКВАРИУМ
Гребенщиков Борис

Обсуждение