Вначале было слово

В издательстве «Музыка» готовится к изданию первый всесоюзный сборник рок-поэзии. Факт сам по себе примечательный. Ну, а предлагаемая нами вниманию читателей запись беседы с его автором-составителем, Алексеем Дидуровым, будет интересна, полагаем, еще и тем, что речь, в частности, пойдет о творчестве нашего земляка Александра Башлачева.

— Алексей, публикация литературной основы рок-песен и долгожданна, и неожиданна — к песням, в отличие от стихов, не принято относиться серьезно, не привыкли мы в них вчитываться.

— А между тем история нашего рока показывает, что лучшие художники создали признанные образцы рок-поэзии. Я ставлю на магнитофон кассету свердловского «Наутилуса Помпилиуса» и слышу перекличку наших звезд авторского рока — слышу в темах, в приемах, в словаре. Вообще-то появление «Наутилуса» нужно было ожидать, оно было предопределено и прогнозируемо, как предопределено было при наличии мастеров поэтически яркой авторской рок-песни появление отечественной рок-поэзии. Успех «Наутилуса» — это поздравление всех нас с тем, что такая школа наконец создана, и в ней учителя сумели вырастить первого круглого отличника.

Или возьмём Александра Башлачева. Башлачвв умел в рок-поэзии все. Он настоящий художник. Он буквально звукозаписал:

Искры наших искренних песен
К нам летят, как пепел на плесень —
Вы все между ложкой и ложью,
А мы между волком и вошью.

Или трансформировал, преображал идиомы: «На портретах Великих Дождей». Или обычную рифму делал многокаскадной и внутренней:

Пососали лапу — поскрипим лаптями.
К свету — по этапу. К счастью — под плетями,
Веселей, вагоны! Пляс да перезвоны…
Кто услышит стоны краденой иконы?

И всё это — в цель, а цель — политизация поэтики, облучение всех поэтических средств смысловой радиацией, идущей от сегодняшнего мгновения истории страны. Цель Башлачева — заставить, научить, приохотить аудиторию к гражданственности мышления, к гражданственности зрения, к гражданственности бытия. Он политизировал народные поговорки: «Ух, безрыбье в речушке, которую кот наплакал. Сегодня любая лягушка становится раком». Он замешивал на социальности лирическую исповедальность: «Я знаю, что никогда не смогу найти все то, что, наверно, можно легко украсть». Он политизировал даже родной глубинный пейзаж: «Как эскадра в строю, проплывают корабли деревень». Но даже этой ноты встревоженности по поводу жизни малой родины, пронизанной ощущением войны («эскадра я строю»), Башлачеву в пейзаже мало, он возгоняет ее до степени растравленности: «Корчились от боли без огня и хлеба. Вытоптали поле, засевая небо. Хоровод приказов. Петли на осинах. А поверх алмазов — зыбкая трясина». Александр Башлачев и жизнью, и смертью, и песнями доказал приоритет своей цели, как главной цели нашего сегодняшнего рока — воплощение гражданственности.

— Алексей, нечему вы, поэт-песенник, известный как автор вполне «классических» форм стихосложения, судя по вашим песням и кинофильмам (вспомним хотя бы «Розыгрыш»), вдруг стали приверженцем рок-поэзии?

— Сначала разберемся: что есть рок-поэзия? Можно сказать о ее «внешности»: чтобы ее жанрово блюсти, предпочтительно оканчивать строку гласным звуком — чтобы пелась, и обострить звучание текста звукозаписью, и владеть в совершенстве разговорным языком и молодежным сленгом для правды жизни, как говорится. И всё же гораздо важнее сверхплотное содержание, сфокусированное мировыражение и, конечно, сориентированность на добро, на борьбу за него, пусть зачастую и методом «от обратного». Все это меня очень привлекает.

— А теперь поговорим о средствах выражения…

— Самыми популярными средствами оказались видеорепортажность, новеллистичность. И это понятно — они усиливают ощущение объективности и правдивости. Так, например, в хитах того же «Наутилуса Помпилиуса» — «Ален Делон», «Рвать ткань», «Скованные одной цепью». Радует и удивляет богатая палитра поэта этого коллектива Ильи Кормильцева, умеющего доказать себя и в горячей исповеди, и в мощном плакате.

Кстати, если вспомнить, что призыв — это не только слова, но и жест, становится ясно, почему наиболее идеологичные рок-группы ориентированы сегодня исполнительски на шоу и театр. Сценично все — инструментал, вокал, мизансцены, а главное — слово — рассчитано на действенную форму своего существования.

А закончить хочется радостной констатацией факта — возникновением отечественного современного рок-эпоса. Могут возразить: эпос и электрогитары? Что до электрогитар, как традиция исполнения эпоса под музыку насчитывает не одну сотню лёт, просто кифара, лира и гусли не имели ещё электричества. Но что было и осталось — это Слово. И уважительное отношение к нему.

Беседу вела О. БОБОРЫКИНА

Просмотр


Персоналии из статьи

Башлачев Александр
Дидуров Алексей

Обсуждение