В ладах ли с музыкой слова?

Третий смотр-конкурс ленинградских самодеятельных рок-групп вызвал нешуточный интерес. Подъезд Театра народного творчества ЛМДСТ три дня осаждали жаждущие лишнего билетика. Среди гостей были представители Всероссийского научно — методического центра самодеятельного творчества, центральной прессы, музыковеды, писатели. В жюри вошли представители: обкома комсомола, Главного управления культуры, ЕНМЦ самодеятельного творчества, Союза композиторов, Союза писателей.

Все объяснимо: рок-музыка сейчас болевая точка во многих дискуссиях, а на сцену вышли группы, о которых говорит, спорят…

Вот ТАМБУРИН, ансамбль, которым руководит Владимир Леви. Если прежде говорили отдельно о выступлениях Леви и сопровождающего его ансамбля, то на этот раз они были одним целым, группой со своим видением и современной музыки, и окружающего мира.

Высок профессиональный уровень и инструментальных групп, которыми руководят А. Ляпин и А. Отряскин, ставших лауреатами второй год подряд, однако благосклонность жюри к ансамблям такого плана начинает настораживать. Невольно вспоминается история фестивалей рок-музыки в Эстонском городе Тарту: там после побед нескольких инструментальных составов вдруг и другие музыканты стали переключаться на этот жанр, дабы заслужить снисхождение жюри. И, нынче фестиваль в Тарту превратился в смотр технического мастерства гитаристов, клавишников.

А ведь в рок-музыке важнейший компонент — слово, необходимость высказаться. Кому это удалось сделать на ленинградском конкурсе? Пожалуй, цельной программы высокого класса не показал на этот раз ни один коллектив.

И настроением жесткой и едкой иронии к бездумным увлечениям молодежной аудитории были отмечены песни АЛИСЫ — группы, где выделялся певец К. Кинчев. Но удачно найденная интонация в целом потерялась в излишней экстравагантности сценического облика солиста и группы, которая отвлекала от любопытного содержания.

Думаю, напористые, со своей поэтической интонацией, группы КИНО, АЛИСА, ТЕЛЕВИЗОР, да и другие могли бы выступить интересней, содержательней, поставь организаторы фестиваля перед этими молодыми музыкантами четкие, увлекающие задачи. Странно, что этот смотр-конкурс прошел без какого-либо девиза. Ведь два предыдущих проходили под девизом «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу!» и призывали участников быть активными в актуальных темах. Не случайно тогда же появились и стали популярными в молодежной среде песни «Безъядерная зона» Виктора Цоя, «Песня о мире» Сергея Данилова, «Новая война?» Олега Скибы. Эти песни, кстати, вошли в репертуар и профессиональных артистов. На нынешнем же фестивале таких ярких произведений музыкантами не «написалось»… Жюри впервые не определило лучших песен смотра-конкурса. Вот чем обернулся просчет организаторов.

Еще одним лауреатом стала группа СТРАННЫЕ ИГРЫ. Ансамблю этому, использующему стихи из классической поэзии, мне кажется, надо срочно обратить внимание на то, как эти тексты донести до слушателя. Пока что бросается в глаза слабая работа звукооператора, небрежность вокалистов в подаче стихов — эти моменты стали просто хроническими недостатками концертов группы.

Семь групп стали лауреатами, восемь остались за «чертой». Среди них молодые музыканты группы ГРАН-ЦИРК и ветеран рок-клуба — ВЫСТАВКА, оставившие приятное впечатление, и ансамбли, выступившие неудачно, — МИКРОКЛИМАТ, ПРИИСК, МОН-РЕПО, ПЕПЕЛ, СОЮЗ. Неожиданно попал в число неудачников и признанный лидер городского рок-клуба — группа Б. Гребенщикова АКВАРИУМ.

Однако, как бы не складывались дела у той или иной группы, трехдневный музыкальный марафон в целом смотрелся как хороший спектакль.


Обсуждение