Мало какая группа в стране (разве что «ДДТ» или «Кино») может соперничать по популярности с московско-ленинградским альянсом, который возглавляет Константин Кинчев. «Алиса» уверенно движется вперед, и, хотя может показаться, что сейчас она как бы отходит на второй план, это лишь своеобразный «оптический обман». Группа имеет феноменальное количество поклонников по всему Союзу и думается, что третий ее диск «Шестой лесничий», выпущенный фирмой «Мелодия», только увеличит их ряды.
Истоки «Алисы» берут свое начало сразу в двух городах — в Москве и в Ленинграде. Константин Кинчев (настоящая фамилия Панфилов) в начале этого десятилетия переиграл в нескольких малоизвестных московских рок-коллективах, самым заметным из которых была группа «Зона отдыха». Позднее, когда лидер «Мастера» Андрей Большаков набирал состав своего проекта «Зигзаг», Кинчев был одним из самых горячих кандидатов, но, к счастью для любителей «Алисы», событие не состоялось.
Так в 1985 году вокалист оказался в Ленинграде, где всего за одну ночь в домашней студии и был записан первый альбом Кинчева — «Нервная ночь». Ночь действительно была необычно нервной и при записи певцу помогали музыканты «Секрета» и «Алисы». Музыка Кинчева того периода представляла из себя странный симбиоз «Аквариума» и «Зоопарка», причем в каждой из песен прототип легко угадывался. Но, кроме этого, в его песнях было и что-то свое, что выгодно отличало их от песен отечественных рок-кумиров.
Сама по себе «Алиса» существовала в ленинградском рок-клубе с апреля 1983 года и была создана из осколков «Хрустального шара» и «Демокритова колодца». Почти два года группа проработала без особого успеха, ориентируясь в основном на традиционный хард-рок.
С приходом Кинчева ситуация резко изменилась. Наметился явный поворот к жесткой новой волне, что было на тот момент творческим кредо Кинчева, хотя элементы хард-рока все-таки были сохранены. Первая же программа, подготовленная группой, произвела настоящий фурор на очередном фестивале рок-клуба. Тогда «Алиса» работала в составе: Константин Кинчев — вокал, Святослав Задерий — бас, вокал, Андрей Шаталин — гитара, Павел Кондратенко — клавишные и Михаил Нефедов — ударные.
Еще до того, как в 1986 году группа записала свой первый магнитофонный альбом, песни «Мое поколение» и «Мы вместе» разошлись по стране в концертной записи с фестиваля. Благодаря усилиям звукорежиссера Андрея Тропилло (ныне директора Ленинградской студии грамзаписи) этот альбом вышел пластинкой, правда, со значительным опозданием.
Выпуск второго альбома «Алисы» — «Блока Ада» совпал с пиком популярности группы. С. Задерий покинул состав и на его место был взят бас-гитарист Петр Самойлов. Музыка нового альбома радикально отличалась от предыдущей работы. От рэпа и новой волны не осталось и следа. Песни балладного плана перемежались энергичными хард-роковыми рифмами, что сами музыканты объясняли, как возврат к рок-н-ролловым корням.
«Блок Ада» по достоинству можно назвать лучшим рок-альбомом 1987 года. К сожалению, длительные поездки не способствовали сплочению коллектива. В результате внутренних разногласий «Алису» оставили Кондратенко и Шаталин. На их место Константин Кинчев пригласил двух московских музыкантов: клавишника Владимира Осинского и гитариста Игоря Чумичкина, игравшего прежде в «металлическом» составе «99%».
Справедливо было бы ожидать ужесточения стилистики группы, но, верный своим традициям, Кинчев опять обманул все ожидания. Альбом «Шестой лесничий», который группа начала записывать на «Мелодии» в конце лета, показал совершенно иную «Алису», нежели мы привыкли видеть и слышать. От хард-рокового напора не осталось ничего, но внутреннее напряжение, свойственное всем работам группы, сохранилось.
В пластинку вошли два старых номера и если не брать их в расчет, то «Шестой лесничий» — это своеобразные философские размышления Константина Кинчева об окружающем его мире, но без ориентации на определенные явления. Умение охватить всю ситуацию сразу, без излишней конкретики всегда было свойственно Кинчеву и на новой пластинке, мне кажется, он превзошел самого себя. В который раз можно убедиться, что в его лице мы имеем не только лидера известной группы, прекрасного певца и шоумена, но и одаренного поэта, чьи тексты с не меньшим удовольствием можно читать и без музыкального сопровождения.