Летят «Ракеты», поют сонеты

Александр Ф. Скляр (крайний слева) устал сидеть в жюри «Поколения-95» и вышел на сцену вместе с группой I.F.K.
Александр Ф. Скляр (крайний слева) устал сидеть в жюри «Поколения-95» и вышел на сцену вместе с группой I.F.K.

Декабрь был хорошим месяцем для альтернативной музыки в России. И два фестиваля, состоявшиеся с перерывом в неделю, — тому подтверждение.

Арт-видео фестиваль “Экзотика” уже проводился в Ижевске, Кенигсберге, Сочи. Теперь вот добрался до Санкт-Петербурга. Организационный костяк — ассоциация «Экзотика» (многие, наверное, помнят одноименную телепередачу — ныне фактически прикрытую). Главная цель — дать выход на более-менее широкую публику талантам, работающим в разных жанрах некоммерческого видеоискусства. Конкурс проходит по трем категориям: фильм, клип, видеоарт. Условия участия — самые демократичные: к конкурсу допускаются все представленные работы. Отсюда — главная сложность в работе жюри: приходится отсматривать массу материала, который вряд ли прошел бы отборочный тур. Но немало и по-настоящему достойных работ. По крайней мере претендентов на награды гораздо больше, чем призовых мест.

Гран-при в категории видеоклипов получила работа режиссеров Сечинова, Воробьева и Лациса на песню «Кудрявая» в исполнении группы «Ва-Банкъ». На первом месте оказался клип на песню Бориса Гребенщикова «Никита Рязанский» (реж. Хаттин). на втором группа «Н.О.М.» с клипом “Укрблюз” (реж. Ларионов), на третьем — финский режиссер Мико Таанила с клипом Surrounding на композицию группы Circle (фестиваль “Экзотика”, между прочим, международный).

В категориях “фильм” и “видеоарт” победили соответственно Евгении Кондратьев из Санкт-Петербурга и его земляк Игорь Кирилец.

Устоявшаяся традиция “Экзотики»: днем жюри смотрит конкурсные работы, вечером — культурная программа. Питерская рок-общественность отнеслась к этому с небывалым энтузиазмом, в клубе «Гора» собрались едва ли не лучшие силы: «АВИА», «Странные игры», «Н.О.М.», «Улицы», «Два самолета», «Tequilajazzz», «Колибри»… Добавьте сюда депутацию московских исполнителей («Мягкие звери», «Медуза 7», DSK) и вы получите состав участников, который редко кому удается собрать вместе в рамках одного фестиваля.

Хольгер Шукай
Хольгер Шукай

Но, как это уже бывало и в прежние годы, едва ли не главным номером культурной программы «Экзотики» вновь стал зарубежный гость. На этот раз был приглашен человек совершенно выдающийся — основатель легендарной немецкой группы CAN Хольгер Шукай (на снимке). О его роли в истории современной музыки сказано уже достаточно. Мы лишь добавим, что и сегодня этот, мягко говоря, немолодой музыкант демонстрирует редкую изобретательность в сочетании с отменным чувством юмора. Его выступления — это не концерты в полном смысле этого слова: Хольгер демонстрирует на экране свои видеоработы (естественно, на свою же музыку) и комментирует показанное. Но, поверьте, в итоге получается самое настоящее захватывающее шоу. После «Экзотики» Хольгер Шукай выступал еще и в Москве и сумел убедиться, как много у него здесь поклонников. В том числе и среди молодежи, которая не ленится изучать классику современного рока.

* * *

Об итогах состоявшегося в Москве фестиваля «Поколение-95» наша газета уже писала. Но вот что особенно важно отметить, так этот то, что в нынешнем году состав участников сильно «потяжелел».

Более того, именно группы тяжелой направленности (Tequilajazzz, I.F.K., «НЭП») звучали наиболее свежо и интересно (по поводу Tequilajazzz жюри продемонстрировало редкое единодушие).

Из того, что полете, конечно, в первую очередь обратила на себя внимание «Ракета». Эту группу хорошо знают любители техно-музыки, но на этот раз Алексей Соловьев (именующий себя со сцены не иначе как «композитор Соловьев») вновь блеснул характерным для него чувством юмора: сочинил музыку на сонет Шекспира, смешал камерный оркестр с техно-ритмами и выставил на сцену прекрасную вокалистку Людмилу Хлопову — в вечернем платье, но босую.

К нынешнему фестивалю, проводимому «Арт-пикчерз групп», и у самих музыкантов и у зрителей были претензии по организационной части. Но все поддается совершенствованию. Единственная серьезная проблема заключается в названии фестиваля. Вернее, в несоответствии ему изрядного количества конкурсантов: многие из них продемонстрировали музыку не только не нынешнего, но даже и не прошлого поколения. Но тут уж сами решайте, винить ли в этом организаторов. Они отбирают из тех, кто прислал на конкурс свои заявки. И, кстати, итоги нынешнего конкурса показывают, что от победы не застрахован никто из самых что ни на есть альтернативных музыкантов. Так что, господа таланты, побольше активности. А то сидите, сложа руки, а потом злорадствуете, что не вас по телевизору показывают.

Леонид ЗАХАРОВ

Просмотр


Обсуждение