Заметки о третьем свердловском рок-фестивале
«Наверное, вместе просто немного теплей» — этой песни в программе третьего фестиваля свердловского рок-клуба не было. Тем не менее, последней прозвучала со сцены Дворца молодежи именно она. Владимир Шахрин победно вскинул руки — все! Фестиваль завершился.
Случилось же вот что: из заключительного концерта выпала одна группа — музыканты оркестра Вадима Кукушкина не успели приехать. Но его выступление организаторы заменили «джемом» — несколько десятков музыкантов вышли на сцену и устроили удивительное представление. Гремят полдюжины гитар, «делят» синтезатор Кукушкин с Пантыкиным, Бутусов и Полева поют «Клипсо-калипсо», а вокруг танцует добрая половина участников фестиваля… Ясно, что большинству присутствовавших увидеть такого больше не доведется. «Наверное, вместе просто немного теплей», — зал пел вместе со сценой, и лучший аккорд для завершения праздника трудно было придумать…
Фестиваль не зажег новых ярких звезд и не развенчал старых кумиров. Он еще раз подтвердил, что всесоюзная репутация нашего клуба держится на четырех «китах», четырех группах, которые и воплощают собой содержание уже устоявшегося понятия «свердловский рок». И речь пойдет, в основном, о лидерах.
«Настя». Ее первый альбом «Тацу» сразу обрел популярность во всей стране — случай редкий, но неудивительный, если иметь в виду, что в записи принимали участие лучшие музыканты клуба, тексты писал Илья Кормильцев, да и сама Настя Полева и раньше была известна в рок-мире. Песни из «Тацу» остались в основе фестивальной программы. Музыка «Насти» — напряженная, тугая, напоминающая сжатую пружину, «сделана» под сочный, приглушенный вокал солистки: сочетание очень удачное, другое дело, что музыка часто заглушает голос. К концу программы пружина распрямляется в трех мелодичных чувственных песнях: «Вниз по течению неба», «Ариадна», «Танец на цыпочках». В последней Настя выступает не только как композитор, но и как автор текста — и надо признать, что очень удачно. Но эмоциональным центром была все-таки «Вниз по течению».
Я жду героя, я жду, кому
Можно доверить…
«Чайф». Этим ребятам доверить можно. Группа выступала в один вечер с «Настей» и «Апрельским маршем», и в итоге это оказался безусловно лучший концерт фестиваля, на остальных состав был явно слабее. Новая программа «Чайфа» меня лично удивила: исчезли провалы в текстовках, неоправданная легкомысленность некоторых ходов, культурнее стала аранжировка, и в результате мы увидели очень серьезную, умную, ни на кого не похожую группу. В ударе были Шахрин и Игорь Злобин, вне сомнения, лучший ударник фестиваля. Песни «Делай мне больно» и «Утро, прощай» имеют, на мой взгляд, все шансы выйти на престижные места во всесоюзных хит-парадах, если, конечно, проявят оперативность не только студии звукозаписи, но и радио с телевидением. В этом году, впрочем, Всесоюзное радио записывало «Чайф», а по Центральному телевидению прозвучала песня «Где вы, где?». Именно она, кстати, и заканчивала программу. Мне, например, в этой песне несколько мешает некоторая упрощенность формулировок, и все же считаю, что она на голову выше многих песен фестиваля.
Где вы, те, чья работа была в тридцатых —
Стрелять в спины наших отцов?
Я хочу звать,
Что для вас совесть теперь
И что для вас свято?
«Наутилус Помпилиус». Весна этого года была полна слухов о том, что «Нау» умер. Августовские концерты развеяли их, а выступление на фестивале показало, что команда Бутусова по-прежнему превосходна. Золотое освещение сцены, «серебряное горло» Вячеслава Бутусова, чистейший звук саксофона Алексея Могилевского, глубина текстов Ильи Кормильцева и — энергия, что заставляет зал то взрываться овациями, то замирать. Просто восхищаться «Наутилусом» — не то: его музыка — для более серьезных чувств. В этом смысле выделяется из недавних песен «Ворота», озадачившая многих непривычной откровенностью. Миру пошлости «Нау» противопоставляет любовь, недаром он продолжает заканчивать концерты знаменитой «Я хочу быть с тобой». В этой вещи, пожалуй, единственной, любовь подается автономно, вне нагрузки обычных для группы выходов на смежные социальные или философские проблемы. К новым песням публика, похоже, должна еще привыкнуть, но в них, несомненно, заложено и все то, что принесло огромный успех прежним.
«Кабинет». Самая «аристократическая» команда клуба, а соответственно и фестиваля. Их музыка великолепно сделана — музыканты отлично сыграны, что само по себе, конечно, еще не гарантия качества, но каждый из них — высокий профессионал. Академического уровня музыкальная культура Игоря Скрипкаря и Александра Пантыкина позволяет группе «держать зал» сложнейшими композициями, хотя ясно, что именно сложность многих от «Кабинета» отпугивает. Хорошо, что группа не ориентируется на непритязательные вкусы.
Что касается десяти остальных групп — они, конечно, солидно уступают лидерам. Можно отметить «Апрельский марш», «Агату Кристи», «Еву», и «Водопад». Знаю, что в последних двух случаях большинство не согласятся со мной. Но «Ева», на мой взгляд, — единственная из «металлических» команд, показавшая довольно интересную музыку, а «Водопад» сумел компенсировать недостатки вкуса (что проявилось в песне «Бардам России») и мастерства молодой, озорной фантазией. Другие участники особо фестиваль не украсили. Но общий его уровень, тем не менее, был высок. Думаю, сегодня лишь ленинградский рок-клуб может созвать состав сильнее свердловского. И, судя по всему, позиций своих свердловчане сдавать не собираются.
Наконец, о призах. Призом зрительских симпатий награжден «Наутилус». Пресса проголосовала за «Чайф». Оргкомитет отдал предпочтение «Кабинету». Приз «Мисс рок» получила Настя Полева.
В. КУРИЦЫН.
Статья любезно предоставлена сообществом Выставка — Музей «Русское Подполье. Осколки»