Настя Полева: «Верую в разум»

Где-то за стеной — на сцене — гремит музыка. Праздничная дискотека в разгаре. Напротив сидит светловолосая хрупкая девушка — Настя Полева. Первое, что меня поразило — ее спокойный тихий голос. Сильно контрастировал он с тем, что слышал на концерте, — сильным, почти с надрывом.

Женщина — это загадка, а женщина в рок-культуре — таинственный иероглиф…

Тонкое чутье музыканта Егора Белкина, который теперь в роли продюсера предугадывает направление ветра. Сильные тексты Ильи Кормильцева, прекрасная музыка Насти, аранжированная Александром Пантыкиным — это ступень к славе. Сила, которая движет все это, — обаяние и работоспособность солистки. Лучше предоставим слово ей самой.

— Мое знакомство с рок-культурой началось с «Битлз». В далеком-далеком детстве любила слушать разную музыку. Тогда-то их и услышала. Затем был огромный провал. Возобновила просвещение только в архитектурно-строительном институте. Наш вуз был поразительно музыкальный.

— Такое впечатление, что у вас готовят скорее музыкантов, чем архитекторов…

— Ты не далек от истины. В нашей «альма-матер» училось много ребят, которые вместо чертежных инструментов взяли в руки гитару или какой-нибудь другой музыкальный инструмент.

— А твои музыкальные пристрастия?

— Мне вообще-то интересны совершенно разные команды, исполнители. У талантливого человека музыка не похожа на его предшественников, хотя в какой-то мере и построена на традициях, выработанных до него. Поэтому я слушаю разное — и по стилям, и по направлениям. Фольклор, джаз, рок, классику.

— Как произошло твое знакомство с отечественным роком?

— Свердловск — город небольшой. Всего миллион жителей. Считается даже периферийным. У нас не было такого большого рок-движения, как в Москве или Ленинграде. Что-то появилось только в начале 80-х годов. Я все это видела, слышала, была знакома со многими музыкантами.

— Как к вам относились официальные власти?

— Ой, после 1986 года очень хорошо.

— Какие отношения с комсомолом?

— Нормальные. Союз предоставил нам помещение для рок-клуба. Есть библиотека, фоно- и видеотека. Но условий для работы музыкантов нет. Нет зала для репетиций, нормального аппарата. Есть какая-то «Вермона», но на ней даже школьники не играют. А вообще живем хорошо…

— Ну, наверное, аппарат стоит у каждого музыканта дома?

— Да, есть небольшой для репетиций, и то не у всех. Для записи или для выступления собираем «с миру по нитке». Позволить себе иметь аппарат — дорогое удовольствие.

— Как же вы выходите из положения?

— Есть кооперативы, которые предоставляют нам аппаратуру. Тем и перебиваемся.

— Поговаривали о том, что ваша группа студийная.

Студийной наша группа была поневоле. Запись альбома, в традициях свердловской рок-культуры, происходит на дружеских началах. В нашем городе сильна взаимопомощь между музыкантами… В изготовлении нашего альбома «Тацу» («Дракон» — в переводе с корейского. — А. С.) принимали участие многие известные рокмэны: Александр Пантыкин и Алексей Хоменко (клавиши), Егор Белкин (гитара), Владимир Назимов (барабаны), Владислав Шавкунов (бас), Алексей Могилевский (саксофон). Играть живьем мы не могли — у каждого из музыкантов своя команда. А «свободных» хороших музыкантов днем с огнем не сыскать.

— Но все-таки сейчас мы вашу группу созерцаем воочию.

— Нынешняя команда существует менее года… Мы только узнаем друг друга. Возможно, в будущем состав изменится. Ребята новые, никому не известные. Но все они — профессионалы, все закончили музыкальные училища. Все, кроме меня.

— Это не мешает тебе писать музыку?

— Я сама выучилась играть на фортепьяно. А отсутствие образования, с одной стороны, не втискивает в прокрустово ложе канонов. А с другой, оно бы не мешало. Отсутствие школы — признак неполноценности.

— Дэйв Стюарт, английский рок-музыкант и продюсер Бориса Гребенщикова, сказал: «Я был ошеломлен, познакомившись с песнями Бориса, поскольку неожиданно услышал в них интонации старой английской народной музыки, о которой давно забыли. Фактически он вернул мне мои собственные корни». Что ты на это скажешь?

— Как мы можем использовать огромное богатство нашей страны, когда не знаем свою культуру? Я говорю о подлинной, а не о суррогате. Ведь многое было варварски уничтожено. Не мудрено, что мы знаем западную культуру лучше, чем свою.

— Выберемся ли мы из этого прорыва?

— Не знаю. Хочется верить, что да.

ДИСКОГРАФИЯ ГРУППЫ «НАСТЯ»: «Тацу» (1987), «Ноа-Ноа» (1989).

Интервью провел А. СКВОРЦОВ
(«Ленинская смена»).

В ЧУЖОМ ЛИЦЕ

В чужом лице хранится жизнь иная.
В чужих глазах стоят наоборот
Труба большая, осень золотая
И маленький искрящий самолет…

В чужом лице иная страсть и сила.
Заря иная утром занялась
И люлька каждая, и каждая могила
По-своему в глазах отозвалась.

В чужом лице снега иные тают,
И в колокол неведомый звонят.
Там все, что нужно, льется и летает
Там нету малого — в нем нет меня…

В чужом лице, я знаю, не случайно
Предпринята такая тишина
В чужом лице упрятанная тайна
Не может быть отчетливо видна.

И если я постичь ее пытаюсь,
Мои попытки все обречены.
Я каждый раз с размаху ударяюсь
О резкий поворот чужой спины…

В чужом лице, я знаю, я знаю,
В чужом лице иначе, иначе все,
иначе все…

Просмотр


Персоналии из статьи

Полева Настя

Обсуждение