В защиту рока

Этот июль, можно сказать, стал «роковым» для Москвы. Выступление американской певицы Мери Маршалл в программе с «Автографом», советско-польский фестиваль рок-музыки «Знай соседа», программа «Панк-рок» в Олимпийской деревне с участием голландских гостей. Молодежный музыкальный центр Стаса Намина организовывает выступления лучших «команд» ленинградского рок-клуба. В Москве — Жанна Агузарова и группа «Диалог»…

Ожидается приезд и участие в программе «Рукопожатие» свердловского «Наутилуса Помпилиуса». Рок-меломаны столицы готовятся к встрече австралийской поп-группы «Керли».

Но несмотря на все перечисленные имена и названия нашумевших групп главным музыкальным событием июля в Москве стала, как ни странно, премьера фильма.

Фильм «Рок» шел к своему зрителю четыре года. Рассказывает сценарист, журналист Юрий Филинов: «Мы все помним, что четыре года назад представлял собой советский рок. К нему не относились иначе, как к идеологической диверсии, а сами музыканты попали в разряд «врагов народа». Их увольняли с работы, загоняли на чердаки и в подвалы. Вот тогда группе кинематографистов, журналистов, композиторов, не желающих больше оставаться в роли сторонних наблюдателей, пришла в голову идея снять фильм об «андерграунд», об этом «музыкальном подземелье». Сказать наконец правду о том, что действительно происходило с советским роком».

В творческую группу авторов фильма вошли: режиссер Алексей Учитель, оператор Дмитрий Масс, музыкальным редактором стал композитор Андрей Петров, консультантом— критик Артем Троицкий, администратором — Марианна Цой. Основную часть музыкальной дорожки записал Борис Гребенщиков. А если еще учесть и непосредственное участие групп «Аквариум», «Кино», «ДДТ», «Аукцион», «АВИА», то понимаешь, что о лучшем созвездии нельзя было и мечтать. Но…

Но фильму довольно долго не давали «добро». Положительное решение Ленинградской студии документальных фильмов, после долгих гонений, по выражению Ю. Филинова, было воспринято «как подвиг». Несколько раз работа над фильмом прекращалась и вновь возобновлялась, многократно торпедировалась дата премьеры. Все это затягивалось на годы.

Но июль 1988 года — все же был неизбежен: премьера фильма «Рок» состоялась в концертном зале Олимпийской деревни.

В зале — аншлаг. И даже дополнительно выставленный ряд стульев не спасал положения.

«Рок» — фильм документальный, но в нем использованы и художественные элементы. Через всю ленту проходит образ коммуналки, в которой живут, переходят из комнаты в комнату, мягко говоря, странно одетые молодые люди, олицетворяющие, видимо, ту среду, в которой появлялись и существовали пионеры отечественного рока.

И рядом другой мир — «официальный». Он тоже показан в фильме — с восхищенно-преданными лицами, набатными скандированиями и громом аплодисментов. Генсек Брежнев аплодирует народу, народ «благодарно» аплодирует ему — сейчас это воспринимается, как сцена из бездарной комедии. Именно этими аплодисментами хотели заглушить рвущуюся на свет музыку, а главное — ее содержание.

Фильм построен на монологах. И эти исповеди удивительно похожи, несмотря на то, что в своем творчестве герои фильма достаточно далеки друг от друга.

Борис Гребенщиков — выгнанный из института, объявленный «внутренним врагом», «гомосексуалистом», будучи уже лауреатом первого всесоюзного рок-фестиваля, жил в мансарде «хрущевской» 5-этажки. Виктор Цой — работал и жил в котельной. Там перед огнем, пожирающим уголь, и создавались «Перемен!», «Группа крови».

Юрий Шевчук — сын одного из работников обкома партии Уфы, вынужден был уехать из родного города и возродил группу «ДДТ» в Ленинграде. Работал сторожем в кафе. Олег Гаркуша — подрабатывал киномехаником.

Как сохранили они в себе свою боль, свое восприятие времени, обостренную реакцию на ложь?

«В этой жизни того, что нужно нам, — нет.
Считаем ли мы, что это можно изменить! Да.
Но. Революция, ты заставила поверить
в несправедливость «добра».

Это то, что зацепила память из песни «Революция» Ю. Шевчука. Но это не приговор. И этими словами не ставится точка. Скорее — многоточие.

Фильм «Рок» не оставляет ощущения «роковой» безысходности. Лейтмотивом в нем звучит другая песня — «Поколение дворников» Гребенщикова, проникнутая верой и светом. Светом, который в финале получает и свое экранное воплощение. Весь мир — в океане света, это впервые за полтора часа фильма он вырвался на экран.

О фильме можно говорить и писать, но зрелища это, конечно, не заменит. Видимо, надо набраться всем нам терпения и дождаться премьеры «Рока» в Казани.

Но все же отчет о премьере был бы неполным без небольшого рассказа о новой, «перестроечной» волне советского рока, появление которой сродни появлению долгожданного фильма. Перед показом картины выступили три представителя московской рок-лаборатории — группы «Алиби», «Мистер Твистер» и «Дюна». Последняя-группа С. Катина, созданная совершенно недавно бывшими участниками «Черного кофе», «Арсенала», «Квадро» и ансамбля Ю. Антонова.

Наиболее сильное впечатление оставило трио «Алиби», играющее панк-рок с запоминающимися текстами. «Ударная» вещь — «Они испугались». Объяснять, кто испугался перемен и против кого направлена песня — я думаю, не надо. Лирическая баллада-размышление «Дай мне уйти», «социальный» рок-н-ролл — «За радость надо платить», во время которого лидера группы Сергея Попова слегка бьет током — и вот уже зал почти готов аплодировать стоя.

Алиби музыкантов — доказано. Они не в стороне и не случайно выходят на сцену.

Среди тех, кто сегодня с успехом доказывают свое музыкальное алиби — «Дед Мороз», «Звуки МУ», «Вежливый отказ», «Нюанс», «Небо и земля», «Шах», «Тяжелый день», «Ва-банк», «Черный обелиск», «Стайер», «АГА», «Аттракцион», «Восток». Я думаю, названия этих групп стоит запомнить. Их смелые, бескомпромиссные песни и составляют сегодня лицо московского рока.

А. Гафаров

Просмотр


Обсуждение