Страсти вокруг рока не утихают вот уже более трех десятилетий. Чем объяснить такой устойчивый интерес к этому музыкальному явлению? Предельная демократичность, живой, правдивый и выразительный язык песен, музыка, родившаяся из современного городского фольклора и уходящая своими корнями в народную, — вот основные слагаемые успеха рока у молодежи.
БЮРО СПРАВОК
В Кирове прошел первый рок-гала-концерт под девизом «Рок в борьбе за мир», в котором приняли участие семь самодеятельных музыкальных коллективов и гости из Ярославля — рок-группа «Отражение». Концерт был организован по инициативе Октябрьского райкома ВЛКСМ и городского молодежного музыкального клуба. Место действия — тюз. Главный режиссер концерта — Вадим Макин.
Итак, как заметил ведущий молодежной программы Кировского телевидения «Калейдоскоп», рок пришел в город Киров. Право же, к этому очень хочется добавить — наконец-то! Не в том смысле, что любители рок-музыки дождались, наконец, когда это музыкальное течение захлестнет и наши стены. Пожалуй, давних почитателей рока эта фраза больше удивила — подумаешь, открыли Америку! Дело здесь в другом. Наконец-то наши телевидение и радио, культурные и руководящие органы обратили свое внимание на то, что для большинства давно перестало быть сенсацией.
Состоявшийся рок-концерт явился своего рода началом отсчета работы городского музыкального клуба, первой попыткой собрать воедино самодеятельных музыкантов. Попыткой, вызвав шей бурю восторгов и гнева, одобрений и осуждений, бесконечные споры и конкретные предложения. И хотя мнения высказывались самые разноречивые, все оппоненты сошлись в одном: рок сегодня — это одна из главных областей молодежного творчества, которую нельзя оставлять без внимания, нельзя бросить на произвол судьбы, заставить молодых музыкантов вариться в собственном соку.
БЮРО СПРАВОК
Кировский молодежный музыкальный клуб заявил о своем рождении в январе этого года. Цели и задачи клуба—организация содержательного досуга, развитие общественно-политической и социальной активности молодежи, пропаганда лучших образцов самодеятельной музыки, организация и проведение творческих лабораторий и музыкального лектория, осуществление творческих контактов с музыкальными клубами других городов. Председатель клуба — Андрей Скальный. Работой клуба руководит совет. Занятия проводятся два раза в месяц. Диапазон творчества не ограничен. Единственное условие при вступлении в клуб — наличие своей музыки, своих стихов и своего стиля.
Клуб создан. Начало положено. Что же дальше? А дальше — масса проблем, связанных с развитием рок-движения в нашем городе. И на концерте все эти проблемы проявились, как на лакмусовой бумажке.
Мы не собираемся предаваться анализу музыкальной и художественной сторон выступлений групп. Оставим это специалистам. Хотя явные удачи и огрехи были видны и непрофессиональным взглядом.
Поговорим сейчас о другом. Рок — это реальность. И осторожничать, а тем паче налагать запреты на развитие самодеятельной рок-музыки — недальновидная политика. Концерт в тюзе еще раз наглядно доказал, что одними нравоучениями и запретами здесь не обойтись.
КАДР ПЕРВЫЙ
Рок-гала-концерт
…Там было все. Горящие глаза, искреннее желание полностью выложиться, отличные световые эффекты, не самая лучшая аппаратура и плохонькие инструменты, качество которых компенсировалось энтузиазмом музыкантов, стремлением выжать из них все возможности.
А в зале — лес вскинутых навстречу рвущимся из колонок звукам рук, толпа особо рьяных любителей музыки, взявших сцену в плотное кольцо. Свист, стон, рев и прочие выражения своего одобрения или недовольства тем, что происходило на сцене.
И был чистый высокий голос певца, взлетевший на легких крыльях гитарных аккордов над взбудораженной публикой. Зал притих. Он слушал музыку, слушал стихи…
Любопытная картина, не правда ли? Предвидим возмущение некоторых читателей — ну и обстановочка! «…Все это время я смотрел в зал с саркастической усмешкой, и другого выражения лица у меня быть не могло. Потому что я всеми силами старался понять, о чем поется в песне, и не мог… Стоит ли говорить, что все это происходило в театре!» Так написал в своем письме в редакцию студент 1 курса КГПИ им. Ленина Сергей Сивков. Да, было бы дико представить себе подобную ситуацию, к примеру, на выступлении симфонического оркестра. Рок — это музыка молодых и для молодых. Но есть и доля истины: на рок-концертах страсти порой перехлестывают через край, принимая животный характер. Только обвинять в этом одну музыку просто нелепо.
Она может пробудить в человеке лишь то, что в нем уже есть. Человека воспитывает вся жизнь. Вспомните фанатичные крики на бушующем стадионе во время матча. Ведь не обвиняем же мы футбол или хоккей в подобном поведении болельщиков.
Кто такие самодеятельные рок-музыканты? Энтузиасты, подавляющим большинством которых движут в первую очередь любовь к музыке и бескорыстие. Человек, выходящий на сцену с гита рой, несет зрителям частицу собственного восприятия окружающего его мира, если хотите, собственного «я» Тексты песен невысоки по своему литературному уровню, но эти правдивые, живые и точные слова нередко содержательней беспроблемных стандартных эстрадных песен. Многие образы в песнях (например, у группы «ЧП») могут показаться непонятными. Но искусство не может быть элементарным. Надо сделать усилие, войти в систему этих образов, и тогда многие темные места станут ясными. И естественно, что самодеятельным авторам совсем небезразлично, кто пришел на их концерт.
КАДР ВТОРОЙ
Заседание совета клуба. С. Перминов, руководитель группы «ЧП».
— …Хочу, чтобы нас слушали, а не орали. На своих концертах мы хотим видеть понимающую, думающую публику, которая бы не только получала информацию, а шла на контакт с нами…
БЮРО СПРАВОК
Группа «ЧП». Этот коллектив считается «родоначальником» рок-движения в нашем городе. Ребята принимали непосредственное участие в организации рок-концертов. Творческое кредо «ЧП» — искренность в творчестве, в отношениях с людьми. На последнем рок-концерте многими зрителями было отмечено, что группа сильно продвинулась вперед в повышении своего профессионального уровня.
Да, человек, выходящий на сцену с гитарой, как и в любом виде искусства должен знать, что он хочет сказать. Сначала — что, а потом — как.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
В. Н. Фейгин, преподаватель училища искусств:
— Текст и музыка в песнях обязаны быть единым целым. На концерте такого единства мы не услышали. Шум, грохот… Что мы воспитываем в зрителе такими децибелами? Реакция от этого одна — давай, давай! Совсем иное выступление группы «Отражение». На музыкантах костюмы клоунов, но это не возмущало, не коробило, являлось частью, дополнением выступления. Потрясающее соло лидера группы Анатолия Шельпанова, не старающегося всеми силами переорать инструменты. И зал не ревел, а слушал. Музыканты управляли залом, выводили зрителя на необходимую им грань, добивались нужной реакции.
БЮРО СПРАВОК
Ярославская группа «Отражение». На рок-фестивале «Музыка. Мир. Молодежь» в г. Горьком группа получила диплом лауреата за лучшую песню гражданского звучания «Стоп, остановитесь!». В творческом арсенале «Отражения» два записанных альбома *Взгляд со стороны» и «Металлофантазия», музыкальное оформление спектакля Ярославского театрального училища «Мера за меру» по мотивам произведений В. Шекспира. Выть ближе к своим слушателям, говорить на понятном им языке о реальных проблемах молодежи, бороться с неверным отношением к рок-музыке — такие задачи поставили перед собой музыканты группы.
Да, музыкальные привязанности могут определять поведение зрителей. И на рок-концертах это поведение бывает далеко не идеальным. Беда в том, что для многих подростков рок — но всего лишь яркая форма, некий символ, модное поветрие. И управляет ими не искусство, а мода. (Кстати, этой моде — на небрежную одежду — подвержены и сами музыканты). Дайте сейчас року широкую дорогу, исчезни создавшийся вокруг него ореол всеобщего внимания, и псевдолюбители найдут себе новый «запретный плод». Помните, какой ажиотаж вызвало появление брейк-данса? Какие только эпитеты, чаще нелестные, не присваивались этому танцу, в каких только смертных грехах не обвинялись мальчишки и девчонки в черных очках и с повязкой на лбу. И что же? Ажиотаж спал, бум прошел, сами собой отсеялись случайные люди, и остались те, кто по-настоящему открыл для себя этот танец, заодно открыв и себя в нем.
Не эта ли судьба ждет сегодняшних ярых «металлистов»?
КАДР ТРЕТИЙ
Разговор в троллейбусе, Глеб Олюнин, учащийся Кировского кулинарного училища:
— Роком я начал увлекаться два года назад. Слушаю записи, читаю специальную литературу. Знаю, конечно, что создан в городе клуб, но сам я не играю, не пишу. Был в тюзе на рок концерте. Особенно запомнились «Отражение» и «ЧП». Хорошо, что в нашем городе есть свои команды. Реакция зала? Нормально. Понимаете, этот концерт ведь впервые у нас проводился. Конечно, было много тех, кто ничего в роке не смыслит. По-моему, надо почаще устраивать такие концерты. Тогда и шума будет меньше.
Что и говорить, организация рок-концертов, фестивалей — дело хлопотное. Легче и спокойнее твердить про неподготовленный концерт, отсутствие воспитательного воздействия музыки на умы подростков, ждать сложа руки, когда же музыкант и зритель в отрыве друг от друга «созреют» до необходимого (?) критерия.
Но раз уж говорим о низкой музыкальной культуре наших подростков, о том, что самим музыкантам нужно еще работать и работать, так давайте помогать поднимать эту культуру, помогать самодеятельным группам расти в своем творчестве.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Л. Э. Саламатов, зав. сектором эстрадной музыки областного научно-методического центра народного творчества и культпросвет-работы:
— Необходимо продолжать практику публичных выступлений рок-групп. Концерт — это увеличительное стекло, через которое видны все достоинства и недостатки коллектива, незаметные иногда в репетиционной работе. Музыканты должны слышать себя, свою музыку со стороны. Для этого необходима студия звукозаписи. Помимо этого работа в студии очень дисциплинирует, здесь сразу же заметны огрехи. Работа в студии послужит дальнейшему профессиональному росту музыкантов. Необходим постоянный обмен мыслями, идеями, творческое содружество с музыкантами других городов, организация рок-лабораторий с приглашением ведущих специалистов и музыкантов. И здесь многое зависит от той позиции, какую займет облсовпроф по отношению к клубу. Необходимо вести широкую просветительскую работу с молодежью. У нас явно ощущается недостаток информации о рок-музыке. Местные ТВ и радио делают архиробкие попытки в этом направлении. Причем даже тот имеющийся незначительный опыт тут же может быть зачеркнут в случае какой-либо критики—то есть осторожность и осторожность. Пожалуй, такая позиция несколько отстала от той, что требуется сегодня от средств массовой пропаганды и информации.
Да, в искусстве, как и везде, полезна и необходима гласность, открытость, широкая полемика.
Кировский музыкальный клуб, поначалу объединявший в себе несколько человек, постепенно вырос, и сейчас ему уже тесны рамки ДК. Все больше ощущается нехватка профессиональной и организаторской поддержки, контактов с другими нашими самодеятельными авторами. Ведь музыкальный клуб — это не только рок. По идее он должен совмещать в себе самые различные направления музыки—и фольклор, и бардовскую песню, и диско. Даже одна рок-музыка значительно шире и богаче нашего представления о ней. Местные рок-группы в большинстве своем тяготеют к тяжелому року. Что это? Дань моде или незнание музыкальных форм других направлений рок-музыки? Почему бы, например, рок-клубу не встретиться с клубом самодеятельной песни, не попытаться проанализировать свое творчество в форме дискуссии, провести совместные концерты? При всех различиях этих музыкальных направлений у них есть и общее — авторская песня. Уже сейчас многие исполнители с успехом применяют такой стиль, как бард-рок. У нас в Кирове пример тому—выступление на рок-концерте Николая Вахрушева, прекрасно исполнившего свою песню «Я шел по аллее».
Как видите, работы впереди много. Будем надеяться, что у рок-клуба найдутся настоящие помощники, что он сможет объединить всех самодеятельных музыкантов, даст им возможность выступать, репетировать, сочинять, словом, расти.
Н. КОРЧЕМКИНА. (Наш корр).
И. КВЯТКОВСКАЯ, нешт. корр.
Фото С. Дубровина, П. Канина, С. Склярова