Владивостокский рок-клуб: глазами зрителей

Владивостокский рок-клуб сейчас в стадии становления. Первые репетиции и концерты, группы, блеснувшие и тут же распавшиеся, рост мастерства одних и затяжное бессилие выйти из слепого подражательства других.

Иные коллективы спешат поскорее выйти к зрителю — все равно, с чем и как, лишь бы показаться. Забывая, что рок-музыка, как всякий другой жанр, требует работы.

А еще — все, что связано с нашим местным рок-клубом, остро требует культуры. Да-да, такой «малости». В музыкальной подаче и в поведении на сцене, в сценическом костюме, в отборе поэтического материала и в… поведении зрителей. Только не путайте культуру со скованностью. Пластика, образность, артистизм и раскованная фантазия — составные культуры.

Словом, рок-клуб заявил о себе. Как — об этом мнение наших читателей.

 

Что может «Муми-Тролль?»

Группа «Муми Тролль» (для краткости МТ) образовалась в 1983 году при объединенных усилиях Леонида Бурлакова и Ильи Лагутенко. Она входила в городской рок-клуб «первого созыва», но официального одобрения, как, впрочем, и все это начинание, тогда не получила. Тем не менее, записи МТ и пара «живых» выступлений принесли ему довольно громкую славу.

Нынешний МТ отличается не только тем, что Леонид прекратил свое влияние на группу в связи со сменой интересов и призывом в ряды Советской Армии и не столько тем, что Илья научился играть на гитаре. Общий имидж группы изменился в сторону большей зрелищности (хорошо это или плохо — судить зрителю). Самое отрадное, что наметился переход от легковесных танцевальных песенок с куплетами, спекулирующими на популярной нынче молодежной тематике, к актуальным и серьезным темам. Почти пародией на самих себя звучали некоторые старые песенки (вроде «Девочек-эманснпэ»). Пока еще наивное, но уже пробудившееся самосознание молодого человека 80-х годов во весь голос зазвучало в новой песне группы «Мальчик-солдат», песне об ответственности певца, художника, творца перед своей аудиторией, перед публикой «за то, что будет…»

Концерты группы в целом — это попытки не просто сыграть дюжину песен, а вполне осознанное стремление выстроить единую программу, превратить «просто концерт» в маленькое «явление», праздник, зрелище, насытить сценическое шоу интересными находками.

Программа МТ музыкально разнообразна, хотя упор делается все-таки прежде всего на танцевальность: здесь традиционные рок-н-роллы и лирические баллады в духе «новых романтиков» («Эхо гонга»), энергичное диско и рэп. Но мелкотемье и несуразность текстов (особенно ранних песен) зачастую мешали восприятию группы более критически настроенными слушателями. Конечно, невозможно угодить всем сразу, но о качестве текстов «Муми-Троллю» следует серьезно подумать.

Что еще очень важно отметить: группе, к сожалению, порой изменяет чувство меры. Удачно найденный мелодический ход, сценический прием эксплуатируется до полного пресыщения. Спору нет — ориентация на вкусы публики сама по себе важна, но, право же, не стоит у нее, у публики, идти на поводу.

О. Крайний

 

Концерт «Искусств»

…Поначалу зал был заполнен до отказа. Открыла программу группа «Почтенное общество». Продолжили концерт «Атлас», «Дионис», «Депеша», «Рок в шляпе», «Абстракцион» и другие группы.

Вскоре в среде зрителей началось заметное оживление. Постепенно зал начал пустеть. К концу фестиваля свою вторую песню группа «Абстракцион» пела, как объявил ее солист, для тех, кто остался в зале. А таких слушателей можно было сосчитать по пальцам. Первоначальных надежд рок-фестиваль в последний день весны не оправдал.

Практически все группы были на одно лицо. Кажется, выйди они в одинаковых костюмах и масках, создалось бы впечатление, что выступает один и тот же ансамбль. Причем настолько громко, что, слушая, к примеру, «Почтенное общество», я глубоко сожалел, что билеты делают не из ваты.

Довольно любопытно развлекали зрителей в антракте. На их просьбы поскорее продолжать концерт чья-то добрая душа высунула из-за занавеса обычный кукиш.

Запомнили зрители и раскованного, непринужденного ведущего, частенько забывавшего представлять участников концерта. К сожалению, он не назвал и себя. Как и один из представителей «поэтического» жанра, носившийся под аккомпанемент барабана и выкрикивавший: «Прикладом бей, штыком коли!» Очевидно, это было выступление на военно-патриотическую тему. Словно читая мысли зрителей, он произнес: «Вы хотите знать, кто я? Я — свинья!» Оригинально, что и говорить. Удивило только, что зал дружно аплодировал такому «искусству»!

А. ЕВСЕЕВ, рабочий.

 

Рок под копирку

…Выступление рок-группы «Ева» началось с того, что ее солист свалился со сцены еще до того, как гитары подключили к усилителям. Хотел подразнить зрителей, вертя в руках микрофонную стойку, ну и… Но не смутился, а продолжал в том же духе.

Было это на рок-фестивале в межсоюзном Дворце культуры им. В. И. Ленина. Фестиваль был посвящен Дню молодежи…

Группу «Абстракцион» в зале приветствовали, как давних знакомых: свистом и аплодисментами. Экипировка ансамбля стандартная — цепи, бляшки, костюмы черного цвета.

«Абстракцион» играет и держится на сцене уверенно, как познавший славу кумир. Группа, безусловно, сыграна и небесталанна.

А мне, случайному гостю на чужом пиру, в иные моменты выступления «Абстракциона» становилось как-то не по себе, даже страшновато…

Группе «Ева», выступающей вслед за «Абстракционом», не везло с аппаратурой, были неполадки с микрофоном. Это любого исполнителя сбивает с толку. Может быть, сказалось падение, о котором сказано выше. Отчего-то запомнился тот самый солист. Гримасами и ужимками, но не вокалом.

Кстати, о вокале. На нашем фестивале слышать приходилось нивелированный вокал, сделанный по какому-то хриплому и грубому образцу. Жаль. Может быть, «хэви метал» требует лишь одного тембра?

Кто талантливей — решает жюри. И все-таки группа «Полный вперед» заметно превосходит остальных участников фестиваля профессионализмом.

Следующая группа «Третья стража» играла в неполном составе. Наверное, поэтому песни не прозвучали.

Мешковатая блуза, галифе, сапоги. В руке — чайник. Это неполный портрет лидера «Временного колллектива (так было объявлено с тремя «л») имени Ивана Иваныча». Сказать, что лидер вел себя непринужденно — значит, ничего не сказать. Зал источал восторг, когда он прикладывался к чайнику. Завсегдатаи явно знали, кто скрывался за псевдонимом, и песни были многим знакомы.

Группа «Рок в шляпе» завершала программу. Ребята играли слабо…

Безусловно, хорошо, что ребята занимаются рок-музыкой. Здорово, что они пытаются выразить свою позицию, выносят свою работу на суд зрителей.

Плохо, что все выступавшие лишены самобытности. Все, кроме текстов «песенок» (так нынче объявляют песни), — чужое, трафаретное. А между прочим, Г. В. Плеханов, марксист и знаток искусства, писал, что подражательство — признак отсталости…

Ребята старательно переняли внешние приемы западных исполнителей (то, что проще), но не порадовали мелодиями, которые захотелось бы напевать. Не говоря уже о свежих музыкальных образах. Зрители видели один и тот же образ — «нижегородский» вариант нью-йоркского рокера.

Парни сами выбирают свой путь, и в музыке, и в жизни. Но пусть помнят, что живут они в России.

Г. НИКОЛАЕВ.

Статья любезно предоставлена сообществом Выставка — Музей «Русское Подполье. Осколки»

ПРОСМОТР


Персоналии из статьи

МУМИЙ ТРОЛЛЬ

Обсуждение