«Асса»

кадр из фильма "Асса"
кадр из фильма «Асса»

11 фактов о фильме.

1. Сергей Соловьев: «Бурлила эпоха, Михаил Сергеевич Горбачев пришел к власти, но меня это нисколько не колыхало. Я искал формулу успеха для своего фильма и нашел. И когда обнаружил, закричал «Эврика!» и поставил свечку портрету Раджа Капура. Нашим людям немыслимо нравилось индийское кино. Что это такое? Прежде всего юная прелестная девушка, ждущая от жизни чего-то прекрасного и романтического. Дальше ей должен попасться пожилой латентный развратник». Таким образом, фильм, ставший символом эпохи перемен, распахнувший окно в параллельную советской пропаганде культуру и благодаря которому представители андеграунда, бывшие «под запретом», появились на большом экране, снимался по законам Болливуда, знаменитой индийской «фабрики грез»…

2. В соответствии с концепцией индийского кино Сергей Соловьев решил, что в его фильме должно быть много музыки, причем современной. Бананан не мог увлекаться советским «официозом», и тогда стали искать представителей контр-культуры. Музыкальный редактор принес целый мешок с кассетами песен современных андеграундных исполнителей. «Я стал слушать и ставить галочки. Спрашиваю редактора: кто это? Симпатичные ребята, я бы познакомился с ними. Мне говорят: так вы же одного Гребенщикова помечаете. Ну так зовите Гребенщикова, говорю». БГ в 80-х годах возглавлял списки запрещенных для выступлений музыкантов.

3. Сергей Соловьев: «Я Африке сказал, что мне нужен коллектив музыкантов, который пройдет через всю картину. Есть такой? Он сказал: да, есть, и как раз они сейчас в Москве. Приходят. Все странные, в черном. Я посмотрел на них как на членов массовки: ты — годишься, ты — не нужен»… Африка выдохнул: это же «Кино»! Я сказал: чего?! Да наплевать, кино, вино… Он: и Цой не нужен? — Да какая мне разница? Цой, Мой… Оказывается, я Цоя тоже попер». Но благодаря Сергею Бугаеву Цой получил место в картине. «Витя очень полюбил кино и ходил ко мне на занятия на «Мосфильм». Если бы Господь дал ему другую судьбу, я думаю, он сейчас занимался бы кино».

кадр из фильма "Асса"
кадр из фильма «Асса»

4. Исполнительница роли Алики в «Ассе» и главная героиня почти всех соловьевских фильмов — по профессии не актриса, а врач. Татьяна Друбич называет себя «актрисой по недоразумению». Юную Таню режиссер «открыл» в фильме «Сто дней после детства». Их союз стал и творческим, и брачным. Свою работу в эпохальном фильме мужа она не любит. «Мне совершенно не хочется об этом вспоминать. Я не понимала, что я там делала. Мне песни нравились, мне нравилось, что я в эту замечательную компанию попала. Компания была прекрасной: и в кадре, и за кадром», — говорит актриса. Тогда ей приходилось разрываться сразу на четыре фронта: заботы о новорожденной дочке, съемки в «Ассе», съемки у Станислава Говорухина в фильме «Десять негритят». «При этом я работала в поликлинике и боялась, что там узнают о моих съемках в кино. Главный врач ругался, что я могу пропускать приемы в поликлинике», — смеется Друбич.

5. Поначалу фильм Сергея Соловьева имел другое название — «Здравствуй, мальчик Бананан». Так называлась песня, сочиненная Юрием Чернявским и вошедшая в его известный рок-альбом «Банановые острова», который был записан в феврале 1983 года. Как же появилась «Асса»? Рассказывает Сергей Соловьев: «Пришел ко мне Африка в три часа ночи в трусах в гостиницу «Ялта» и говорит: «Хотите фильму успеха? Нечеловеческого? Немыслимого? Такого, какого даже представить не можете? Назовите фильм «Асса»! Я в ответ: «Какого успеха, Африка? Три часа ночи!» — «Назовите фильм «Асса». — твердил он. И стал говорить про ветхозаветного Ноя, который, сойдя на землю со своего ковчега, вскричал: «Асса!» Всем этим он меня утомил. «Ну не хотите так, тогда можете это название рассматривать как аббревиатуру: «Автор Соловьев Сергей Александрович». Африка ушел, я лег спать, а утром проснулся и понял, что моя картина называется «Асса».

кадр из фильма "Асса"
кадр из фильма «Асса»

6. Фильм снимался в Ялте, но не целиком. Эпизод на ипподроме снимали в Москве, исторические сцены — в Михайловском замке в Ленинграде, эпизод с Виктором Цоем — в Зеленом театре Нескучного сада в Москве. Вместо оплаты массовке съемочная группа организовала бесплатный концерт группы «Кино», в ходе которого и было снято исполнение песни «Мы ждем перемен». Из-за съемочной специфики Виктор Цой пел ее под фонограмму, а остальной концерт был отыгран вживую.

7. Эпизод с Виктором Цоем напрямую к фильму не относится, но он проводит черту между старым и новым, одним поколением и другим, старой эпохой и надвигающейся новой. Из интервью Сергея Соловьева: «Я присутствовал при премьере песни. Витя только что написал «Мы ждем перемен». Я сказал: «Витя, я могу дать честное слово, что у меня в картине песня будет на самом почетном месте, если вы мне дадите честное слово, что ни разу ее нигде не споете до выхода фильма». При всей раскаленной конъюнктурности этой песни Виктор дал мне слово и не пел ее до премьеры. Когда узнали, что Цой будет сниматься в Зеленом театре, собралась толпа. Всем раздали по коробку спичек. Я понял, что беды не миновать, толпа была неуправляема. И тут на сцену вышел Цой. Настала гробовая тишина. Он сказал в микрофон: «Ребята, вы присутствуете при съемках фильма «Асса». Спички вы сейчас уберете, и никто не достанет ни одной, пока вам не дадут команды». Как в пионерском лагере для умственно отсталых они все до одного человека послушались его. Вышел бы я — никто бы не среагировал. И все прошло как по нотам. Мы сияли эпизод в обстановке абсолютной дисциплины».

8. Арт-объекты «коммуникейшен тьюб» и «железный занавес», появляющиеся в фильме как предметы интерьера комнаты Бананана, имеют своего автора. Это художник Михаил Федоров-Рошаль. Интерьер квартиры, в которой обитают бандиты и в которой сотрудник КГБ получает по голове кирпичом, сняты в коммуналке, где проживал на момент съемок фильма сам Африка (на бывшей улице Войнова в Ленинграде, ныне Шпалерная). Собака, слонявшаяся по квартире, принадлежала Бугаеву и его друзьям-художникам. Обстановка комнаты Бананана была «перенесена» в фильм из реальной комнаты Сергея Бугаева.

кадр из фильма "Асса"
кадр из фильма «Асса»

9. При съемках убийства Бананана изначально планировалось подложить под рубашку актера небольшую деревянную дощечку. Однако сотрудники Ялтинской киностудии настояли на более надежной страховке — металлическом жилете. 20 лет спустя после выхода «Ассы» Сергей Соловьев снял «Ассу»-2. Из интервью Сергея Бугаева: «Мое воскрешение в «Ассе»-2 было придумано Соловьевым художественно и элегантно. То есть мне конкретно отрезали голову. Соловьев пригласил хирурга, который стоял спиной к камере и «резал» мне живот, «вынимая внутренние органы». В это же время он консультировал другого актера и так увлекся, что стал мне делать реальный надрез скальпелем… А я лежу как будто умер, но краем рта шепчу: «Старик, поосторожней, поосторожней!» Во время первой «Ассы», когда репетировали, как меня убивают, Соловьев говорил актерам: «Ребята, вы на репетиции потихоньку, а когда снимать начнем, посильней, посильней его кольните!»

10. Один эпизод в фильме — чистой воды импровизация актера Александра Баширова, сыгравшего фальшивого майора ВВС. Его монолог в милиции о Гагарине был придуман им на ходу, съемочная группа умирала со смеху.

11. За короткий срок «Асса» собрала феноменальную кассу: свыше 80 миллионов рублей. Из интервью Сергея Соловьева: «Когда зазвучала песня «Под небом голубым», весь зал встал, как при гимне Советского Союза, и хором подпевал Гребенщикову. От начала до конца. Потом они сели и стали смотреть дальше. Такое не забудется. Такого не было никогда до этого, и никогда не сможет повториться ни при каких обстоятельствах».

ПРОСМОТР



Персоналии из статьи

Бугаев Сергей
Соловьев Сергей
Цой Виктор

Обсуждение