Так будет ли музыка?

Послесловие к V фестивалю Ленинградского рок-клуба

ДО ФЕСТИВАЛЯ

Год всего-то и прошел после предыдущего рок-марафона, а смотрите, сколько перемен. Именно в этом году удалось снять налет подпольности с имен АКВАРИУМ, АЛИСА, КИНО, ЗООПАРК. Они теперь тарифицированы в Ленконцерте, они, как поется в известной песне, «взяты в телевизор», записали свои пластинки. По городу мокнут афиши: Константин Кинчев — в главной роли фильма «Взломщик», а Борис Гребенщиков вместе со своими друзьями поет в «Октябрьском». На днях ЦТ показало концерт форума «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», где АКВАРИУМ и суперзвезды рока Стивен Стиллз и Грэм Нэш пели вместе.

Примеры можно множить, однако чувство беспокойства за судьбу рок-жанра не только не развеялось, но, напротив, обострилось. Тому тоже масса примеров. Прочтите хотя бы резкие, однозначные выступлении некоторых именитых литераторов на недавнем пленуме правления Союза писателей. Стремление навесить ярлыки, запретить, а не разобраться, отделив случайное от закономерного, — всего этого хватает. Недаром в публицистический цикл «Позиция» ЦТ вошел фрагмент, где авторитетнейшие писатели позволили себе не согласиться со своими же коллегами, хватившими через край в желании «навести порядок» в молодежной музыке.

И на этом фоне — кропотливая, в духе времени работа Ленинградского рок-клуба и опекающих его организаций со спорным жанром. Оргкомитет V фестиваля при непосредственном участии комсомола всерьез потрудился. Шутка ли, на сцену Ленинградского дворца молодежи вышли 27 групп, нужно было принять гостей из 30 городов, а потом еще и провести пять концертов в десятитысячном СКК.

Интерес к фестивалю не снизился даже, когда не подтвердились слухи о приезде Пола Маккартни. Приехали же артисты средней руки из Голландии, не поскупились на внимание зарубежные средства массовой информации, прислав журналистов пишущих и снимающих.

ФЕСТИВАЛЬ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — название группы, гремевшей в начале 70-х. Владимир Рекшан, теперь уже не рокер, а писатель, тряхнул стариной, вернув старый состав, старый репертуар. Неожиданно эта программа срезонировала в зале. Может быть, в клубе появилось еще одно направление — ретро-рок?

Виктор Цой, лидер группы КИНО, достигший 25-летия, теперь уже не тот юный романтик, чьи песни так трогали в свое время. В Цое заметно движение к сложным поэтическим образам, расширился горизонт тем — взять хотя бы балладу «Война между небом и землей».

МЛАДШИЕ БРАТЬЯ оказались не только одной из самых юных, но и одной из самых музыкальных групп фестиваля. Но так неприятен в молодых музыкантах некий «понт», упор на эпатаж, который в конце концов вылился в поступок безумный, когда участник концерта со сцены обдал первые ряды струей огнетушителя…

Группа ОХОТА РОМАНТИЧЕСКИХ ИХ — нет, мы не ошиблись в названии, оно именно такое! — не произведя общего цельного впечатления, тем не менее попыталась сделать акцент на музыку, а такую задачу, как показали дальнейшие события, ставили перед собой не многие.

Да и в зале явно жаждали лишь нонконформистского пафоса. Поэтому и приняли горячо выступление Игоря Семенова, когда тот «с листа», под фортепиано, наиграл свои наброски — «Кто мы?» и «Дети Земли».

Мощно, по-хорошему профессионально прозвучал ТЕЛЕВИЗОР. Михаил Борзыкин представил программу концептуальную, где одна песня дополняла другую, создавая атмосферу разговора искреннего, реального. «Кто ты?», «Иллюзии», «Дети уходят», «Сыт по горло» — герой Борзыкина, словно босиком по горячим камням, идет по самым болевым точкам. И тут уж не до шуток, тут мурашки по телу и ответное желание спросить самого себя: «Так ли живем?».

Однако критикам, утверждающим, что в рок-музыке мало юмора, иронии, мы бы посоветовали сводить на концерт АВИА. Что это — агитбригада, балаган, пародия? И то, и другое, и третье. Да, в сегодняшней программе АВИА больше театра, чем музыки, но что с того, если создан обрез смешной, убедительный, западных аналогов не имеющий?

А это так важно — движение ленинградского рока в сторону самобытности, возможно, даже в сторону создания русской рок-музыки. Почему, бы нет! — думали мы на программе группы НОЛЬ. 19-летний Федор Чистяков, находка опытного звукорежиссера Андрея Тропиллы, играл не на электрогитаре, не на синтезаторе, и не барабанах. Вышел с баяном и произвел сенсацию. Социальный гротеск его песен так свеж для рока, но в то же время навевал ассоциации с юмором в стиле Зощенко.

Для многих зрителей диссонансом прозвучало выступление группы НАТЕ!, а нам эта программа показалась по крайней мере любопытной. Святослав Задерий попробовал спеть о любви, приземленной, местами даже циничной, однако, будем честны, отражающей реальные проблемы сексуальной жизни молодых людей. Разве таких проблем не существует!

Неудачное выступление металлической группы ФРОНТ (буквально перед фестивалем взявшей это название вместо прежнего ЭДС) еще раз подтвердило, что хэви-металл-группам нужен свой клуб, где бы они смогли наконец не просто бряцать железками и зажигать факелы, а делом заняться, отделив все наносное чужое, внешнее. До уровня рок-клуба металлические группы пока не доросли, здесь им неуютно.

А где, интересно, будет уютно такой группе, как ПОСЛЕДНИЕ ИЗВЕСТИЯ? Пожалуй, никакое другое выступление на фестивале не собрало столько критических отзывов на так называемой «стене демократии», вывешенной в фойе. ПОСЛЕДНИЕ ИЗВЕСТИЯ, действительно, отталкивают ложным пафосом, претенциозностью и даже самоуверенностью. На чем она зиждется? Не на той ли благосклонности, что проявили к внешне удобной, «гладкой» группе Ленконцерт и телевидение?

На выступление группы АЛИСА в зал пробралось невероятное число зрителем. Константин Кинчев отнесся к этому концерту не как к рядовому — показал программу из нового альбома, который уже отправлен на фирму «Мелодия». Но кому многое дано с того многое спросится. Должно «спроситься», на наш взгляд, вот что: почему Кинчев ограничивает себя маской монстра, почему его заносит в плакатность, упрощенность? Похоже, и сам лидер АЛИСЫ уже чувствует это — спел на фестивале несколько ассоциативных, сложных баллад.

В лице АУ перед публикой предстала панк-группа, о которой многие были наслышаны по записям, но которую практически никто не видел. Несомненно, выступление Андрея Панова нельзя оценивать как выступление артиста, музыканта. Основное здесь не в музыке, не в текстах, а в том, что собой представляет этот человек, реальная личность, который сам с удовольствием носит прозвище «Свинья». И мы увидели на сцене личность деградировавшую, утверждающую, что нужно пить портвейн, слыть отпетым тунеядцем, всех поливать грязью, быть неразборчивым в половых связях, и тогда ты будешь настоящим панком, тогда будешь интересен. Под стать Панову оказались и его фаны-зрители, получив микрофон, они стали тут же сквернословить. Что ж, мы оцениваем всю смелость оргкомитета, который дал возможность группе показать свое лицо. Теперь — стало очевидно — «герой» лопнул!

Немыслимо в одной статье разобрать выступления всех 27 групп. И все же, если в телеграфном стиле, то вот кто чем запомнился. ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК — социализированными песнми. Юрий Наумов — прекрасной игрой на гитаре и, так же как другой — рок-бард Александр Башлачев — страстностью, корневой принадлежностью к традициям Высоцкого. ТАМБУРИН — стремлением строить свой мир образов, пусть даже его не принимает нынешняя рок-публика. ЗООПАРК — верностью мажорному рок-н-роллу. ВЫСТАВКА — хорошим звучанием. ДЖУНГЛИ — столь серьезным музыкальным багажом, что позволяет группе не далее как завтра, в понедельник, отправиться на международный фестиваль «Новая сцена» в Гданьск. А вот от ИГР и АУКЦИОНА мы ждали большего.

Лучшим же, вне всякого сомнения, стало выступление группы ДДТ. Впрочем, лидер V фестиваля мог быть вычислен еще до начала — ведь концертные выступления Юрия Шевчука и ДДТ стали откровением не только для рокеров, но и тех, кто видел группу по Ленинградскому ТВ, на недавнем фольклорном фестивале в Москве. Юрий Шевчук переехал в Ленинград из Уфы не так давно. Уже был достаточно известен, однако почти год обживался, не выступал, чтобы явиться всей мощью. ДДТ — сатирическая группа, создавшая уничижительную галерею образов «мальчиков-мажоров», люберов, представителей «системы», однако Шевчук способен и удивить серьезной образностью в песнях «Ленинград», «Революция», «Церковь без креста». При всем том он очень русский музыкант, певец и поэт.

Завершал фестиваль на сцене Дворца молодежи АКВАРИУМ, который резко контрастировал с ДДТ своим полуакустическим звучанием. Но была найдена гармония не только в музыке, но и в сознании участников этой группы. Одухотворенность, любовь, музыкальность — АКВАРИУМ остался верен себе даже на таком жестком, «злом на язык» фестивале.

ПОСЛЕ ФЕСТИВАЛЯ

«Музыки мало!» — эта фраза витала в кулуарах все пять дней и заставила нас вспомнить, что еще отчет о первом подобном фестивале в «Смене» назывался «И будет музыка!». Пока, как видим, прогнозы не оправдались. Так будет ли музыка? Смещение на тексты, как нам кажется, несет немалую опасность. Да, рок-музыка привлекает молодежь стремлением отвечать ни самые жгучие вопросы, стремлением музыкантов петь, чтобы высказаться. Но как быть с гармонией творчества? Не будет найден сплав слова и музыки — не возникнет ощущения гармонии, и тогда, это многократно проверено, даже самые острые тексты вызовут лишь ироническую улыбку. Нет, рок, что ни говорите, это не только тексты, но и музыка — пусть в простых формах, но проникающая в самое сердце.

Читателям, конечно же, не терпится узнать: кто победил на фестивале, кто назван лауреатом? А таковых нет… Жюри не в пример прежним годам лауреатов не назвало. Отметило 15 групп призами. Причем призами, многие из которых явно шуточного, свойского содержания. Процитируем:

АУКЦИОН — за превращение идеи аукциона в идею караван-сарая, НОЛЬ — за все с надеждой, ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК — за шокинг, ЗООПАРК и вовсе — за трезвость, ставшую нормой. А ведь в жюри собрались не шутники — представители творческих союзов композиторов, писателей, театральных деятелей, журналисты, представитель Главного управления культуры. Что же случилось?

А то, что и должно было случиться! Фестиваль явно перерос идею состязательности с непременной «раздачей слонов». Жюри фактически признало этот факт и по логике вещей теперь может подавать в отставку.

Да, рок-музыка — это не спорт, тут все иное. Так, может быть, стоит вынести фестиваль за рамки тесных и душных залов — скажем, на открытый стадион, а то и просто за город. Проводить его не пять дней, а интенсивнее, допустим, в течение дня-двух с полудня до полуночи. И пригласить истинных звезд мировой рок-музыки. Словом, устроить не изнурительный марафон, а настоящий праздник.


Обсуждение