С чего начинается рок

Возможно, кому-то этот материал покажется странным. Говорить о роке и почти ничего не сказать о музыке и исполнителях?! Но рок сегодня — это не только музыкальное направление. Это еще и среда обитания некоторой — не такой уж маленькой — части молодежи. Это, наконец, сила, способная организовать молодежь. Рок-движение у нас давно уже существует в форме рок-клубов. О них-то и пойдет речь.

Еще вчера рокеры усиленно искали некую централизованную структуру рок-федерации. Чтобы все было как в солидном министерстве: управленческий аппарат, подчиненные подразделения и т. д. Но действующий сейчас во многих сферах общественной жизни процесс децентрализации не миновал и рок-движение. Да и как можно в песнях клеймить бюрократа, а в жизни ему уподобляться? Все теперь сходятся на том, что будущее отечественного рока — в региональном развитии. Хочу рассказать о трех моделях рок-клубов: свердловской, ленинградской, таллиннской.

Свердловск

Почему в Свердловске сложился уникальный или «уральский» феномен взаимоотношений рок-клуба и обкома комсомола? Политика терпимости и доверия, которую провозглашают работники обкома комсомола, позволила найти контакты со всеми основными неформальными объединениями города. Вот позиция обкома, которую изложил мне секретарь Виктор Басаргин:

— Все было непросто. Сначала рок-клуб хотели видеть как клуб по интересам. Но со временем поняли, что эта организация способствует повышению социальной активности и самодеятельности молодежи и тем самым «работает» вместе с комсомолом. Известно, что рокеры бескомпромиссны. Как нам удалось удержать их за столом переговоров? Признанием, что рок-музыканты — активная часть молодежи. Они не только критикуют, но и созидают. У нас сегодня тоже есть принципиальная критика и позитивные программы, но им удается быстрее «дойти» до наиболее «недовольной» части молодежи. А мы порой используем традиционные подходы и не можем достучаться до сердец…

В свердловском рок-клубе, по данным проведенного социологического исследования, на вопрос: «В какой мере вас волнуют медленные темпы перестройки в комсомоле?» — 33 процента отметили вариант «постоянно волнуют», 12 процентов — «иногда задумываюсь», 39 процентов эти проблемы не волнуют.

Рудольф Стерхов, администратор рок-клуба:

— За последний год мы прожили очень яркую жизнь. Шло постоянное развитие — как творческое (были серьезные открытия групп, воспитанных в клубе,— «Наутилус-Помпилиус», затем «Чай-Ф», сегодня «Агата Кристи»), так и экономические эксперименты, от которых мы сейчас во многом отказались. Были попытки объединить вокруг себя рокеров страны во всесоюзную федерацию. Безрезультатно. Я это говорю к тому, что экспериментов много и мы на них не останавливаемся. Конечно, мы не должны «выкачивать» финансы. Сейчас главное — серьезное осмысление каждого нового шага. Мне кажется, рок-клубы выживут, когда перестанут быть уделом дилетантов. И замечательно, что в обкоме комсомола работают люди профессиональные, понимающие.

Итак, главная отличительная черта свердловского рок-клуба — его теснейшее взаимодействие с комсомолом и другими официальными организациями.

Конечно, в рок-музыке, как и в любом другом жанре, все решает талант. Но ведь талант тоже нуждается в поддержке. Может быть, как раз такая поддержка позволила многим уральским группам получить всесоюзную известность.

Ленинград

Подходя к ленинградской модели рок-клуба, напомню, что с начала 80-х годов этот клуб долгое время являлся центром отечественного рок-движения. Помимо «взращивания» супергрупп, здесь сложилась довольно развитая «инфраструктура» рок-движения. Она включает в себя в данный момент не только менеджеров и печать, но и социологов, музыковедов, а также представителей других видов искусств — кино, живописи. В этом отличительная черта ленинградцев, для которых главное в рок-клубе — общение единомышленников. Вытеснение общения коммерческими делами, по мнению старейшины ленинградского рок-клуба Анатолия Гуницкого, привело к кризису. Причина — в противоречии между потребностями рок-среды и интересами рок-музыкантов. Интересы первых значительно шире, чем просто посещение концертов. И рок-культуру они воспринимают не как глоток «воздуха» в выходной, а как эстетический феномен, тип мировоззрения и, наконец, образ жизни. А рок-музыкантов больше интересует сейчас финансовый результат. Поэтому свое будущее ленинградцы видят в коренном повороте от филармонической «суеты» к обеспечению полноценной жизни рок-культуры в городе. Для этого спроектирован молодежный музыкальный центр «Ленинградский рок-клуб» с экономической самостоятельностью.

Они не боятся раздающихся сентенций о закате рока, о падении интереса молодежи к концертам. Представитель Ленинградской консерватории Игорь Сакмаров привел данные о возрастании ориентаций на рок-музыку в Ленинграде, где около 60 процентов опрошенной молодежи принадлежит к числу ее сторонников. В общем, для преодоления своих проблем ленинградцы хотят опереться не на какие-то официальные организации, как свердловчане, а на объединение своей рок-среды.

Таллинн

Таллиннскую модель мне представил эстонский социолог Николай Мейнерт, снявший фильм «Роккульт» — одну из первых попыток посмотреть на явление изнутри. Он отверг необходимость социальной защиты рок-музыкантов как основную задачу деятельности клуба: «Надоело раз за разом наблюдать, как очередная группа, достигнув «концертно-коммерческого» уровня, покидает свой «детский сад». Более того, мы наблюдаем сплошь и рядом, когда свои «братья-волосатики», взобравшись на рок-олимп, теряют элементарную порядочность в отношениях с теми, кто им помогал. Принцип добровольности должен стать определяющим. Нам не надо фетишей, не надо никого удерживать, а тем более защищать насильно».

На такой основе работает эстонский «Клуб музик», в котором немного собственно рок-музыкантов. Однако истинные любители рок-музыки живут динамично и интересно — например, недавно провели совместно с финнами фестиваль «Рок Саммер». Отличительной чертой эстонской среды является то, что рок как глубоко индивидуальное искусство не стремится здесь к массовым формам. По данным Николая Мейнерта, в Эстонии сейчас снижается интерес к рок-музыке, которая удерживает всего 15 процентов молодежи. Столько же здесь ориентировано на классическую музыку. Поэтому большое значение приобретает выделение рок- и поп-музыки, пропаганда и формирование рок-культуры у заинтересованной в ней части молодежи.

Итак, подытожим.

По стране как грибы после дождя растут новые рок-клубы. Естественно, перед новичками сразу возникает масса проблем. Значит ли это, что им нужно непременно копировать уже существующие модели? Вряд ли. Подчас это просто нереально. У таких клубов нет сильной рок-среды, да и комсомол к ним относится подчас с прохладцей. Но опыт ведущих центров рок-движения важен вот почему: он убедительно доказывает, что каждый город может и должен иметь клуб со своим, неповторимым лицом. Не стоит дожидаться умного дядьки из столицы, который приедет и все растолкует. Думайте сами, решайте сами! Берите ответственность на себя! Мы за последние годы очень хорошо научились ходить строем. А когда появилась возможность «выбираться своей колеей», многие растерялись. Мне кажется, рокеры одни из первых почувствовали вкус хождения не в ногу. Поэтому-то так разнообразен сегодня рок: и музыка, и досуг, и клубная работа. Вопреки известной басне про лебедя, рака и щуку, разнонаправленные устремления идут року только на пользу. Выйдя из подполья, он постепенно избавляется от дилетантского, поверхностного, эпатажного и движется к профессионализму.

Валерий Ситников.
ФОТО А. КУДРЯВЦЕВА.

Просмотр


Обсуждение