Время восторгов прошло

Челябинская волна

Прямо скажем, не самый подходящий момент для анализа событий в среде молодежной культуры на пороге неведомого рынка. Да и события в последнее время все больше немузыкального характера. А в основном сохраняется тенденция к дальнейшей коммерциализации творчества, причем коммерция эта, как правило, недальновидная, требующая сиюминутной выгоды и отдачи в реальных денежных знаках. …Если триумф «Аквариума» в 1986 году послужил своеобразным катализатором для широкой легализации и расцвета молодежной культуры, то смерть Цоя поставила символическую точку в этой «героической» главе в истории советского рока. Хотя кризис начался еще пару лет назад, после первых же больших платных концертов для широкой публики, которая часто была просто нс подготовлена к восприятию такой музыки. Добавим сюда традиционно скверный технический уровень организации концертов, бездарную рекламу и получим то, что имеем на сегодняшний день. В хит-парадах нет больше легендарных имен, а в киосках звукозаписи—-уменьшительно-ласкательные Кости, Ромы и Жени да еще плеяда «русских с берегов Гудзона». Молодежь не хочет проблем, молодежь хочет развлекаться и устраивать пир во время чумы…

Время восторгов и ажиотажа прошло, остались самые упорные, сознающие, что музыка — это неблагодарный и низкооплачиваемый труд. Так что нужно обладать определенным мужеством, чтобы продолжать исповедовать «альтернативную» музыку в полуголодной провинции, в атмосфере безразличия, а то и неприятия такого искусства. Чемпионом в подобного рода деятельности стала группа «НХА» — наиболее радикальная и бескомпромиссная в своих поисках. Правда, назвать то, что делает Гутовскнй с соратниками, молодежной музыкой, было бы довольно странным. «НХА» создает программы, которые на Западе принято называть «перфоманс» — это современная форма авангардного искусства, претендующая на синтез всех форм — музыки, театра, поэзии, пантомимы, живописи и т. д. 15 сентября такая программа была показана в выставочном зале по улице Цвиллннга, в темном полуподвале, уставленном страшными металлоконструкциями, обугленными стропилами и произведениями поп-арта.

Челябинский рок-клуб приказал долго жить, и все снова разбрелись по красным уголкам и подвалам. «Скорая помощь» переименовала себя в «Небо-небо» и ушла в молодежный центр при ЧПИ. Плодовитые «Брызги» отработали летом в Златоусте с «Агатой Кристи» и записали третий (!) магнитоальбом. Группы «Тролль» и «Сад камней», по непроверенным данным, записывают видеоклипы, а наши «динозавры» из «Ариэля» подготовили новый диск на фирме «Мелодия».

«Сабака скэт бэнд», блюзовые первопроходцы, решили до конца следовать имиджу «крутых американских парией» и укатили в столицу в полном составе — завоевывать тамошнюю публику. Дай-то Бог! Ребята они колоритные, энергичные и, если что, всегда заработают себе на жизнь на Арбате. По-прежнему неутомим ведущий «Музыкального марафона» Валерий Селистровскнй, который как-то незаметно переключился с рока на диско-группы. Похоже, это правится радиослушателям, ибо в фаворитах теперь магнитогорская «Саманта Смит», занимающаяся перелицовкой заграничных шлягеров и исполняющая их на русском языке.

Такие вот подобрались новости в нашем поп-мирке. Время от времени еще появляются странные менеджеры, грозящие превратить Челябинск в рок-музыкальные Нью-Васюки, одним движением мысли заполняющие публикой стадионы, а карманы музыкантов — червонцами. Увы, все это было не раз, но рассчитывать приходится только на свой труд, терпение и счастливый случай.

Ю. БОГАТЕНКОВ

Просмотр


Обсуждение