МЕЛОМАНЫ со стажем помнят, наверное, шумный успех, который сопутствовал первым концертам московского самодеятельного ансамбля ЦЕНТР. Было это четыре-пять лет назад.
В самом деле, группа не просуществовала еще и года, а авторитетный журнал «Юность» поместил на своих страницах пространное интервью с лидером ансамбля В. Шумовым, известный кинорежиссер пригласил музыкантов для съемок и записи музыки к новому фильму («Время отдыха с субботы до понедельника»), а телевидение показало видеоклип группы в одной из популярнейших телепрограмм («Веселые ребята»). Критики поспешили тогда заявить об ансамбле как о лидере столичной «новой волны». Одним словом, энергия, ирония, романтизм песен ЦЕНТРА, их непохожесть на все то, что звучало с самодеятельной (и не только) сцены, привлекали внимание очень многих. Строчки песни «Наутилус» стали в то время как бы «визитной карточкой» группы. Помните?
Посторонитесь, тоскливые франты —
В небе парус капитана Гранта!
Мы любим все — все что красиво!
О, «Наутилус», «Наутилус»!
Но время шло, а число почитателей ансамбля не только не увеличивалось, но и, похоже, резко пошло на убыль. Трудно сказать, что явилось основной причиной этого явления, но один вывод кажется очевидным — слушатели явно «не успевали» за ходом экспериментов в музыке и текстах песен группы.
Удивительное дело, но создавалось впечатление, что ЦЕНТР это нисколько не волнует. Шумов и его единомышленники продолжали записывать в среднем по два (!) магнитофонных цикла в год, и каждый последующей из них приводил в недоумение поклонников предыдущего. Нет, песни по-прежнему были и ироничны, и романтичны, но меняющийся поэтический мир настораживал, а иногда и начинал раздражать даже самых истовых почитателей ансамбля. Кое-кто стал даже отрицать сам факт наличия поэзии в песнях группы.
В надежде рассеять все сомнения решаю встретиться с Василием Шумовым — руководителем, композитором и автором текстов песен ансамбля. Проще всего это оказалось сделать после одного из «сборных» концертов московской рок-лаборатории в ДК имени Курчатова — клубе, который является «базовым» для ЦЕНТРА.
— Василий, много споров возникает, когда речь идет о стиле музыки вашего ансамбля. Как вы сами его определяете?
— Мы не придерживаемся каких-то общепринятых направлений, стилей. Мы просто музыканты, которые пытаются реализовать свои идеи. Нам нравится постоянно изменяться, развиваться, прогрессировать. Ведь как бывает? Нашел свою стезю, сел на своего «конька», почувствовал, что это кому-то нравится — и все, из года в год одно и то же. Мы идем другим путем, стараясь не повторяться.
— Тебе не кажется, что раньше ваши песни были более простыми, доступными, что сегодня ваша аудитория сузилась?
— Нам грудно об этом судить. Встречи со зрителями довольно редки — ведь мы группа любительская… (после паузы), и все-таки мы считаем, что наши песни по прежнему доступны и просты. С другой стороны, не хочется, чтобы они были примитивными. И тут многое зависит от слушателя. Нам хотелось бы, чтобы он, послушав песню, задумался и сделал для себя какой-то вывод, оценил ее.
— Насчет доступности позволь с тобой не согласиться. Возьмем хотя бы только названия — «Мауна Лоа», «Марианская впадина», «Кони Йото»…
— Просто это песни, написанные в романтическом духе. Помните, Бодлер сказал: «Романтизм — это своя манера чувствовать». И это не подразумевает какую-то заумность или намек на «выеденное яйцо». И потом. Когда-то нам нравилось делать песни типа «Мауна Лоа», а теперь мы поем совсем другие. Они менее романтичны, но более жизненные, социальные…
— В интервью журналу «Юность» ты когда-то говорил о том, что смена состава перемножает на «ноль» творческие усилия. Не кажется ли тебе, что частые смены в ЦЕНТРЕ умножают ваше творчество на величину, меньшую единицы?
— Знаете, я до сих пор хотел бы играть с одними и теми же ребятами. К сожалению, жизнь есть жизнь (ухмыляется). Например, наш барабанщик Карен Саркисов окончил в 1984 году пединститут и был призван в армию. Мы же не могли сидеть и ждать, пока он вернется? Появляются новые идеи, которые требуют реализации. Мы исходим из того, что не надо никакого фанатизма в этом отношении, надо быть обыкновенными людьми со своими проблемами. (Сейчас К. Саркисов выступает в известной группе БРИГАДА С. — Прим. автора).
— Представь, пожалуйста, сегодняшний состав ЦЕНТРА.
— Кроме меня, это 27-летний гитарист Виталий Чурилов, закончивший в свое время институт культуры, ударник Александр Васильев — дипломник института связи (вуз, который закончил и я пять пет назад) и самый опытный из нас бас-гитарист Юрий Иванов. Он — музыкант первых поколений московских рок-групп. Когда-то играл в первом рок-клубе на улице Алабяна, где начинали Макаревич, Ситковецкий, Стас Намин. Несмотря на то, что по возрасту он значительно старше нас, Юрий не остановился в своем музыкальном развитии и ему интересно наше творчество, наши идеи. С этого года с нами выступает еще и вокальное трио девушек. Вновь стал репетировать гитарист Валерий Виноградов из первого состава.
— Многие считают ЦЕНТР «текстовым» ансамблем. Интересно, чья поэзия вам особенно близка?
— Нам очень нравится творчество Игоря Северянина. Иногда мы даже делаем песни-монтажи, используя строчки из его произведений. Очень близки стихи Александра Блока и Николая Гумилева, из зарубежных — французских поэтов Артюра Рэмбо, Шарля Бодлера… Кстати, на концертах 1986 года мы даже играли рок-оперу «Артюр Рэмбо», в которой на сцене с ЦЕНТРОМ выступали Жанна Агузарова, певец НОЧНОГО ПРОСПЕКТА Алексей Борисов, Петр Мамонов, Артем Троицкий, саксофонист Сергей Летов и пианистка Татьяна Диденко.
— Ты сказал, что ваши песни стали более социальными. Что же вас сегодня волнует, тревожит?
— Многое. Например, проявление инфантилизма и фетишизма среди молодежи. Многие не могут сами принять какие-то решения, хотят, чтобы за них это сделал кто-то. А между тем преимущество молодости как раз в том и заключается, что это время принятия решений и их воплощения в жизнь. Часто внешняя сторона жизни у некоторых заслоняет все на свете. Какие-то модные вещи, ансамбли, модные темы для разговора… Именно в ответ на проявления бездуховности мы и написали наши песни «Бездельники», «Сердцебиение» (они вскоре выйдут миньоном на «Мелодии»), «Жизнь замечательных мужчин», «Времена года». Нельзя проходить мимо этих фактов, быть просто сторонним наблюдателем. Это наша принципиальная позиция.
Что ж, последние выступления ансамбля подтверждают, что ЦЕНТР вновь изменился. Меньше ли стало в песнях романтики?
Судите сами:
Каждого, кто боится и самовлюблен,
Солнечные зайчики испепеляют.
Рухлядь трясется и шипит изнутри —
Это агония, ее агония!
Современный воздух свеж,
Сегодняшний ветер порывист!.
(песня «Солнечные зайчики», 1987 год).
Ну как? По крайней мере актуально, не правда ли?
P. S. По многочисленным просьбам читателей называем полную «дискографию» магнитофонных «альбомов» ансамбля ЦЕНТР Московской рок-лаборатории:
1. «Стюардесса летних линий», 2. «Однокомнатная квартира» (оба — 1983 г.), 3. «Чтение в транспорте», 4. «Тяга к технике» (оба — 1984 г.), 5. «Цветок и мотылек», 6. «Признаки жизни» (оба — 1985 г.), 7. «Учитесь плавать», 8. «Любимые песни в «ретро», 9. Опера «Артюр Рэмбо», 10. «Замечательные мужчины», 11. «Мой район» (сольный — В. Шумова, последние пять «альбомов» записаны в 1986 г.), 12. «Русские в своей компании» (1987 г.).