В порывах свежего ветра

Уже пять лет в нашем городе существует Ленинградский рок-клуб. Его группы вызывают живой интерес у молодежной аудитории, на концерты попасть трудно. Да и самих концертов бывает не так много. Все это порождает какие-то разговоры, слухи о музыкантах-любителях. Хорошо бы, «Смена» рассказала о сегодняшних лидерах рок-клуба, тем более что не так давно прошел фестиваль этих групп в ДК «Невский», а затем и большие концерты лауреатов во Дворце молодежи. Нам удалось побывать лишь на выступлении нескольких ансамблей. Впечатления весьма противоречивые, однако есть явный плюс — музыканты стремятся уйти из-под влияния эстрадных штампов. Интересно, как выступили другие группы, кто стал лауреатом фестиваля в ДК «Невский», что ждет рок-клуб в новом сезоне, как оценивают его творчество специалисты?

В. ИГНАТЬЕВ, А. ПЕТРОВА и еще десять подписей.

Строго говоря, эти трехдневные концерты в ДК «Невский», о которых упоминают авторы письма, назывались IV смотром-конкурсом ленинградских любительских рок-групп, но действительно и в разговорах публики, и в оценках жюри все время звучала более праздничное, торжественное слово — фестиваль. И фестиваль должен был подвести итоги не только очередного сезона, но, пожалуй, и всех пяти лет существования клуба, должен был одни проблемы заострить, другие — решить или отбросить. Поэтому к нему готовились всерьез и организаторы, и музыканты.

Так, фойе «Невского» стало выставкой фотографий, оригинальных работ художников. Программа каждого из пяти концертов — всего выступили шестнадцать групп — была составлена не сразу, а после множества предварительных прослушиваний. Удалось даже решить вечную проблему с аппаратурой — Ленинградский дворец молодежи любезно предоставил музыкантам-любителям высококачественный комплект «Динакорда».

Беспокойство вызывал и творческий уровень многих групп. Дело в том, что предыдущие три фестиваля не слишком удавались именно в творческом плане. Удачные выступления одних чередовались с резкими провалами других, причем подводили даже явные лидеры. Кроме того, наметился тревожный момент творческого тупика у некоторых «ветеранов» клуба, таких, как ЗООПАРК, ТАМБУРИН, КИНО, на два состава распались СТРАННЫЕ ИГРЫ, и в то же время не убеждали эксперименты молодых ансамблей — они увлекались внешними эффектами больше, чем поиском действительно нового качества.

Фестиваль открыла группа ГОРОД — «живая реликвия» любительской рок-сцены. Ведь Владимир Рекшан начинал еще в конце 60-х. Но на этот раз ему не удалось донести свои интересные тексты до зрителя — мешали назойливые гитарные «запилы», невыразительный вокал, в целом музыка ГОРОДА воспринималась архаичной.

МОДЕЛЬ — следующая группа — поразила звучанием. «Живая пластика» и стилистика нетрадиционна — хард-рок в электронной «упаковке». Всего этого хватило жюри, чтобы вывести группу в число лауреатов. Однако зрители были холодны, и на конференции по итогам фестиваля вообще бурно протестовали против поощрения МОДЕЛИ. И аргументы их, признаться, представлялись весомыми: тексты были разобщены с музыкой, со сценическим образом.

АЛИСА — группа, о которой говорят и спорят, на фестивале попробовала предстать как «супергруппа». Это было видно и во внимании организаторов, публики, и в поведении Константина Кинчева с партнерами на сцене. «По ту сторону добра» — так не без претензии назвали они программу. Хотя само по себе стремление молодых музыкантов поговорить об острых проблемах борьбы за мир привлекало. Ведь рок-музыка сегодня много делает для борьбы за мир, а ленинградские любительские группы пока «недорабатывают» в этом направлении, могли бы активнее проявлять свою гражданскую позицию. Казалось, обращение АЛИСЫ и такой многогранной теме представит группу в ином качестве. Но в который раз молодые музыканты увлеклись внешней атрибутикой, этаким эпатажем и явно «пережали» в этом. Случайный просчет? Не думаем. Этот акцент на «атакующую», агрессивную манеру, увы, стал в последнее время единственной краской их концертов.

В свое время группа ЗООПАРК также упрямо ограничивала свой образ одной краской — сумрачной, а порой и вовсе пессимистичной. Здесь же мы стали свидетелями выступления артистичного, яркого. Михаил Науменко был и прежде привержен «классическим формам рока» — рок-н-роллам, рокабили, ретро, но появление в его программе вокальной группы (Александр Донских, Галина Скигина, Наталья Шишкина) сделало звуковое полотно группы живым, сочным.

Пока лишь на подступах к своему образу — группа ИГРЫ. А вот выступление АУКЦИОНА стало сенсацией. Одни из немногих на этом конкурсе они решили задачу организации сценического пространства. Необычно, что лидером группы стал не музыкант, а, пользуясь терминологией эстрадного жанра, — «шоу-мэн», то есть артист-эксцентрик Олег Гаркуша. Его персонаж существовал на сцене по законам фантасмагории, вызывая ассоциации с чисто петербургскими гротесковыми персонажами классической литературы. Но тут же жил и еще один герой — самовлюбленный «павлин», красавец, к тому же поющий бельканто, этот образ точно сыграл Сергей Рогожин. Их песенное представление «Вернись в Сорренто» стало веселым, ураганным балаганом.

После этого даже КИНО не смотрелось. Хотя потенциально программа песен Виктора Цоя могла обещать многое — такие песни, как «Марш мира», «Ждем перемен», запомнились. Но артистизма, вокальной техники довольно известной группе не хватило.

В следующем концерте публика с вежливым интересом наблюдала за выступлением новых групп: ПРОВИНЦИЯ и ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК, но, конечно, все ждали Бориса Гребенщикова и АКВАРИУМ. Ждали группу, которая способна блестяще оправдывать надежды и столь же явно сокрушать их. На этот раз Б. Гребенщиков позволил себе показать не новую программу, как большинство участников, а спеть свои лучшие песни, причем как в акустическом, так и в «электрическом» варианте.

И, наверное, музыканты имели право на такое выступление. В нем увиделась попытка подвести некоторые итоги спорной, противоречивой, но, несомненно, искренней, проникнутой пафосом утверждения добра творческой деятельности АКВАРИУМА. И то, что зал, оказалось, весь песенный материал знал чуть ли не наизусть, было трогательным и удивительным проявлением благодарности музыкантам. Минут двадцать не смолкали аплодисменты после последней песни…

Что же было дальше? Каждая следующая группа попыталась предложить свой ракурс видения рок-музыки. ЭЛЕКТРОСТАНДАРТ стремился привлечь энергичным и слаженным исполнением рок-н-роллов; ВЫСТАВКА — попыткой выстроить на сцене мир фантасмагории; ПРИСУТСТВИЕ — желанием играть «рок», не подверженный моде, и делать это достаточно профессионально; ДЖУНГЛИ — стремлением создать музыкальный «океан», где в бурях инструментальной дисгармонии есть просветы для боли, искренности; ТЕЛЕВИЗОР — остродраматическими решениями музыки и текстов, стремлением откровенно и честно сказать о тем, что в век машин и электроники так просто потерять человеческое начало; трио АВИА (входящее в число «12 надежд -86») — ироничной игрой музыкальной фантазии.

Но мы не случайно оговариваемся: это были стремление, попытки, желание… Действительно, воплощение образа и идей оказалось зачастую далеко от интересных замыслов. И тем не менее не стоит впадать в критиканство. Да, подводил ребят профессиональный уровень, но ведь это был конкурс музыкантов-любителей. Зато в выступлениях большинства участников не чувствовалось холодного, расчетливого подхода к творчеству, а значит, оставалось главное ощущение — свежего ветра, того самого, что сегодня так нужен нашей эстраде.

Таким образом, трехдневный марафон в ДК «Невский» не просто назвал лауреатов (главный приз жюри присудило АКВАРИУМУ, определив еще шесть лауреатов — АВИА, АЛИСА, АУКЦИОН, ДЖУНГЛИ, ЗООПАРК, МОДЕЛЬ), не только подвел итоги очередного сезона и вообще пятилетия существования рок-клуба, а дал всем тем, кто неравнодушен к проблемам молодежной рок-музыки, новую точку отсчета. Куда более высокую, но куда более требовательную, чем прежде.

Как же оценивают ситуацию специалисты?

Член Союза композиторов — Станислав Пучков сказал на заключительной конференции музыкантам-любителям: «Меня привлекает ваша музыка, ваши музыкальные идеи. И даже неправильности, шероховатости вызывают иногда сдвиг в психологии восприятия творчества, дают импульс».

Олег Гусев, руководитель группы, созданной в Ленконцерте: «Мне тоже нравятся в любительских группах рок-клуба свежие идеи, но абсолютно не устраивает их воплощение. Представьте себе, что вы задумали н нарисовали на бумаге прекрасную модель самолета, а затем сделали его из папье-маше. Сколько ни выруливай на взлетную полосу — не взлетит. Исключение — лишь АКВАРИУМ.

Но раз есть интересные музыкальные идеи, есть любопытные эксперименты, почему бы не вынести их за стены рок-клуба, тем более что профессиональные рок-ансамбли сейчас главным образом сориентированы на легкие пути к успеху? Так рассуждают многие члены Ленинградского рок-клуба. А каково мнение заинтересованных лиц?

Сергей Исаев, заведующий отделом культуры Ленинградского обкома комсомола:

«Уже давно настало время для серьезного, заинтересованного разговора о путях развития ленинградской рок-музыки — дискуссии не ради дискуссии, а в целях оказания конкретной помощи молодым музыкантам. По спорным программам нужно спорить. Интересные, содержательные, творческие — поощрять, активно поддерживать художественно безвкусные и гражданственно незрелые произведения аргументировано отклонять от исполнения на широкой молодежной аудитории. Думается, такая оценка, заинтересованная дискуссия необходима не только самодеятельным группам, но и любителям рок-музыки, особенно тем, кто упорно старается представить отдельных авторов-исполнителей в качестве «мучеников от искусства».

Михаил Иконников, художественный руководитель мастерской вокально-инструментальных ансамблей Ленконцерта:

«Я был на всех концертах фестиваля и могу сказать, что такой смотр — дело очень интересное. Увидел здесь способных, одаренных музыкантов — они есть, например, в АКВАРИУМЕ, МОДЕЛИ, ДЖУНГЛЯХ и других ансамблях. Недаром ведь певец Виктор Салтыков, замеченный именно в рок-клубе, теперь стал «звездой» в группе ФОРУМ. Мы готовы уже сегодня привлекать не только отдельных исполнителей, но и коллективы клуба для участия в программах Ленконцерта и делаем это. Так, в представлениях «Диско-телетайп» в Театре эстрады в начале июня принимали участие ансамбли ТАМБУРИН и АВИА, они были тарифицированы. В свое время лауреатом фестиваля в рок-клубе была группа ПИКНИК. Недавно она целиком принята в Ленконцерт, готовит программу. Естественно, профессиональная гастрольная деятельность диктует свои условия, во многом отличные от клубной, экспериментальной, лабораторной работы. Но наша точна зрения сегодня такова, что нет непреодолимых барьеров между профессиональной и любительской рок-музыкой. И мы готовы расширять контакты и с отдельными музыкантами, и с лучшими группами».

Ту же мысль выразил и лауреат премии Ленинского комсомола композитор Александр Морозов на конференции по итогам фестиваля, сказав, что такие ансамбли, как ФОРУМ, выступающий на профессиональной сцене, и лучшие составы рок-клуба в принципе делают одно дело, утверждая на эстраде новые музыкальные формы. Мысль ценна тем, что в среде рок-клуба н его поклонников, увы, сегодня есть стремление отгородиться от всех и вся, утверждая лишь за собой право на «настоящий рок».

Мнения, мнения… Хорошо, что есть о чем говорить, дискутировать. Еще лучше сознавать, что проблемы могут быть решены. А основания для такого положительного «прогноза», думается, сегодня есть, Видимо, уже в новом сезоне рок-клуб как любительское объединение сможет перейти на рельсы самоокупаемости, а это значит, что появится возможность для более активной творческой деятельности, возможность приобретения аппаратуры. Думается, нет непроходимых препятствий не только для того, чтобы наладить отношения с Ленконцертом, но и с Ленинградской студией грамзаписи фирмы «Мелодия», с телевидением и радио. Все это, однако, потребует и от самих музыкантов-любителей по-новому взглянуть на свое творчество, на свой реальный уровень, потребует умения не только генерировать свежие идеи, но н убедительно воплощать их.


Обсуждение