На сцене ДДТ… А в зале — шторм! А в зале вспыхивают звездочки бенгальских огней, бушует молодое море. Со сцены хрипловатый баритон распевает такое, от чего мороз идет по коже. А в зале — свист и хохот! Все — в кайф! Как в песне?
Но тот, кто вызывает бурю, в состоянии ее укротить. Звучит новая песня, и зал привстает, чтобы лучше услышать, не пропустить ни единого слова из монолога певца… «ДДТ» и его солист Юрий Шевчук не сдают позиций. Почему? Попробуем разобраться!
— А что такое ДДТ, Юрий? Не аббревиатура, разумеется, а группа, стиль?
— Ну ДДТ, конечно, название сатирическое. Придумали мы его в 1981 году а Уфе, когда только начинали работать. ДДТ — дуст. Им еще недавно всяких тараканов да клопов травили… Только не нужно очень смелых аналогий проводить…
Сегодня в группе работают Никита Зайцев — гитара, скрипка, Андрей Васильев — гитара, Андрей Муратов — клавишные, Вадим Курылев — бас-гитара, подпевки, блок-флейта, Игорь Доценко — барабаны, Михаил Чернов — саксофоны, флейта.
Ну а стиль — это уже слушателям судить. Мы, честно говоря, стараемся не «зациклиться» на чем-то одном, а работать широко, используя и фольклор, и джаз, и классическую музыку. Но главное, конечно, слово, которое все объединяет. То есть существует текстовая идея песни, и ее мы пытаемся решить именно в том стиле, в той форме, которая эту нашу задумку наиболее полно раскрывает. .
— О сегодняшней молодежи нередко говорят обидные вещи. В чем ее только не обвиняют: и в приспособленчестве, и в утрате жизненных идеалов. Ваше мнение о молодом поколении?
— Она сейчас очень разная, наша молодежь. И если кто-то не совсем понимает сегодняшних парней и девчонок, то я считаю, что это закономерно, иных из них действительно не понять. А в целом же у нас молодежь нормальная. Разумеется, молодым сейчас сложно…
Взять любого девятиклассника. Какую ему историю учить? Как поверить учителю, который об одном и том же человеке или событии из нашего далекого и близкого прошлого на этом уроке говорит одно, а завтра — совершенно другое? Сам я по образованию педагог, правда, не историк, а художник, имею семь лет педагогического стажа, но не в этом дело. Просто не хотелось бы мне оказаться на месте такого учителя. А ведь большая часть молодежи — и есть учащиеся. А потом и удивляются старшие: откуда у наших молодых людей столько нигилизма? Так откуда же?..
— В фильме «Публикация», который снял Виктор Волков, ДДТ в заключение исполняет песню «Время». Кстати, режиссер назвал ее гимном современной молодежи. Какой смысл вы вкладываете в эти слова «Все в кайф». Как вам работается в кино?
— То, что В. Волков назвал эту песню гимном — его дело. Мы ее назвали «Время». А припев песни призывает бороться и жить, ведь сама жизнь — в кайф!
Наши песни звучали во многих фильмах. Это и «Четвертый сон Веры Павловны» и «Игра с неизвестным», и документальный фильм «Москва. Жара.».. Но всем, что уже сделано нами в кино, мы не очень довольны. Но с кино связей не порываем. Сейчас готовится к сдаче художественный фильм «Караул». В основе его сценария ситуация, описанная в нашумевшей статье «Комсомольской правды» «Случай в спецвагоне». В фильме будут звучать песни ДДТ.
— Не возникает ли у вас чувства тревоги, когда вы видите на своих концертах неуправляемую толпу?
— Мне больше всего дорог слушающий зритель. Вообще, честно говоря, я больше люблю акустические концерты. Мы зачастую так и выступаем: гитара, скрипка, флейта. Это, как правило, небольшой зал, где царит задушевный разговор со зрителями, как со старыми друзьями. Знаете, разговариваешь спокойно, взял спел, поговорил. Такие встречи для нас очень важны.
А насчет неуправляемости толпы на концертах, если она становится слишком буйной, значит, я что-то делаю не так, как надо, значит, я сам слаб.
— ДДТ — частый гость нашей республики. Что вас тянет на Украину?
— Лично для меня Украина — родина моих предков, даже фамилия Шевчук об этом говорит. Семья наша хлебнула в годы сталинизма горя… В период довоенных репрессий нас выслали в Сибирь, я родился на Колыме. Деда моего расстреляли в тридцать седьмом. В общем, лиха хватило нашему роду. И хоть корни мои на Киевщине, теперь себя считаю сибиряком.
Очень близка мне и украинская музыка, нравятся мне ваши группы, особенно киевская В.В.. Просто здорово, что они появились. Это же возрождение культуры, наконец-то появился национальный рок. Ведь три года назад вообще ничего не было на украинском языке. Это прекрасно! Но вот эти ростки новой музыки только-только стали пробиваться, а их уже помчались душить функционеры от искусства.
Во время этих гастролей мы пытались представить зрителям местные молодые талантливые группы. Но устроители концертов почему-то воспротивились нашим предложениям: или будете играть только вы, или мы «вырубаем» свет! Скажите: кто выиграет от такого подхода к делу?
— Видимо, столь долгому выходу на «Мелодии» пластинки вашей группы так же «помогли доброжелатели»?..
— Борьба сегодня идет везде, не только в мире политики. Что же касается пластинки, то ретрограды здесь «подсобили» во многом. «Мне выпал счастливый билет», а именно так называется этот диск, записан и должен был выйти еще год назад… Короче, пластинка уже в производстве. Правда, тираж у нее будет довольно скромным — всего около пятидесяти тысяч. Это будет сборник, куда вошли наши наиболее удачные композиции, как из магнитофонных альбомов: «Время» и «Периферия», так и из новой программы. Не все, что хотелось бы, нам удалось собрать, ведь до 1986 года мы записывали наши песни далеко не в студийных условиях, в основном на квартирах у друзей. Но хотелось бы надеяться, что это будет не последний наш диск. Из уже знакомых слушателям песен сюда вошли: «Мажоры», «Террорист», «Церковь».
Не стоит думать, что раз во время этой поездки по Украине мы поем в основном cвои старые вещи, то в ДДТ начался творческий застой. Ни в коем случае! У нас есть абсолютно новая программа. Но здесь просили спеть что-нибудь из уже знакомого. Почему бы не спеть?
— Каковы у вас отношения с АКВАРИУМОМ, вообще с музыкантами Ленинградского рок-клуба?
— Если сказать только о клубе, то здесь с полной определенностью говорить либо «да», либо «нет» чрезвычайно сложно. Ведь в нашем музыкальном объединении сегодня порядка семидесяти «команд». Разные люди играют в них, вот и отношения разные.
А насчет АКВАРИУМА, то здесь отношения просто… никакие. В большей степени это касается Гребенщикова. Он в последнее время все больше по заграницам… Решил стать эдакой звездой международного класса. Трудно сказать, получится ли это у него. Думаю, что вряд ли.
Взять хотя бы эту его американскую пластинку, столь разрекламированную в наших газетах. Ведь вышла она только в США. Так вот, слушал я ее. Это вообще не от АКВАРИУМА, все на английском языке. Какой-то средний попс, хороший, добротно сработанный, но России-тo нет. Россия, наш рок — это же русский язык, прежде всего. Русский язык — самое главное в нашей музыке.
— А как вы относитесь к армии, ведь сегодня так модно критиковать ее? В вашем сегодняшнем репертуаре есть песни об Афганистане. Что это, дань моде?
— У меня к военным прекрасное отношение, поверьте. Я сам из семьи кадрового офицера. Отец мой в семнадцать лет ушел на фронт, был в батальонной разведке, имеет много наград. Так что детство мое было напрямую связано с армией. Да и сейчас у меня много друзей в военной форме. Несколько ребят, честно выполняя свой интернациональный долг в Афганистане, погибли, помогая этой стране. И то, что сейчас я пою об этой войне, все очень серьезно. Совсем недавно мы выступали на больших благотворительных концертах в фонд помощи нашим ребятам — инвалидам Афганистана. Вместе с нами там играли ГОЛУБЫЕ БЕРЕТЫ. Обстановка на концертах была очень человечная, аудитория очень хорошая. Прекрасные были концерты, такое долго не забывается.
— Юрий, что бы вам хотелось сказать почитателям вашей группы, которые сегодня носят военную форму?
— Ребята! Конечно же, всем вам удачи, удачи во всем. Легкой службы желать не стану. Такой просто не бывает. Ну и верить в жизнь, бороться и верить!
Записал сержант О. МАЩЕНКО.
Фото Ю. Шипунова.