Советское шоу для детей и подростков «До 16 и старше»

Как говорить с подростками на их языке? Ответ на этот вопрос не найден до сих пор. Но попытки были. Одной из удач советского ТВ стала программа «До 16 и старше».

В СССР «не было» не только секса, но и подростковых банд, и подпольных рок-концертов, и увешанных фенечками длинноволосых хиппи, и детского алкоголизма… Много чего официально «не было». Но все понимали: как ни скрывай проблему, рано или поздно нарыв прорвется, поэтому о таких темах нужно говорить, причем на языке, понятном молодежи. И нашлись журналисты, создавший самый смелый для того времени проект.

В КАДРЕ И ЗА КАДРОМ

Подросток бежит по взлетной полосе, и зритель понимает: у парня большое будущее, он свободен в выборе линии жизни. А фоном звучит мелодия Александры Пахмутовой «Ритмы времени». Этот ролик стал заставкой к телепередаче «До 16 и старше». Впервые она вышла в эфире ЦТ 18 октября 1983 года.

Целевая аудитория определялась уже по названию. Программы для молодежи существовали и ранее. Главная редакция программ для молодежи выпускала передачи «Мы строим БАМ», «Адреса молодых», «А ну-ка, девушки!», «Что? Где? Когда?», «КВН». Но все они были либо откровенно пропагандистские, либо развлекательные. Трудовые подвиги, патриотическое воспитание, музыкальные и юмористические конкурсы — вот и вся тематика. О проблемах в школе, о первой любви иногда рассказывали фильмы, но их было мало: «Вам и не снилось…», «Доживем до понедельника», «Ключ без права передачи». А проблемы были. И вот пришло время о них рассказать. Поначалу аккуратно, с осторожностью поднимая завесу, но со временем выпуски «До 16 и старше» стали смелее и, как следствие, интереснее.

НАСТОЯЩИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ

Сюжеты были разные. Например, один из выпусков программы посвятили ученику сельской школы, которого довели до самоубийства. После рассказа об этой трагической истории в редакцию пошли письма со всей страны. В частности, школьники из Узбекистана жаловались, что вместо уроков два месяца в учебном году вынуждены часами на жаре собирать хлопок. Они, конечно, рады помочь стране, но у всего есть разумные границы. В результате журналистского расследования всплыли неприглядные факты: детей использовали в прямом смысле как рабов. В итоге чиновников наказали.

Большой интерес тогда вызывала жизнь за рубежом: железный занавес только-только начал приподниматься. В «До 16 и старше» регулярно выходили сюжеты, посвященные визитам в СССР школьников из США и Канады. В 1986-1987 годах казалось, что зарождающаяся дружба будет вечной. Они такие же, как мы, — таков был общий посыл сюжетов.

Пусть осторожно, но затрагивались и вопросы нашей политики. Так, в марте 1987-го в эфир вышла беседа с воином-афганцем. Все, конечно знали, что наши солдаты выполняют в этой стране интернациональный долг, но говорить об этом с экрана было достаточно смело.

Появлялись интервью с деятелями искусств, которые не вписывались в общий формат. В ноябре 1985-го журналисты передачи беседовали с актером Валерием Приемыховым — о фильме «Пацаны», о том, как надо снимать кино о подростках и для подростков, о режиссере картины Динаре Асановой, которой не стало за полгода до эфира. Были и встречи с зарубежными кинематографистами. Например, в 1990-м вышло интервью с американцем Норманом Джуисоном, режиссером фильма «Иисус Христос — суперзвезда». Невозможно себе представить, чтобы на главном канале Союза рассказывали об одиозной рок-опере, однако в «детской» передаче вольности дозволялись.

Были и простые сюжеты. Например, о том, как ученики одной из московских школ планировали создать у себя культурный центр с дискотекой, кинозалом и кафе. Для самих ребят это было невероятно важно, да и тема школьного самоуправления в 1986 году стала актуальной.

Были и острые материалы, ради которых корреспондентам приходилось выезжать «в ночное»: в подворотнях и темных переулках, на вокзалах и в отделениях милиции они искали своих героев.

Супонев и Галустьян - кумиры целого поколения 90-х
Супонев и Галустьян — кумиры целого поколения 90-х

В апреле 1991 года показали сюжет, посвященный гопникам: ребятам, из пригородов, приезжавших грабить юных москвичей. Самое трудное было убедить «героев» говорить на камеру. И они рассказывали, как выбирают жертву, как «обменивают» свои вещи на фирменные. Сегодня в этих репортажах удивляет, насколько правильной была речь не самых культурных ребят. Поколение ЕГЭ и TikTok не умеет строить сложносочиненные предложения без использования ненормативной лексики, а у тогдашних гопников это получалось. Говорили и о рокерах (так тогда называли не рок-музыкантов, а любителей погонять на мотоциклах). Любую проблему старались освещать разносторонне: беседовали с самими «хулиганами», с сотрудниками милиции, педагогами и пытались найти решение.

Искали и новые формы. Так, уже в выпусках 1984 года появлялись не «причесанные» репортажи, а мини-интервью, которые корреспонденты брали прямо на улицах Москвы. Формат ток-шоу тоже обкатывали в «До 16 и старше»: подростки, собравшиеся в студии, могли наравне с ведущим задавать вопросы гостям передачи. Порой рубрики передачи выходили за рамки и становились самостоятельными проектами. Так на ТВ появились музыкальные «Джэм» и «Рок-урок», посвященная бизнесу развлекательно-экономическая программа «РЭП», отвечающий на вопросы «про это» «Тет-а-тет» и другие. Какие-то становились более рейтинговыми, какие-то менее, но позднее все они вернулись в «До 16 и старше».

И МУЗЫКА, МУЗЫКА, МУЗЫКА

В «До 16 и старше» регулярно появлялись музыканты, считавшиеся для ЦТ неформатом. Например, в 1988-м, сразу после премьеры фильма «Игла» вышло интервью с Виктором Цоем, где он рассказывал, почему группа называется «Кино», и делился планами дальнейших съемок в кино.

Виктора Цоя пригласили после фильма «Игла» (1988)
Виктора Цоя пригласили после фильма «Игла» (1988)

Говорил, актером быть не хочет, если и появится на экране, то только как музыкант. Встречи проводили не только со звездами, но и с начинающими артистами, которые впоследствии покорили сцену. Так, первые телеинтервью давали тогда еще мало известные Земфира и группа «Король и Шут».

Были и коммерческие эфиры, хотя это не афишировалось. Николай Коровин, который пришел в редакцию в 1986-м, позднее раскрыл некоторые секреты. Оклад у младшего редактора был 80 рублей, старшего — 150, спецкора -180 плюс гонорары: за каждую передачу 100-120 рублей. Это официально, однако «ежедневно в редакцию приходили продюсеры различных Стелл, Стрел, Каролин, Магдолин и либо предлагали снять клип, либо вставить в эфир программы уже готовый. Расценки у нас были божеские. В Останкино драли нещадно, у нас же поставить клипчик — стоило 500 целковых, произвести — 1000». Для конца 80-х это целое состояние! Часто ведущие ездили в командировки не только по ближайшему Подмосковью.

К примеру, Сергей Супонев и Георгий Галустьян благодаря съемкам в 1991 году побывали в Японии.

Но времена менялись. Телевидение сдавало позиции, появлялся Интернет, где можно было и почерпнуть информацию о звездах, и пообщаться на животрепещущие темы в чатах. Рейтинги падали, и 28 июля 2001 года состоялся последний эфир. Передаче как раз исполнилось 18 лет. «Мы стали совершеннолетними, пора взрослеть», — грустно шутили редакторы.

Нелли ШАЛЕВИЧ

Просмотр


Обсуждение