Имя человека-легенды советского шоу-бизнеса Юрия Айзеншписа не сходит с газет. Шерлок-Холмсы от пера следят за его шагом… Исполнители — за подарками продюсера (…Юрий Шмильевич подарил Жене Белоусову «Порше»…) …Плетут интриги…
Юрид Шмильевич — монстр шоу-бизнеса.
В шоу-бизнесе он — патриарх. Школу жизни (17 лет) проходил в тюрьме, куда попал за то, что проявлял частную инициативу в сфере бизнеса. А тогда была монополия государства на все. А он покусился на эту монополию. По последнему сроку его оправдали, и государство принесло ему извинения…
— Вы прошли тюрьму, это вам что-то дало?
— Пройдя через тяжелые испытания, я закалился. Это большая жизненная школа. Мы оцениваем в нормальной жизни людей чисто внешне. А в камере видишь человека сутки напролет. Как он ест, спит, идет на парашу.
— Кто после заключения помог вам войти и жизнь?
— Это цепочка случайных обстоятельств. Люди. Один из них — журналист-международник. Он познакомил меня с директором одного из молодежных музыкальных центров. И понеслось…
— Когда вы занялись шоу-бизнесом?
— Еще тогда, когда этого слова «бизнес» не было. Я в шоу-бизнесе человек не от бизнеса, а от любви к музыке.
— Кого вы продюсируете?
— Я работал и с «Моральным кодексом», помогаю и Наталье Ветлицкой. Немножко работали с Женей Белоусовым. Основной проект моей жизни — это «Янг Ганз».
— Какими правами обладает продюсер? Например, Таги-Заде продюсировал фильм «Иван Грозный» и после окончания съемок полностью перекроил фильм на свой лад.
— Мне пришлось работать с Виктором Цоем. Это был уже сформировавшийся известный исполнитель, и мне не пришлось заниматься созданием его имиджа. Работая с «Технологией» — частично. А с «Янг Ганз» я делал и делаю все.
— Есть певцы, которые работают на эстраде самостоятельно?
— Ротару, Лещенко и некоторые другие. Это наследство старой филармонической гвардии. Сегодня же все по-другому.
— А как вы подбираете?
— Исполнитель — продюсера. Продюсер — исполнителя. Через друзей, знакомых обычно. Иногда, но редко, исполнитель хочет сам «раскрутиться» и вкладывает деньги в продюсера, чтобы тот ему помог.
— Механизм получения денег исполнителем от продюсера? Например, Ветлицкой, которая с вами работает?
— Я не являюсь ее продюсером, а только ей помогаю. Продюсер — это когда исполнитель находится в полной власти на контрактной основе. Условия контракта иногда оговариваются на 200—300 машинописных страницах.
— Зачем газеты запустили «утку» о подаренном вами «Порше» Жене Белоусову?
— Как мне объяснил один из журналистов, сам себе я уже не принадлежу. Я очень известная личность. Поэтому любой факт — сын, любовница — всегда вызывает интерес. А кто ловцы этих слухов, я не знаю. О «Порше» сам узнал из газет. Недавно появилась еще одна байка в газетах, как один мой «приятель» продал мне партию испорченного детского питания.
— Вы жестокий человек?
— Этого никто не может сказать. Я больше всего люблю в людях человечность. И если вспылил, то быстро отхожу. После чего всегда найду в себе силы извиниться, если не прав.
— Вам приходилось на «помойке» находить таланты?
— Мое прямое назначение — искать таланты. Приходится ковыряться и на «свалках». Сейчас такое время, что любой может петь все, что хочет. А раньше на сцену выходили только «проверенные». Те, кто закончил консерваторию, пройдя комиссию на предмет знания истории КПСС, истмата и прочего. Они должны были иметь соответствующую прическу, ширину брюк, застегнутые пуговицы, утвержденные жесты. Сейчас же беспредел. И надо разгрести очень много «мусора», чтобы отыскать талант, который им завален. На такой «свалке» андеграунда я откопал «Янг Ганз».
Мой новый проект заметили, к нему не остались равнодушными. Это возымело успех на рок-тусовке и вызвало отклик в печати. Такими специалистами являются Рита Пушкина (псевдоним Фенечка Обломова), рок-поэтесса, которая работала с первыми рок-группами. Одна из них «Ария». Рок-поэтесса сегодня не у дел, т. к. эти группы канули в неизвестность. Как мне сказала Рита, это были настоящие музыканты, но и они нашли свое место в Америке!
— В каких-то ресторанах…
— …ресторанчиках, где-то на Брайтон-Бич, на окраине Нью-Йорка. У нас музыка вторична… «Автограф», например, один в один с «Дип Перпл». Была такая группа «Ария», которая напоминала «Айрон Мэйден». Это настолько засело в сознании поэтессы, что она одним из своих псевдонимов выбрала «Айрон Мэйденовский» для нападок на поп-звезд. Если журналист честен, он не должен скрываться под псевдонимом. Она безответно нападает на того, кто ее не устраивает. Новый псевдоним она придумала для большей пестроты: «сирота Фенечка Обломова…»
— Мы слышали, что вы ей уже угрожали?
— Да нет…
Я сейчас пытаюсь претворить свою угрозу в жизнь…
— Она написала, что «Янг Ганз» — жалкий плагиат «Ганз энд Роузез»?
— Их ничего не связывает, может быть, имидж, название, «прикид»? Это хиппи, будь они в Копенгагене, Лондоне, Париже или Жмеринке… Хиппи они и в Америке хиппи — самое главное в музыке «Янг Ганз» их настоящий имидж.
Я стал довольно известным человеком, и многие, может быть, завидуют: у кого что-то не получилось в шоу-бизнесе.
— В последнее время шоу бизнес приобретает все более криминальную окраску. С чем это связано? История с «Комбинацией»…
— Я думаю, что в факте убийства Шишинина больше ищут сенсационности, а не обстоятельства, которые имели место. Я ничего не знаю об этом и не могу комментировать. Шишинин был слишком мелкий человек, чтобы из-за него разыгрались трагические события. Мы живем во время правового беспредела, когда страной управляют люди с криминальным прошлым.
— Кто ваша жена?
— Это первый мой брак. У нас родился ребенок. Михаил. Жене 25 лет. Леной зовут. Она рожала в Кремлевке.
— У вас есть любовницы, на которых намекает пресса?
— Было опубликовано несколько фотографий с Ликой Стар… Мало ли с кем меня жизнь сводит. Чем больше слухов, тем больше рекламы.
— Кто сейчас номер один в шоу-бизнесе из продюсеров?
— Если говорить откровенно, той работой, которой я занимаюсь, серьезно занимаемся только я и Бари Алибасов.
— А вы не боитесь, что когда полностью откроется «железный занавес», сюда ломанутся англичане, немцы, американцы и просто «сожрут» вас своими деньгами?
— По сравнению с их деньгами мы нищие. Там счет идет на миллиарды долларов, а мы оперируем суммами несколько сот миллионов рублей. Рыночные отношения есть рыночные отношения. Кто богаче, тот и управляет. Я думаю, что у нас будет возможность доказать, что мы не зря участвовали в становлении советского шоу-бизнеса.
— Какая у вас зарплата?
— Это трудно определить, потому что ее трудно сосчитать.
— А квартира?
— Четырехкомнатная…
— А машина?
— «Вольво-870».
…Которую, как недавно написала пресса, на днях угнали в лес и сожгли?
Григорий РЕЗАНОВ, Татьяна ХОРОШИЛОВА.
Фото Е. УСПЕНСКОГО.