В последнее время ностальгия заставила скучковаться бывших «виашников», и в городе с большим успехом прошла серия концертов тех, кто играл четверть века назад, а то и больше на сценах клубов и танцплощадок. Время ностальгии по нижегородскому року еще не пришло.
Рокеры хорошо или хотя бы приблизительно знают историю рок-клубов Москвы, Питеры, Свердловска. В Нижнем рок-клуба отродясь не было, но рок был. Запрещенный, подпольный… А сейчас говорят, что был и рок-клуб, но официально не оформленный и у начальства не зарегистрированный.
Как бы то ни было, но история рок-движения в Нижнем есть и ее надо бы знать. Для этого мы и отправились к создателю одной из первых в нашей стране «металлических» групп «Рок-Синдром» Сергею Горбунову. Он написал целую книгу, которая в скором времени обещает выйти в Америке.
Мы позволили себе быть в этой публикации цензорами и сократили ряд совершенно непечатных слов. Рокеры догадаются, где они были, а другим читателям это знать не обязательно.
«РОК-СИНДРОМ» ИЛИ ЗАПРЕЩЕННЫЙ РУССКИЙ РОК
Группа является качественным продолжением того, что Сергей Горбунов пытался делать в школьные годы с группой «Г.М.К.» (Горьковская Металлическая контора).
Именно в этом составе прошли первые пробы песни «Мы выдержим все!», ставшей впоследствии одним из хитов «Рок-Cиндрома».
Сам «Р.С.» зародился, если можно так сказать, в мае 1986 года. В это время Сергей Кузнецов (бас-гитара), Алексей Аникин (клавишные) и Сергей Горбунов (гитара) начали репетировать вместе при помощи усилителя «VERMONA 600H», и ГИСИ, сам того не зная, предоставил им крышу над головой.
Правда, это было вскоре прекращено, ибо «шум» группы мешал, по мнению одного из ответственных товарищей, учебным занятиям студентов.
В этот период были поездки в Москву, где намечалось создание рок-клуба, а точнее, а точнее, «Э.М.С.» (экспериментальной музыкальной студии). Были и сольные выступления Сергея Горбунова с композициями группы в летнем лагере ГИСИ с одной акустикой. Был и концерт группы в этом лагере в составе: Сергей Горбунов — гитара, вокал; Алексей Аникин — клавишные; Дмитрий Нарушевич — бас-гитара; Александр Усвицкий — «электронный стул» (некоторое подобие барабанов, а точнее, стул, на котором лежит «зашкаленный» микрофон, сверху накрытый толстой тряпкой и поролоном).
Концерт был встречен «на ура» местными фэнами рока и полным непониманием со стороны чуваков, которые, по их словам, «10 лет в кабаке сидят». Они думали, что «Рок-Синдром» обеспечивает студентам танцульки, но круто и очень жестоко обломились на этом, так как группа является сугубо концертной.
На этом концерте было сделано новое открытие для группы — Александр Усвицкий (он же Шурик). Спрятавшись за колонку, он изображал на своем «электронном стуле» барабанную установку, поражая всех остальных участников группы и неискушенную публику разнообразнейшим ритмическим рисунком типа: «забуксовавший бульдозер», «стрельба из ППШ», «россыпь картофеля из мешка с высоты 10 м» и нечто другое тому подобное, решив, тем самым, перенести потерю количества ударных инструментов в качество ритма. Это, видимо, послужило причиной того, что в сентябре 1986 года Александр Усвицкий был приглашен в группу на место ритм-гитариста. В этом же месяце появился барабанщик Евгений Карпов. Группа готовила программу на первый Горьковский рок-фестиваль. Репетиции проходили в бомбоубежище при детском клубе «Фантазеры». За стенкой с репетиционным залом был спортивный зал для местных «качков». Они занимались поднятием своих прибамбасов под модный несколько лет назад дуэт «Модерн Толкинг» или как там его и были не очень рады нашему уматному грохоту, от которого их мышцы слабели и штанги фигачили по полу быстрее, чем Карпыч по рабочему.
В этом адском месте (воздухоочистительная система в бомбоубежище не работала, и духмяный воздух из «качалки» носился из зала в зал) и была подготовлена программа на фестиваль. Она состояла из старых композиций: «Музыка в ночи» — инструменталка в духе Блэкмора, «Город», «Глупое сердце», «Дом», и «Мы выдержим все».
Мы подали заявку на участие в фестивале и подождали примерно месяц, за время которого я успел посетить собрание Комитета Комсомола ГИСИ на котором меня из этого комсомола и выгоняли, но выгнали или нет понятия не имею, поскольку пришел туда с гитарой, так как собирался на репетицию, и ушел оттуда, как только услышал зачем они меня туда позвали, сказав, что «мне этой ерундой заниматься некогда». Заодно меня выгоняли из ГИСИ с архитектурного факультета, где я тогда учился, за мощное отмечалово моего дня рождения в летнем лагере ГИСИ.
В течение четырех месяцев выгонять меня из института, пока мне все не надоело и я пошел заниматься рок-музыкой.
Как-то в воскресный день, вечером, нас прослушали для участия в фестивале. Прослушивание проходило на репетиционной базе ДК им. Орджоникидзе. Нас попросили петь и играть потише, выслушали, после чего наш осветитель поругался с председателем ММК Улановым, который потом на весь коридор что-то орал и грозился набить морду, в результате нас не допустили до вечерних концертов.
Горьковская «Ленинская Смена» написала про это: «Живое прослушивание завершил в воскресенье горьковский состав «Рок-Синдром». Некоторые свои композиции музыканты исполнили «горячо», темпераментно, с настроением. Вот только членам оргкомитета показалось, что сложный мир классической поэзии (а «Рок-Синдром» в двух своих вещах обратился к Блоку и Есенину) музыкантам слабо удается передать выразительными средствами тяжелого рока: иногда просто элементарно не слышно слов. И дело не в том, что кому-то не нравится тяжелый рок (входящие в группу прослушивания единодушно отметили как лучшую в музыкальном отношении у группы «металлическую» композицию «Мы выдержим все»), а в том, что в случае с произведением Блока «Арлекин» — налицо было противоречие между образным строем стихов и музыкальным решением».
Ну это они конечно круто завернули для вислоухих совков. Но как не было в стране музыкальной критики, так и нет.
Ответ: «Мы выдержим все» лучшей в музыкальном отношении по сравнению, допустим, с песней «Дом» не является. У Блока не было никогда стихотворения «Арлекин». Песня «Арлекин» группы «Рок- Синдром» всегда была хитом у всех клевых телок и фэнов тяжелого рока.
Надо сделать небольшое отступление и заметить следующее: в группу всегда затесывалось очень много разных уродов, которые мнили, да и до сих пор, наверное, себя великими музыкантами.. И поэтому, чтобы всякое мудачье своими грязными лапами не касалось «Рок-Синдрома» и не купалось в незаслуженных лучах славы, далее будут упоминаться все изменения состава группы.
Состав группы на октябрь 1986 года:
Сергей Горбунов — соло-гитара, вокал;
Александр Усвицкий — гитара, вокал;
Алексей Аникин — клавишные;
Сергей Кузнецов — бас-гитара;
Евгений Карпов — барабаны;
Сергей Мандрусов — звукооператор;
Дмитрий Романов — светооператор.
Продолжение следует
Статья любезно предоставлена официальным сообществом группы РОК-СИНДРОМ https://vk.com/rock_syndrome