Каждый любитель музыки по-своему воспринимает новые коллективы. Но всегда любопытно узнать мнение самих музыкантов, творчество которых вызывает интерес у молодежи. Мне представилась возможность задать несколько вопросов Сергею Попову, руководителю непрофессиональной пока по статусу, но уже популярной рок-группы из подмосковного города Дубна ЖАР-ПТИЦА.
Эта группа была создана в апреле 1975 года поэтом, гитаристом, певцом и композитором Сергеем Поповым. На конкурсе «Золотой камертон» газеты «Комсомольская правда» рок-группа ЖАР-ПТИЦА дошла до финала с программой «В городе желаний, под радугой мечты». В 1982 году группа записала новую программу «Зной», песни из которой («Мы сумеем все», «Маша» и другие) стали визитной карточкой ЖАР-ПТИЦЫ. На сегодняшний день последняя работа рок-группы — программа «Рокодром».
В ЖАР-ПТИЦЕ пять человек. Из всех участников группы лишь Тихомиров — профессиональный музыкант, остальные же имеют совсем «немузыкальные» профессии: инженер, сварщик. А ударник Владимир Дягель в этом году заканчивает школу.
Итак, интервью.
— Сергей, назовите наиболее важные, на Ваш взгляд, критерии советского рока.
— Рок у нас, как и везде, — музыкальная форма самовыражения молодого поколения. Он дополнил анонимное песенное творчество — городской романс 70-х, положенный на современный ритм, и стал для большинства музыкантов своеобразным зеркалом действительности.
— Рок-группы часто обвиняют в плагиате. Что вы думаете об этом.
— Подражания действительно есть. Но рок, благодаря средствам массовой информации и огромным тиражам пластинок, становится жанром, единым по всем важнейшим компонентам — ритму, гармонии, мелодике, стилистике — для всего мира. Обмен находками и опытом идет с огромной скоростью, поэтому уличать кого-то в плагиате — несерьезно.
— Сергей, сформулируйте основную тему стихов песен ЖАР-ПТИЦЫ.
— Цель любого искусства — изменить человека и мир вокруг к лучшему. Средства выбирает автор, и если его поэтические аргументы убедительны, то все в порядке. Плохо, когда сами средства становятся целью.
В отличие от таких групп, как МАШИНА ВРЕМЕНИ или АКВАРИУМ, где большое значение имеет стремление при помощи языка создать определенное настроение, где в чести красочность и метафоричность, мы стремимся к большей конкретности как в сюжете, так и в языке. Считаю, что «Рокодром» в этом отношении — лучшее, что у нас есть.
— В последнее время возрос интерес к стилям «новой волны», рэггей, соул. Ваше отношение к ним?
— Время показало, что рок способен к самообновлению. Рэггей — стиль не новый, но к его народной основе добавилась европейская изощренность (группа ПОЛИС), — и он расцвел самыми яркими красками на мировой рок-сцене ( у нас — КАРНАВАЛ). Мне это нравится, и мы постараемся рэггей использовать в дальнейших своих аранжировках.
«Новая волна» — явление несколько другого порядка. Вещи в этом стиле нельзя слушать в отрыве от текста. После эпохи тяжелого рока казалось, что выразительные средства наиболее эмоционального, атакующего плана исчерпаны. «Новая волна» доказала, что это не так.
— Легко сочинять стихи музыку?
— А вы попробуйте. Если легко, то можно бросить: так не бывает.
— Не мешает ли работа в группе Владимиру Дягелю учиться в школе?
— Помимо школы и ЖАР-ПТИЦЫ Володя занимается в цирковой студии, усиленно — математикой и еще массой всяких вещей.
— И на прощание, Сергей, — что вы пожелаете читателям «Комсомольской искры»?
— Того, что я всегда желаю себе: больше хорошей музыки.