Сергей Курехин и др.

В фойе токийского концертного зале на Готанде раздавали анкеты для желающих ответить на обычные, в общем-то, вопросы: какие газеты, журналы читаете; чем, помимо музыки, увлекаетесь; что в жизни считаете наиболее важным. Однако аудитория на сей раз собралась необычная — поклонники музыкального направления, которое в Японии все еще остается новым, во многом неожиданным, а для некоторых и неприемлемым. Об этом направлении рассказывал и рекламный буклет, который открывался вступительным словом музыкального критика Сюхей Хосокава: «Впервые японцы познакомились с творчеством Сергея Курехина благодаря отснятому Би-би-си фильму. В его музыке — удачное сочетание, синтез классической музыкальной школы и панка, рок-группы, пения скрипок и женских голосов, старающиеся перекричать друг друга, дабы быть услышанными в страшном грохоте металла. Его музыка заставляет вспомнить нью-йоркского Буч Мориса, а его фортепианный альбом «Популярные зоологические элементы» вызывает шок, столь умопомрачительно, с полным смешением стилей он исполняет музыку собственного сочинения, в которой есть все — от Сесил Тейлор до Рахманинова, от Эола Гарнера до Конлорна Нанкарова, от Миши Менгенберга до Кита Эмерсона. И вот впервые Курехин со своей группой выступает в Японии. Ему помогают американские и японские музыканты. Нам предстоит стать свидетелями своего рода музыкальной авантюры».

Итак, группу авангардного джаза в программе «Горизонт» представляют: Сергей Курехин, Валентина Пономарева (вокал), Владимир Тарасов (ударник), Владимир Чекасин (сакс), Юдзи Такахаси (синхронизатор), Аюо Такахаси (гитара), Харуна Мияке (ф-но), Кадзутоки Умедзу (сакс), Джон Зорн (сакс), Бил Лесвел (бас-гитара). Инициатором создания такой группы и организатором ее турне по Японии выступил Юдзи Такахаси.

Узнав в ноябре прошлого года о гастролях Курехина в США, Такахаси позвонил ему, предложив турне четырем советским исполнителям, музыку которых он хорошо знал, в составе группы, в которую пригласил двух американцев (с одним из них — Джоном Зорном — Курехин как раз и выступал в США), а также четырех японцев. Кадзутоки Умедзу, замечательный саксофонист, также участвовал в концерте в Нью-Йорке. В свою очередь и Курехин знал Такахаси как ценителя современной классической музыки, знал и его сына —гитариста Аюо, бывшего в Советском Союзе и хорошо знакомого с музыкальной жизнью нашей страны. Вопрос о создании интернациональной группы авангард-джаза и ее турне по Японии был решен. И вот мы беседуем с советскими музыкантами.

— Сергей, в японской печати отмечалось совершенно особое положение вашей музыки и вашей группы «Поп-механика» в современном музыкальном мире, уставшем от шума и стремящемся к ретро.

— Да, видимо, многие экспериментирующие направления пришли в тупик, поэтому мы (я не исключение) оглядываемся назад. Вчера ходил по Токио, искал старые пластинки 30-х годов. Хочется услышать музыку старых больших оркестров. Хочется послушать и японскую музыку, на которой я отчасти воспитывался: гагаку — японскую придворную музыку VIII—X веков. Люблю кото, другие японские инструменты.

— На этот раз вы выступаете с представителями различных музыкальных культур, Не было ли в связи с этим особых трудностей?

— Конечно, когда играют японские музыканты, даже, закрыв глаза, чувствуешь, что это — иное. Трудности были, но не связанные с различием культур. Скорее, проблемы стояли на пути создания ансамбля из ярко выраженных индивидуальностей. Непростым было распределение ролей. Но, в конечном счете, единый музыкальный язык мы все же выработали, хотя далось это нелегко, особенно с ритм-секцией, По существу, основой ансамбля являются ударник и гитара, Юдзи Такахаси изначально дал нам карт-бланш, заявив, что хочет приоритета именно советских исполнителей в группе. В общем строе не потонуло и мастерство Тарасова, буквально обволакивающего своей мягкой, блистательной техникой. Так что справились.

— Вы начали говорить о японских музыкантах…

— Да, их присутствие обогащает группу. Взять хотя бы Умедзу; классическая джазовая школа, но мелодика совершенно особенная, не похожая ни на европейскую, ни на американскую. Играет известные мелодии, а звучат они и во фразе, и в логике иначе, необычно. Иными словами, за спиной каждого музыканта — вся культура его народа. И не только музыкальная, весь комплекс культуры. Это делает музыкальный ансамбль особенно интересным, богатым.

— Среди советских исполнителей есть певица.

— Валентина Пономарева — это певица грандиозного диапазона. Известна как джазовая певица, поет классический джаз, не наиболее полно, пожалуй, она раскрывается при исполнении Губайдуллиной.

— Да, «Шепталки» произвели на зал огромное впечатление. В связи с включением в программу музыки Софи Губайдуллиной хочу спросить, как вы, советская часть ансамбля, определили бы свою музыкальную нишу?

— Губайдуллина, Шнитке, Денисов.

— После концерта возникло неожиданное впечатление, что музыка, которую вы играете, авангард-джаз, — прямое продолжение классической…

— В любом случае, за каждым из нас — именно классическая школа.

— Вы все впервые в Японии, каковы ваши впечатления?

Чекасин: Давно хотел увидеть Японию. Приехал в Токио — заболел, все время либо в номере, либо в зале с Курехиным писал музыку для 45-минутного выступления. Надеюсь на Осаку…

Тарасов: Мечтал побывать в этой стране, ожидал чудес… И не разочаровался. Правда, увидел их не на больших улицах, повсюду одинаковых, а свернув в маленькие, по-настоящему японские.

Курехин: От Японии все ждут чудес. А что действительно поразило меня — это вежливость. Она совсем доконала, когда стало очевидно, что вежливость не предназначается специально и только тебе, что она буквально проникла во все поры жизни и ее просто никто не замечает.

— Не ведь вежливость, если говорить об искусстве, также своего рода барьер. Удалось ли вам преодолеть его во время концерта? Удалось ли достичь того, о чем говорилось в пришедшем во время выступления по факсу телеграмме, обращенной ко всем вам, музыкантам трех стран, и содержащей одно лишь слово «гармония»?

— Может быть, из зала об этом судить легче, но, нам кажется, что и на сцене, и между сценой и залом все барьеры исчезли, по крайней мере, мы, музыканты, их не ощущали, чувствовали единое дыхание. Так и должно быть: искусство, даже авангард-джаз, гармонично. Всякое искусство гармонично, тем более музыка.

В. ДУНАЕВ, (АПН).

ПРОСМОТР


Персоналии из статьи

Курехин Сергей

Обсуждение