Смещенный контраст. Давайте спорить!

Нынешняя весна оказалась весьма урожайной на концерты в Горьком рок-групп из других городов: слушатели познакомились с известными составами из московской рок-лаборатории, а недавно и ленинградского рок-клуба: на сцене Дома культуры им. Дзержинского выступила группа «Телевизор». Этот концерт вызвал самые разные оценки слушателей: от восторгов до полного неприятия. Ну что ж, значит, есть лишний повод для столкновения разных точек зрения и на нашей полосе.

 

Смещенный контраст

Хотя сами музыканты не смогли объяснить, почему они себя так назвали — просто понравилось сочетание звуков «з» и «р», — определенный смысл в этом названии есть: песни группы очень злободневно и оперативно, в духе появившихся совсем недавно на нашем ТВ молодежных передач отражают мысли и настроения определенной части нашей молодежи.

Все мы живем идеями перестройки. Цели и задачи ее грандиозны: совершить поистине революционные преобразования во всех областях нашей жизни, избавиться от груза старых ошибок и заблуждений. Хочет ли этого наша молодежь? Несомненно! Но иные молодые желают всего сразу, и ждать они не согласны! И все, что нс соответствует ее идеалам, все, что еще с трудом ломается и перестраивается, воспринимается ими очень и очень болезненно. Таков юношеский максимализм, не знающий компромиссов!

Именно от лица такого подростка, пришедшего в этот мир, чтобы не соглашаться, подростка, у которого много чего накипело на душе и рвется выплеснуться любым способом наружу, и поет группа. И неудивительно, что изображение «Телевизора» получается черно-белым, со смещенной контрастностью в сторону черных тонов.

С чем же не согласен юный герой песен Михаила Борзыкина, лидера группы? Абсолютно со всем! Нет ничего, что удовлетворяло бы его в этом мире.

Полуфабрикаты все, что я вижу кругом!
Полуфабрикаты все, что я слышу кругом!
Полуфабрикаты — все! —

заявляет герой и истерично, на пределе голосовых связок заклинает:

Оставьте меня — я живой,
Я буду думать своей головой!
О чем? О том, что
Я никому не нужен,
Я жив, пока нужен себе!

И как итог—яростный призыв

Выйди из-под контроля —
Пой, о чем видишь кругом,
А не то, что позволено!

Такова программа.

Разговор, который состоялся после концерта, был острым и нелицеприятным. Да, группа, очень смело ставит социальные, нравственные, политические вопросы. Но ставить вопросы мало, надо пытаться найти на них ответы. Нельзя замыкаться на своей боли, рок-музыканту всегда следует помнить о тех, кто в зале, о тех, кто безоговорочно верит своим кумирам и следует за ними во всем.

А. ДРОЗДОВ.

 

Давайте спорить!

С таким высоким уровнем исполнения, который продемонстрировал «Телевизор», в «живой» практике нашего рока (именно в живой практике, а не в записи) я прежде не встречалась.

В первую очередь, я отчетливо поняла, что рок на уровне «Телевизора» теряет свое прикладное значение, переходя с уровня обиходного (неважно как, главное — петь правду сегодняшнего дня) на уровень художественный, когда едва ли не каждая песня вызывает ассоциации не только, например. с «Гойей» Вознесенского, но даже с «Покаянием» Абуладзе и «Плахой» Айтматова. Разумеется, это не случайно.

Уязвимых точек большинства любительских рок-групп — технической неловкости, музыкальной беспомощности, неоригинальности — у «Телевизора» нет. Он играет ярко, мощно, убедительно. Но и этого, видимо, было бы недостаточно. Общий уровень определяется в конечном итоге талантом и культурой исполнения, а ими, несомненно, группа обладает (предвижу несогласие, поэтому в подкрепление своего утверждения ссылаюсь на журнал «Музыкальная жизнь», где «Телевизор» назван «талантливым и своеобразным»). Высокая внутренняя культура не только определяет богатейшую палитру интонаций солиста (М. Борзыкин), позволяя ему без малейшей натуги и напряжения передавать массу мгновенных эмоциональных переходов, но и ни на миг не дает исполнителю слиться со своим героем, что моментально превратило бы выпуклый образ в плоскую, часто отталкивающую маску. Одаренный актер, Борзыкин пламенным проповедником ведет за собой зал, но точное чувство меры ему интуитивно свойственно.

Пусть я что-то преувеличила, пусть и у меня есть претензии… Но в одном я уверена: «Телевизор» достоин широкой концертной эстрады.

Все понимают: не рок страшен. Страшен наш молодой современник, портрет которого с такой пронзительной точностью рисуют песни рокеров. Но еще страшнее не замечать этого портрета, замалчивать и запрещать то. о чем пора кричать во весь голос: в романе и в фильме, с трибуны и в газете и, конечно, в музыке.

Давайте со мной спорить. Давайте! Только не надо бесконечно остерегаться. Не надо «выключать» «Телевизор»…

В. РОМАНОВА

Просмотр


Персоналии из статьи

ТЕЛЕВИЗОР

Обсуждение