Ольга Арефьева давала множество интервью — но вот отвечать на вопросы читателей FUZZA ей довелось впервые. И это занятие так ее захватило, что Ольга просидела за компьютером всю ночь. Отобрала из всех вопросов самые интересные и подробно ответила, рассказав о своем прошлом и настоящем, о взаимоотношениях с мирозданием и шоу-бизнесом, а также о гречке с салатом.
Правда ли, что у вас в детстве была мечта преподавать в школе для олигофренов?
Лена-Дочь Аборигена, СПб
Нет. Но иногда кажется, что именно этим я и занимаюсь. Притом один из самых тупых учеников — я сама.
Когда вы слышите «Екатеринбург (Свердловск)», то сразу представляете — что?
Никита Ломаев, Екатеринбург
Екатеринбург — ничего не представляю, этот город уже без меня. А Свердловск — длинный тягучий комплекс ощущений из неприкаянной молодости, дремучего совка, мрачных серых зданий и холода. Хоть я была юна и полна сил, училась музыке и влюблялась, все равно воспоминания какие-то муторные.
Вы считаете себя певческим самородком?
Анна Нестеренко, Москва
Мне кажется, ничто не родится само. Люди, которые рождаются с какими-то способностями, уже поработали над этими вещами, не знаю, в какой форме. Сложные виды искусства — результат длинного процесса развития. Это мое субъективное мнение: жизнь, как мне видится, начинается не с рождения и смертью не кончается. Ну и, плюс, обладание способностями — это задание их развивать. Я училась в свердловском музыкальном училище и потом в Гнесинском институте в Москве. Но правильно говорится, что учеба — это только подготовка. Настоящее обучение происходит в течение жизни.
Что еще необходимо артисту (певцу, поэту), помимо таланта, чтобы полностью реализовать свой потенциал?
Антон Чигирев, Москва
Здоровье, в том числе душевное. Уверенность в своем предназначении, немного удачи и большое трудолюбие. Самоирония и прочие мягкие лекарства от гордыни и чувства собственной важности. Близкие люди, которые поддерживают. Присутствие вокруг или вообще на Земле хоть кого-то, кто понимает твое искусство. Все остальное жизнь неминуемо выдаёт по полной — любовь, зависть, помощь, подлость, материальные и моральные развилки, на которых надо суметь сделать верный выбор.
Вы распеваетесь перед концертами?
Светлана «Mute», Орехово-Зуево
Обычно концерту предшествует длительная настройка, вот заодно и распеваюсь.
Почему так мало женщин в роке?
Анна Марьян, г. Кировск Мурманской обл.
Ну, что такое «рок», осталось определить. У нас в университете на физфаке была поговорка: «Женщина-физик — либо не физик, либо не женщина». По-моему, тут юмор ситуации похож: если название стиля идет раньше личности — тогда и вспомнить некого, сплошное общее место в шипах и черной коже. А все настоящие женщины в роке — они не совсем в роке. Они просто хорошие авторы, певицы, поэты, актрисы, а стиль — дело десятое. Вообще женщин — поющих поэтов, выступающих с группой — не так мало.
Расскажите, пожалуйста, поподробнее о вашем дебюте на «Юрмале-87».
Олег Гальченко, Петрозаводск
Я была юной, наивной и надеялась на какую-то правду. Тогда я впервые столкнулась с мурлом масс- культуры, цензуры и официальной лжи. Конкурсы на местах состояли в том, что их проводили местные телевидения, а материалы отсылали в Москву. Из свердловских участников московские редакторы выбрали именно меня. И когда я стала с ними общаться, мне начали аккуратно, но с железобетонной настойчивостью навязывать свои правила игры. Надо было выбрать, что петь, но они не хотели серьезных песен и вообще песен хоть с каким-либо смыслом. Я как Дон Кихот бросалась на мельницу, а мне повторяли разными словами одно и то же «нет» и объясняли его бесконечными «но». Меня это страшно измотало, да и редакторов, как я понимаю, не меньше. Затяжной дурной сон с непрерывным спором. Мой педагог меня поддерживал, спасибо ему. В итоге получился компромисс: одну песню я пою, какую хочу — под рояль была очень красивая песня Александра Пантыкина из УРФИН ДЖЮСА, и одну, которую хотели они — своего протеже-композитора. В гала-концерт победителей они, конечно, взяли «свою» — тря-ля-ля ни о чем. А после конкурса от нервной перегрузки я на некоторое время потеряла голос, потом попала в больницу с воспалением легких.
И времена-то еще были относительно приличные — тогда еще не было принято, как сейчас, открыто совать проплаченных победителей и не скрывать коммерческие и идеологические цели. Конкурс был настоящий, оркестр настоящий, выступления живые, эфир прямой всесоюзный, а участников и вправду собирали изо всех краев и республик. Все подавалось под видом культуры.
Но внутри смысл был тот же, велась жесткая обработка — это нельзя, то нельзя, нужно попроще и повеселее. Зато родители были очень рады за меня — шутка ли, лауреат всесоюзного конкурса, их дочку центральное телевидение показывает. Они до конца так и не поняли эту веселую систему. Родственники до сих пор передают мне через родителей: «Ну почему она не споет хорошую песню, чтобы ее по телевизору показывали?!»
Олюшка, почему же ты открещиваешься оттого, что начинала в рок-кабаре Алексея Дидурова?
Кирилл Архипов, Москва
Я не открещиваюсь вовсе. Другое дело, что уточнить стоило бы: я не совсем в рок-кабаре начинала. Я приехала из Свердловска уже сложившейся певицей и готовым автором. И была выпускницей музыкального училища им. Чайковского, солисткой группы свердловского рок-клуба плюс лауреатом конкурса в Юрмале. У меня уже были собственные песни — наивные, красивые, некоторые я до сих пор пою — вроде «Осени», а некоторые, вроде «Поколения На Коленях», остались в тех временах. Переехав в Москву в 1990-92 годах, я выступала, где могла, и, конечно, вышла на рок-кабаре. Леша Дидуров — неотразимый человек с искристыми глазами, романтик, борец. Он создал «лягушатник» для начинающих гениев, и это был с его стороны настоящий подвиг. Поддерживал словом и делом, давал первую литературную и человеческую оценку, выводил хоть на маленькую, но сцену. Для существования этого всего надо было беспрерывно сражаться с властями за выживание своего детища, находить помещение, аппаратуру, привлекать помощников, которые будут за спасибо делать звук и администрировать происходящее. При этом Леше свойственно было все поэтически утрировать: если приезжий андеграундный поэт — так обязательно гонимый гений, если хоть несколько раз выступал в рок-кабаре — так, значит, вырос исключительно благодаря этому. Зная его характер, стоит делать скидку на темперамент. И сейчас продолжателям его дела не стоит создавать таких вот ложных моделей реальности по типу «друзья-враги», «начинала-открещивается» и т. д. Понимаю, что некоторая ревнивость возникает к тем, кто оперился и улетел, но это естественный процесс, надо только радоваться. У меня теплая память о Леше как о живом горячем творческом человеке, и ко мне он тоже хорошо относился. Все, что он сделал для людей, и его собственное талантливое творчество на небесах зачтется.
Почему на радио можно услышать лишь несколько не очень новых песен? Есть у вас еще композиции, имеющие возможность попасть в ротацию «Нашего Радио»?
Женька, Москва
Сейчас уже и эти несколько композиций там нельзя услышать. Я имела нахальство и неосторожность высказать в своем ЖЖ, что я думаю о «формате» и зомбирующей эфирной политике «Нашего» и радио вообще. Это неожиданно попало в болевую точку и имело огромный резонанс. Всех тоже, как оказалось, достало бесконечное повторение в эфире одного и того же. Было много шума, меня под держали сотнями комментариев. Сотрудники радио разобиделись и с тех пор мои песни больше не крутят.
Как вы попали на «Наше Радио»? И сколько там эфир стоит? Только не гоните, что не платили.
Super-Кобзон, Выборг
Мы никогда не платили и не платим за эфиры. Я вообще считаю, что в цивилизованном мире должны музыканту платить за его творчество, а не наоборот.
У нас в 1995 году некоторое время был контракт с лейблом «Райс-мьюзик». Они издали наш готовый альбом «Батакакумба», на который мы буквально наскребали деньги у разных добрых людей. По контракту фирма должна была продюсировать наши дальнейшие альбомы и организовывать концертную деятельность, а мы не имели права без нее ничего делать. Ужас был в том, что взять-то они нас взяли, но положили проект под сукно. И мы стали гнить в некоем безвременье — телефонных звонках, бессмысленных посещениях их офиса, ожиданиях. Через несколько лет этот контракт удалось расторгнуть.
Единственное ценное, что тогда для нас все же сделал этот лейбл — отнес «Батакакумбу» на радио. Если бы мы пришли с улицы — не знаю, записи взяли бы или нет. И с тех пор мои песни прижились в эфире. Конечно, через некоторое время мне стало очевидно, что в этом прокрустовом ложе несколько тесно. Как бы хороша ни была вчерашняя песня, музыкант всегда сегодняшнюю любит чуть больше.
Можно ли набрать из фонотеки «Нашего Радио» 15 песен, которые нравились бы вам и вашим поклонникам?
Дмитрий Сляднев, Москва
Я честно пыталась это сделать во время памятной истории с «Нашим Радио». Мне удалось с большим трудом и не полностью. Даже у тех авторов, которых я люблю, и их крутят, есть совсем другие песни. Но берут «повеселее и попроще». Думаю, радио само проигрывает от того, что не держит хотя бы часовой авторской передачи с другой музыкой. На бесконечное повторение проплаченных хитов поддаются только совсем неопытные и несамостоятельные люди. Живых и думающих слушателей радио катастрофически теряет.
Почему ты не рожаешь? Твое отношение к аборту?
Люсьен Савьен, Ульяновск
Я к детям отношусь очень хорошо, но абсолютно не стремлюсь к чадоплодию. Вообще разных женщин разные причины бездетности: кто-то хочет, но не может иметь детей, кто-то не может и не хочет, кто-то предохраняется, кто-то ведет целомудренный образ жизни. И докладывать что-то или оправдываться здесь никто не должен.
Надо помнить, что родители дают ребенку только тело и воспитание. Душа бессмертна и приходит извне. И если эти конкретные родители не станут зачинать ребенка, он найдет
других подходящих родителей. А вот аборт наносит уже направившейся на Землю душе тяжелую травму. И на обоих родителях остается вина. И когда отвергнутая душа родится где-то в другом месте — она может вырасти в человека болезненно ранимого, агрессивного, обиженного на весь мир. Поэтому о будущем человечке надо головой думать до, а не после. Но тут можно только убеждать и разъяснять. Невозможно силой заставить человека уважать себя и любить своих детей, если его самого не любили и не уважали с детства. Возникает дурная преемственность. Я думаю, надо лучше заботиться о тех, кто уже есть, улучшать обстановку в стране и мире, тогда нормальные люди сами захотят продолжать свой род.
Поделитесь, пожалуйста, рецептом какого-нибудь вегетарианского блюда — чтоб доступно и вкусно!
Андрей «Angry» Грибанов, г. Жодино
Я часто питаюсь гречкой с салатом. Гречку надо покупать непрокаленную, она более светлого цвета. Ее можно готовить даже без плиты: залить в термосе на 30-40 мин кипятком, соотношение 1 часть крупы к 2-3 частям воды. Или не в термосе, а в кастрюльке, а потом замотать полотенцем. В готовое блюдо добавить растительное масло, зелень, специи. Отдельно сделать салат из любых свежих овощей. Есть сразу же, перестаивать этим блюдам нельзя.
А вы себя Орландиной ощущаете?
Сергей Щелкунов, Лодейное Поле
У меня мало общего с этой героиней. Хотя… в любой женщине есть темная сторона, она-то и придает ей определенный драйв и многомерность. И, пожалуй, моя темная сторона резонирует с образом из песни.
За самый понравившийся вопрос Андрей «Angry» Грибанов из г. Жодино Минской области получается в подарок от Ольги Арефьевой ее книгу «ОДНОСТИШИЙА» с автографом.