Подвал в далеко не богатом районе Парижа. Полутемный, прокуренный, набитый людьми зал. Это – популярная молодежная дискотека «Джибюс», отмечающая свой день рождения: ей 20 лет. Здесь выступали ДИП ПЕРПЛ, ПОЛИС, группы поскромнее… На юбилей-89 приглашен московский ЦЕНТР, правда, не специально. ЦЕНТР приехал во Францию по случаю выхода своей пластинки с 10 песнями, компакт-диска, кассеты. И поездка была у него не триумфаторская, а сугубо рабочая.
К Василию Шумову — руководителю ЦЕНТРА — пробиться не так легко. У него строгий деловой график: журналисты, музыковеды, телевидение, радио, магазины пластинок, наконец, выступление в «Джибюсе», потом еще одна дискотека, съемки видеоролика…
Любопытно смотреть, как их принимают в безумном «Джибюсе». Время — за час ночи, и столпившаяся у сцены публика готова танцевать под что угодно — лишь бы играли. Но, выйдя на сцену, Вася Шумов говорит: «Мы прилетели несколько дней назад сюда самолетом «Аэрофлота»…» Его перебивают свистом, не дают договорить, требуют играть, но Шумов продолжает свой рассказ. И тем, кто пришел в этот вечер в «Джибюс» специально только из-за ЦЕНТРА, эта шумовская манера держаться — естественная и с достоинством — нравится. Другой бы на его месте махнул рукой сыграл и ушел, а Шумов невозмутимо комментирует каждую песню.
Толстый иллюстрированый журнал «Актюэль», ориентированный на молодую левую интеллигенцию и считающий себя выразителем всего того, что вот-вот произойдет во французском обществе, на звал пластинку ЦЕНТРА — а это первая пластинка советской рок-музыки во Франции — диском месяца. Он пишет: «В конце концов можно желать русским обрести свободу и тем не менее при этом также хотеть, чтобы они ее использовали не для того, чтобы исполнять нам «Сатисфэкшн» (одна из самых популярных песен группы РОЛЛИНГ СТОУНЗ. — Прим. авт.).
«Мы не ожидали такого теплого приема», — говорит мне Василий Шумов. Его слова не надо понимать в том смысле, что весь путь ЦЕНТРА по парижским улицам был усыпан цветами. Речь идет об очень уважительном отношении к группе, имеющей свое лицо, свои тексты, свою собственную манеру поведения на сцене.
Взявшая под опеку ЦЕНТР во Франции крупнейшая музыкальная фирма «Барклей», входящая в состав мультинационального гиганта грамзаписи «Полиграм», отнеслась к ансамблю Шумова не как к любителям, тем более приехавшим из модной сейчас на Западе Москвы, а как к профессионалам.
Действительно, туризмом ЦЕНТРУ во Франции заниматься было просто некогда. Год назад для записи пластинки Василий Шумов почти безвылазно провел месяц в парижской студии. Этой весной, когда группа приехала уже в полном составе, она почти так же без передышки занималась рекламой пластинки: интервью, концерты, съемки.
Максим Шмидт — французский продюсер, работающий с ЦЕНТРОМ, считает, что для того, чтобы попасть в «Топ-50» — еженедельный хит-парад из 50 наиболее раскупаемых пластинок-миньонов, — требуется 6 месяцев интенсивной работы с исполнителями. У меня такое впечатление, что если умело поставить дело, то можно навязать публике все, что угодно. Например, сейчас во французском хит-параде совершенно неожиданно появилась — после нескольких лет полного забвения — группа БОНИ М — причем со старыми песнями.
Не уверен, что у ЦЕНТРА во Франции может быть большой коммерческий успех. В «Топ-50» он не войдет. Песни группы требуют знания русского языка, а музыкальный рынок насыщен, капризен. Чтобы пробиться наверх, нужно быть на виду, в первую очередь делать ставку на телевидение. Без этого, как могли убедиться на собственном опыте даже очень известные французские певцы, не заполнить зал во время концертов, а значит, не продать пластинок.
Но было бы глупо оценивать работу ЦЕНТРА во Франции по результатам в хит-параде. Главное, что московский ансамбль появился здесь вообще, заявил о себе в области, которую монополизировала англоязычная музыка.
Заключительное слово — Василию Шумову: «Мы столкнулись с очень доброжелательным отношением к себе. Много увидели, узнали новых людей. И мы, и они поняли: пропасти между нами не существует. Это было нормальное общение».
Д. ЯКУШКИН. Париж.