Не роком единым жив человек — гласит старая народная мудрость. Но сейчас, когда все у нас в дефиците, голодная и немытая молодежь все чаще обращается к нему как к единственному продукту в нашей стране, производство которого идет с перевыполнением плана. Стройными рядами, не обращая внимания на рост стоимости жизни и билетов, народ все чаще и чаще ходит на стадионы и в Дома культуры, любезно предоставляющие рок-музыке немного места на своих подмостках.
Так было и в этот раз, когда фестиваль «Открытие сезона», организованный Владивостокским рок-клубом, прошел во Дворце культуры имени Ленина. День этот, 26 октября, как сейчас помню, было довольно пасмурный. Как всегда, перед входом в зал возникла небольшая давка, умело организованная контролерами, но все в конце концов кончилось благополучно, и жующий, болтающий, над чем-то хохочущий народ наконец расселся в предвкушении хорошо попрыгать под забойную группу.
Но не тут-то было. Первым блоком в программе шла музыка изощренная, по-своему виртуозная и заумная. И если «Извне» (бывшая «Третья стража»), открывшая программу фестиваля, и «Резонанс» вызвали лишь прилив искреннего уважения своей музыкой, то «Воскресная площадка» как-то сразу, с первых звуков саксофона Алексея Болткова, въехала в душу. Пространство будто сместилось… Кажется, все выступление «ВП» прошло на одном дыхании, и когда они кончили, почему-то стало грустно.
Следующие два коллектива—«Листья травы» и «Республика» (хоть ведущий изрядно потрудился, их нахваливая) — прошли как-то мимо. Может, потому, что я не слишком люблю это немного эстрадное направление.
Упавшее было настроение поднял «Седьмой прохожий». Это еще одна ветвь развалившейся «Третьей стражи». Невысокий худенький вокалист что-то пел красивым фальцетом (кто о чем поет — на протяжении всего фестиваля оставалось загадкой) на фоне довольно забойной музыки, извлекаемой остальной командой из разнообразных инструментов, среди которых был даже баян, правда, электронный.
Пока пел «Седьмой прохожий», стал интенсивно прибывать народ. Все выяснилось после объявления следующей группы — «Рваные вены». На сцену вступал панк. Тут было все: и политика, и «жисть», и даже критика отечественного образования («средняя школа для средних мозгов»). Все работало на образ: нарочито грязный речитатив (в духе «Секс пистолз» — как сообщил ведущий) и монотонный инструментальный фон, безопасная бритва в ухе и даже расстегнутая ширинка вокалиста «РВ». Поклонники, удобно расположившиеся на полу в ожидании «Кобы», лениво тащились.
И вот — «Коба». В первый раз мне удалось увидеть их панк-шоу этой весной на «Рок-параде». Тех впечатлений было вполне достаточно, чтобы я, опасаясь за фотоаппаратуру, поспешно ретировался с площадки перед сценой. Кунцевич был снова страшен и великолепен, заряжая толпу каким-то особым единством. Это был последний концерт «Кобы» во Владивостоке, и ребята постарались на славу, доведя зрителей до полусумасшедшего состояния. Наконец, все кончилось, и, признаюсь, я вздохнул с облегчением.
Да, я совсем забыл о бардах. Их было четверо: Роман Девальковокий, спевший несколько своих зарисовок на злобу дня; молодой паренек потрепанной наружности — продолжатель традиций панк-рока; «очень простая группа» Андрея Варфоломеева и неизвестно откуда взявшийся Виктор Шелепчук, прочитавший под барабан несколько своих перестроечных стихотворений, весьма интересных как по форме, так и по содержанию.
За Шелепчуком на сцену выкатил «Астероид В-612» — группа, как сказал ведущий, ищущая. На этот раз они нашли для себя рэггей, и снова («спасибо» звукорежиссеру) — не понять ни слова. Стрелка перевалила за полночь, и нужно было торопиться на последний трамвай. Так и не познав металла, а его представители «ЧВМ» и «Неон» были на афише фестиваля, а вместе с отходящей толпой оказался на улице. Все так же хмурилось небо, накрапывал небольшой дождик. В окружающем мире ровным счетом ничего не изменилось. Может, в следующий раз?
О. ЛЫСЕНКО,
студент математического факультета.
НА СЦЕНЕ — «Коба»! Что творилось в зале!
Фото Г. ТАРАСЕНКО