Статьи «Диверсия» «хэви-метал» и «Извращение от рока», опубликованные в предыдущих выпусках «Камертона», выражали крайнюю степень неприятия «металлического рока» и не могли не вызвать столь же полемически заостренного отклика армии поклонников этого условно музыкального направления. Увесистая «металлическая» почта не страдала изощренностью аргументации, но поражала темпераментом и непоколебимой уверенностью в насущной необходимости «хэви-метал» для приморских подростков.
«Я решил принять бой», — пишет Игорь Химинкус из п. Врангель. Но если он, как и большинство других защитников «металла», дал себе труд хоть сколько-нибудь организовать свои «боевые порядки» (на восьми страницах), то ребята, проживающие по адресу «логово металлистов — мыс Чуркин», просто неграмотно ругались и корчили страшные рожи из-за забора с надписями «Акцепт», «Кисс» и другими, более нецензурными, обещая «разнести гнилую контору «Камертона». Неужели непонятно, что аргументы такого рода только подтверждают правоту противоположной точки зрения?
Общим для полученных нами в рамках дискуссии о «хэви-метал» писем было то, что меньше всего речь в них шла о музыке, и это неудивительно: рок всегда был шире (но не глубже!) музыки по средствам выражения и по направленности. Другое дело, что «металл», доведший до абсурда определенные тенденции «хард-рока», воспринимается большинством приморских «металлистов», не знающих английского и не видевших видеоклипов, исключительно на подсознательном, «животном» уровне.
Тем примечательнее письма, демонстрирующие некоторую глубину социального анализа, рассматривающие проблему в ее исторических связях. Игорь Б., железнодорожник из Артема, считает статью «Извращение от рока» не чем иным, как «организованным общественным мнением, печально известным фактором развития отечественного искусства». (Редакция пользуется случаем принести извинения Лидии Ивановне Сорока — методисту ЦБС профсоюзов, одному из авторов статьи «Извращениие от рока»: ее фамилия была опущена по техническим причинам. «Я не хотела бы ее (фамилию) скрывать и оставаться инкогнито еще и потому, что занимаюсь контрпропагандой в области рок-поп-музыки среди молодежи, и для меня очень важно, чтобы под статьей была и моя подпись», написала нам после той публикации Л. И. Сорока.)
Игорю Б. вторит С. Чеснов из Владивостока: «От этой статьи веет затхлым духом времен застоя, когда любое упоминание в советской печати о роке сопровождалось эпитетами «буржуазная культура», «хулиганство на сцене», «одурманивание молодежи», когда даже о «Битлз» писали как об «идеологической диверсии Запада»! Подобает ли вам, солидным людям, становиться в позу этаких держиморд, девиз которых «Держать и не пущать!?». А «любители рок-музыки из п. Славянка», которых так много, что фамилии они свои не сообщают из-за «нехватки места», пишут: «В свое время такие «воинствующие любители» России запрещали Есенина, Булгакова, травили Высоцкого». Это уж вы, товарищи, любители рока из Славянки, переборщили: насколько «Пенетрэйтор» Оззи Осборна выше «Адского шоссе» Эй-Си/Ди-Си или «Разрушителя» «Кисс», настолько настоящее искусство выше любых вершин «хэви-метал». И еще вы пишете: «Мы не верим, что вы способны опубликовать полярные суждения…» Именно для того, чтобы «вы» верили «нам», публикуются «полярные суждения», и вся система информации перестраивается для того, чтобы развеять годами усугублявшееся недоверие. Кстати, и фирма «Мелодия» выпускает долгоиграющие пластинки Ингви Мальмстина (замечательного, надо сказать, гитариста) и «Черного кофе» для того, в частности, чтобы не изощрялись отечественные «металломаны» в сарказмах, типа «давайте наденем лапти и будем водить хороводы под песню «Ой, мороз, мороз!» (С. Чеснов).
Действительно, трудно отказать в справедливости суждениям скромного любителя музыки из Владивостока с инициалами Н. М.: «Неужели же «Деф Лэппард» и «Джудас Прист» играют хуже, чем «Верасы» или там «Маки»? А какие великолепно построенные композиции, какая яркость и точность контрапункта, какие остроумные переходы и владение инструментом!» Не без гордости Н. М. сообщает, что ему уже 24 года: не пора ли уже открыть вышеупомянутые прелести в более тонкой музыке? Впрочем, какие наши годы, все еще впереди.
Нельзя не ответить на упреки, выраженные в письме группы моряков ВБТРФ. Они вопрошают, обращаясь к авторам статьи «Извращение от рока» и иже с ними: «Что вы лично сделали, чтобы подростки не слонялись где попало, где то, что могло бы конкурировать с ненавистной вам музыкой? Чем занимаются работники комитетов комсомола, кроме сборов взносов и организации субботников?». Именно работники комитетов комсомола помогли организовать владивостокский рок-клуб, множество концертов самодеятельных рок-групп, целый ряд рок-фестивалей, в том числе фестиваль металлического рока в Находке. А что вы сделали, уважаемые товарищи из ВБТРФ для того, чтобы «подростки не слонялись где попало»?
Не скроем, очень приятно было получить письмо от Романа Шлыкова, лидера владивостокской группы «Абстракцион», победившей в Находкинском рок-фестивале. Он пишет: «Я очень люблю «хэви-метал» потому, что я его понимаю», — любопытная мотивизация, и в то же время мудро признает: «Наши дети будут слушать другую музыку, а мы будем их ругать и заставлять слушать то, что нам нравится». Роман указывает на ряд положительных моментов в истории «металла» — группа «Уорриер» призывает к разоружению: «Уор Лок» разоблачает махинации шоу-бизнеса; Оззи Осборн выступил инициатором движения «Рок против наркотиков», которое уже поддержали Джин Симмонс и «Сэвэтэйдж», а «Джудас Прист» принял участие в фестивале «Лайв Эйдс», доход от которого переведен в пользу голодающих африканских детей — ну, совсем как звезды советской эстрады, переводящие некоторую часть гонораров в Фонд мира. Наше предложение: почему бы «Абстракциону» не поддержать кампанию «Рок эгэйнст драгз» (Рок против наркотиков) — честь и хвала такой музыке!
Несколько насторожило нас такое письмо (без подписи): «Я работаю на Дальзаводе, и все мои друзья — такие же рабочие, как я, — все мы слушаем только «хэви-метал». Это — музыка простых и честных людей, а те, кто имеет что-то против «металла» — просто «голубые» и снобы!» Эту же мысль развивает студент Артур К.: «Если не нравится вам этот стиль, никто вас не заставляет его слушать, есть, по-моему, классика и прочая дребедень, вот и слушайте!» И дальше: «Мода есть мода, и сторонники моды никогда и ни за что не откажутся от ее течения» (так в оригинале)! Словно бы полемизируя с Артуром, читатель С. Гурский из Спасска-Дальнего (этот город явно становится оплотом борьбы с «металлом» в Приморье)! пишет: «Хэви-метал» — просто очередная мода, и большая часть ее любителей не так давно слушала «Оттаван» и «Арабески». Это отчасти печально, но в этом и надежда на улучшение, ибо всякая мода преходяща».
Подытоживая «промежуточные» итоги дискуссии о металлическом роке, приведу сентенцию С. Чеснова: «Нет плохих и хороших стилей, есть хорошая и плохая музыка». Чем не девиз для продолжения дискуссии? Статья «Извращение от рока» вызвала очень бурную реакцию: что там еще выпадет в осадок?
А. КАРТАШОВ.