Международная премьера нового альбома Бориса Гребенщикова «Радио Сайленс», который будет выпущен фирмой «Си-Би-Эс Рекордз» (США), — «АКВАРИУМ и Друзья» — так сообщает программка рок-представлений, организованных внешнеторговым объединением «Международная книга», Студией театрализованных эстрадных представлений, американскими фирмами «Белка Интернейшнл инк» и «Йероша Продакшн Инк.», которые состоялись в спортивно-концертном комплексе им В. И. Ленина на исходе прошедшего года.
Предыстория этих концертов такова. Осенью 87-го в Москве представители «Международной книги» и фирмы «Белка Интернейшнл Инк.» — ныне активного посредника между СССР и США — в области культурного сотрудничества подписали контракт о записи долгоиграющей пластинки ленинградского ансамбля АКВАРИУМ при участии западных звезд рок-музыки. Почему именно АКВАРИУМ и его лидер? По словам руководителя «Белки» Кенни Шаффера, Гребенщиков — талантливый музыкант, который знает, что хочет сказать и знает как это сделать: «Знакомство с Борисом и его творчеством сразу же решило проблему выбора».
В апреле 1988 года в Нью-Йорке музыканты АКВАРИУМА приступили к записи альбома. В его создании приняли участие перкуссионист Рей Купер, работавший с такими звездами, как Джордж Харрисон, Элтон Джон и Рик Уэйкман, Крисси Хайнд — вокалистка ПРЕТЭНДЭС, Билли Маккензи из АСОУШИЭЙТС, скрипач Майк Камински, игравший в ЭЛЕКТРИК ЛАЙТ ОРКЕСТРА, гитарист Дэйв Стюарт и певица Анни Леннокс, известные всему миру как дуэт ЮРИТМИКС. Работа над альбомом «Радио Сайленс» («Радио Молчание») длилась несколько месяцев. Кстати, Стюарт сейчас считается и одним из самых престижных продюсеров в области поп-музыки (например, помимо ЮРИТМИКС к его услугам прибегали Боб Гелдоф и Мик Джеггер).
«В августе 1988 года в Лос-Анджелесе запись была закончена, все остались довольны друг другом и решили продолжить приятное знакомство. В ноябре 1988 года договорились встретиться в Ленинграде и посмотреть, что будет, если вместе выйти на сцену», — сказано в той же программке концертов «АКВАРИУМ и Друзья».
Итак, сырой осенний вечер, большой крытый стадион. Трибуны заполнены публикой, а на поле перед сценой волнуется море подростков, их там тысячи две или три. Появляются музыканты АКВАРИУМА и звучит песня «Полковник Васин». Собственно, первая часть концерта — это выступление только ленинградской группы, которая представила лучшие свои произведения, хорошо подобрав их очередность. Хард, ритм-энд-блюз, а затем прекрасные полуакустические баллады, среди которых «Серебро Господа Моего» и пронизанная щемящей грустью «Аделаида». Струнное трио (виолончель, скрипка, альт), флейта, акустическая гитара, ударные, синтезатор и электрогитары сплелись воедино и создали выразительнейший музыкальный рисунок. Качество звука было высоким, благодаря предоставленной ансамблю английской аппаратуре «Роадстар». Сам же АКВАРИУМ подтвердил свою марку лидера отечественного рока.
Несомненно, этот ансамбль придает особый колорит палитре советской молодежной музыки. В песнях АКВАРИУМА есть одухотворенность и философская глубина, их звучание обладает индивидуальностью, что очень важно в современной ситуации бесконечных умышленных и случайных подражаний и повторов. Яркая мелодика некоторых произведений исходит не от рок-н-ролла, а скорее берет свои корни в традициях русского городского романса. Лидера поддерживают зрелые музыканты: достаточно назвать гитариста Александра Ляпина с его интересной хард-роковой манерой исполнения. Все это еще раз показали концерты в СКК, что было зафиксировано на кинопленке, — режиссер Стив Лоуренс вел съемку рекламного фильма.
Первая часть программы завершилась исполнением «Лебединой Стаи» из альбома «Равноденствие». Во второй прозвучали по-английски десять песен, собственно премьерных. На сцене — Дэйв Стюарт, Рей Купер, ударник Улле Ромо и органист Патрик Сеймур, вокальное трио — Марси Леви, Бари Макгир и Шеван Стюарт. Пел Борис Гребенщиков, пел Дэйв Стюарт, был дуэт Гребенщикова и Стюарта, солировала Шеван, но…
Второй час концерта, который, ожидалось, должен быть более интересным, нежели первый, таковым не стал. Песни предлагались какого-то американизированного усредненного варианта. АКВАРИУМ уже звучал как угодно, но не как АКВАРИУМ: он напоминал и ДЖЕНЕСИС, и УИШБОН ЭШ», и еще что-то. Струнное трио ленинградского ансамбля на сцене представлялось теперь даже ненужным — ибо заглушалось мощной звуковой стеной, создаваемой двумя синтезаторами, четырьмя гитарами, двумя ударными установками. Да и стилистика песен не требовала применения струнных, так как в них ощущался уклон если не к развлекательности, то к некой общедоступности. Дорогим приложением для слушателей (ведь цена билетов была достаточно высока) показался мне Рей Купер, который львиную долю концертного действа, пританцовывая, бил в бубен. Но самое главное, в новых песнях не чувствовалось души. Разумеется, я не претендую на абсолютность своего мнения, тем не менее, думаю, кое-кто со мной согласится. Более того, в течение второго часа можно было заметить уходящих с трибун людей…
Кенни Шаффер говорил: «Столь знаменитые душа и глубина русской песни и американская технология замечательно дополнят друг друга». В рецензируемых концертах верх, увы, взяла американская технология. Надеюсь, саунд самой пластинки «Радио Сайленс» будет несколько иным, хотя, нравится это или нет, Борис Гребенщиков давно заявлял, что представленное в новом альбоме «не будет звучанием АКВАРИУМА»…
К счастью, под занавес в спортивно-концертном комплексе Гребенщиков все-таки исполнил такую характерную для АКВАРИУМА балладу «Город Золотой».