И если она перестает кокетничать, что вполне естественно при разговоре с женским полом, то становится серьезной, даже грустной, задумчивой.
— Как вы решились в 82-м году приехать в Москву из глухой провинции? Это авантюризм?
— Конечно, доля авантюризма была, хотя бы потому, что родители меня не отпускали. Но — знаете — я ценю величайших авантюристов века. А потом у меня была вера в себя. Я знала с самого детства, что должна быть артисткой. Сразу по приезде я пробовала поступать — меня не приняли. Потом я уехала. Вернулась опять. Познакомилась с Женей Хавтаном. И — пошло, пошло «Браво», с 83-го года.
«…На сцену буквально вылетела девица в замшевой мини юбке и кожаной куртке явно с чужого плеча. В первую секунду я ее пожалел: носатая Барбара Стрейзанд выглядела бы рядом с ней, как куколка Барби. В следующую секунду гадкий утенок предстал абсолютно восхитительным созданием. Она пела самозабвенно и плясала так, будто ее год держали взаперти, ее глаза сияли счастьем… Публика встала на уши — было от чего сходить с ума… Девочка блистала, затмевая все вокруг, и ее удивительная личность — смесь примадонны и хулиганки — трансформировала непритязательные веселые твисты во что-то более глубокое к трогательное.»
Артем Троицкий, автор книги «Рок в СССР», блистательно описал первое пришествие Жанны — пардон, тогда она называла себя Ивоной Андерс — на московскую сцену. Сейчас она называет себя Жанна Агузарова.
— Что означает фамилия Агузарова?
— Ну, «агу» — это дети говорят, а «зарова» — это с солнцем связано. Это такая псевдоподача фамилии, символическая, шутливая. конечно. Вообще это нормальная, хорошая фамилия. Вначале она мне не нравилась, сейчас, в общем, ничего. Симпатичная.
— Сколько вам лет?
— Двадцать пять.
В марте 84-го года состоялся теледебют «Браво» в ленинградской дискотеке «Невские звезды» (песня «Белый день»). А по возвращении в Москву девочку, как бы это выразиться помягче, пригласили в одну серьезную контору — открылась сейчас уже сто раз перепетая история о подделке то ли паспорта, то ли удостоверения на имя заграничной гражданки Ивоны Андерс. Незадолго до этого случились неприятности у всего «Браво» — по модному тогда обвинению я распространении каких-то там нелегальных билетов. Группа замолчала на полтора года — Жанну выслали из Москвы.
Вернулась она самую малость притихшая, но когда концерты группы возобновились, на сцене порхал прежний сгусток счастья, ликования, «брызг шампанского», эпатажа. В хоре всеобщих восторгов сварливым скрипом прозвучало пожелание «самиздатовского» «Урлайта»: «Счастливого пути тебе, кораблик по имени «Браво», по крутым волнам коммерции!»
И кораблик поплыл. Сначала его прибило в Московскую рок-лабораторию (по осени 1985 года). Потом — в Московскую филармонию. Потом он едва не заглянул в гавань по имени «Юрмала-88», но вовремя сменил курс на Скандинавию.
— Дело а том, что мне хотелось попробовать свои силы на таком престижном конкурсе. Песню мне отдала Алла Борисовна Пугачева. Но в «Юрмале» я выступала бы одна, а за границу мог поехать весь ансамбль.
— Если бы не Алла Борисовна, ваша нынешняя судьба была бы другой?
— Она молодец, конечно же. Она очень много сделала для того, чтобы мы «вышли на поверхность». Но мы тоже сами не плошали.
Очень много примеров, когда кому-то помогают. Но человек оказывается слаб и дальше как то не в состоянии… у меня такое ощущение, что если бы она даже и не помогла…
— …Вы бы пробились наверх?
— Думаю, что да. Хотя как об этом думать? Судьба по-своему распорядилась. Видимо, всегда необходимы люди, которые помогают на каком-то этапе. Я их вспоминаю с большим уважением и благодарностью.
— А вы верите в судьбу?
— Ну… так конкретно я бы не сказала. Но наверняка что-то есть. В общем, в свою судьбу я верю.
Творческие разногласия в группе «Браво»… Евгений Хавтан не принял концепцию, предложенную Жанной. Жанна Агузарова сманила имидж…
— С группой «Браво» я была пять лет. (Она вздыхает). И переживала, и «болела», и все вместе… Моя нынешняя группа не имеет названия — это слишком обязывает. А имидж? Он называется Жанна Агузарова. А там внутри происходят такие изменения… Причем каждый день. Сегодня я в веночке, завтра выйду в металлическом шлеме, послезавтра еще что-то захочу. Это все будет естественно и оправданно, потому что музыка и слова позволяют это делать.
— Вы по-прежнему сама придумываете свои костюмы, грим, прическу?
— Да.
— Сколько стоит косметика Жанны Агузаровой?
— Ой, вы знаете, я даже как-то в этих вопросах… наверное, какие-то деньги…
— Хорошо, а где вы все это достаете?
— А есть ведь специальные какие-то места, это, например, где собираются какие-то спекулянты, видимо… (но тут ей надоедает дурачиться). Вообще я из-за границы привожу очень много. То есть на это уходит почти весь гонорар.
Наконец-то повеяло прежней Жанной. Как славно и весело было читать ее интервью, в которых она с увлечением «вкручивала» журналистам несусветную чепуху, прикидывалась полнейшей дурочкой, взбалмошной девчонкой, особенно когда чувствовала, что ее спрашивают люди несведущие. Сейчас в словах Жанны «стебкового» элемента, кажется, поубавилось. И если она перестает кокетничать, что вполне естественно при разговоре с женским попом, то становится серьезной, даже грустной, задумчивой. С отдельными всплесками былого разгула.
— У вас есть мечта?
— Вчера я какую-то мечту придумала… И забыла. Сейчас вспомню. Просто я о мечте думала… (Ее нежный голос становится совершенно возвышенным). Моя мечта… сейчас… а! Вот, вспомнила! Познакомиться с Каспаровым (раздается дружный заливистый хохот).
— Интересует ли вас классика?
— Да, очень. Мне очень нравятся Шостакович, Рахманинов, Скрябин.
— Как вас принимают за границей?
— Я боюсь обидеть нашу публику, сказав, что за границей принимают лучше. Понимаете, они более раскрепощены. Если я говорю о поцелуях, они могут совершенно спокойно начать целоваться друг с другом. Их можно понять — жизнь у них чуть-чуть получше, чем у нас. Впрочем, я не хотела бы говорить, что задача моей музыки — заставить всех повально целоваться. Я просто говорю о свободе поведения людей, об их проявлении любви друг к другу и хорошего отношения.
— Какие качества важны для женщины па сцене?
— Доброта, красота, способность, талант, хотя он встречается реже, чувство собственного достоинства. Вообще перечислять можно долго.
— Что важнее всего женщине в жизни?
— Важнее всего? Ой, вот этот вопрос — он настолько меня мучит. Вы знаете, я пока не могу дать вам — и себе тоже — ответа на него.
— Но вы счастливы?
— Да, конечно.
— У вас есть в нынешней программе любимая песня?
— Они вое любимые. Впрочем, самая любимая — «Звезда».
— Вы работаете без фонограммы?
— Да, «вживую» — я от этого получаю большое удовольствие.
— А кто авторы песен?
— Мне помогал поэт Александр Алейник, последняя песня — «Не упрекай» — написана Валерием Зуйковым, в большинстве песни мои. Аранжировки мои.
— Вы очень устаете на сцене при такой самозабвенной работе и полной отдаче?
— Когда пою, не замечаю. Просто иногда коридор, по которому возвращаешься в гримерку, кажется таким длинным… А самое тяжелое для меня, наверное, будет то, если я умру на сцене.
— Вы занимаетесь специально сценодвижением, следите за формой? Как насчет здорового образа жизни?
— Специально — нет. Вот курить никак не брошу.
— А какие дальнейшие планы?
— Есть несколько песен, которые уже зарождаются, одна или две. Вернусь домой и запишу. Вообще меня в жизни интересуют многие вещи, планы совершенно грандиозные, их много. Лучше я воздержусь от комментариев и рассказов на эту тему. Вы сами, может быть, увидите.
— По последнему паспорту вы подданная какой страны?
— Ну… теперь уже Советской.
— А прописка московская?
— Да, и прописка, и записка, и гражданка, и господин, и госпожа земного шара, и так далее. Много всяких моментов. И паспорт у меня есть, и не один. (И она хохотнула, поставив в разговоре точку).
Светлана КУКИНА.
Фото Виктора Майорова.