Не смотрела я «Ассу». А разбирать пластинку, не посмотрев фильма, оказалось занятием странным. Должно быть, это так же неправильно и неполно, как анализировать тексты песен отдельно от музыки, подачи и внешнего сценического ряда. Ясно, что кинопесни как-то иллюстрируют, оттеняют и дополняют сюжет, но «Асса» в нашем кинопрокате еще не появилась, а узнавать содержание у лихачей, специально сгонявших на столичную премьеру, не хочется, потому что «Асса» отчасти — мелодрама, отчасти боевик, и смотреть интересно в полном неведении о развязке фильма. Пока остается слушать пластинку «до того» и прикидывать, что там творится на экране, например, под «Чудесную страну» (группа «Браво»), и при этом наверняка ошибаться. Потому что песня настолько безликая, что вставить ее можно куда угодно. Скажем, в такой непредсказуемый эпизод, что она прозвучит парадоксально и с особым смыслом.
Рокера со стажем пластинка повергает в ностальгическое настроение. Помним магнитофонный цикл «Банановые острова» (1983). Именно оттуда взята вещичка «Мальчик Бананан», в свое время настолько покорившая Сергея Соловьева, что возник в фильме одноименный главный герой. Кто бы знал тогда, что В. Матецкого и Ю. Чернавского, авторов интересного магнитофонного эксперимента, коронует поп-музыка (одна «Лаванда» чего стоит!).
А «Козлодоев», «Мочалкин блюз»! Когда это было! (Кстати, было это году в семьдесят четвертом, на концертах, вошло в любимый народом аквариумовский «Треугольник» (1981), и еще витает слух о таинственном лонгплее «Притчи графа Диффузора», на котором еще в семидесятых будто бы запечатлены были эти дивные хиты). Теперь мы их слушаем в приличной записи и даже не через двадцать лет, как «Битлз». Уж не кончается ли пора «надцатых» магнитофонных копий сомнительного происхождения?
Есть более поздние вещи Бориса Гребенщикова: «Плоскость» («Синий альбом», 1980), «Город золотой» («Десять стрел», 1986, кстати, музыка вовсе не народная, как написано на обложке диска). «Хочу перемен» Виктора Цоя (группа «Кино») вошла в программу Ленинградского рок-фестиваля 1986 года. Монотонный речитатив «ВВС» (московская группа «Союз композиторов»)— совсем неизвестная и новая. Так что песни по прихоти сюжета «надерганы» отовсюду и, конечно, косметически подправлены. В «Мочалкином блюзе» появилась скрипка (неизвестно, кто играет), но исчезли великолепные клавиши Сергея Курехина, что на пользу «Блюзу», по-моему, не пошло. Учтем заодно, что в фильме Гребенщиков поет только в закадровых песнях.
Не мешало бы «Мелодии» выпустить этот диск с вкладышем, на котором напечатаны все исполнители да годы появления песен, что ли, как полагается в порядочном сборнике.
То, что на мелодиевском диске появились имена Гребенщикова, Цоя, Агузаровой, само по себе — не ахти какое событие, особенно после выпущенных гигантов «Аквариума», «Алисы», «Кино», «Зоопарка» и сборника Ленинградского рок-клуба. Коллекционная ценность диска? Безусловна, особенно, если предположить, что «Мелодия» возьмет и раздумает издавать рок-клубовские альбомы, даже и лучшие.
Пожалуй, что «Асса» — это больше всего сувенир, такой же, как значки и майки с лихой надписью «Асса», память о нашумевшей премьере фильма, выполненной — после восьмимесячной упорной борьбы с чинушами — по законам молодежного шоу.
И память о славном 1987-м, когда вслух задумались, «легко ли быть молодым».
С. КУКИНА.