Руководящему комсомольскому работнику задали вопрос:
— Ваше отношение к року?
Он ответил:
— Это движение стало реальностью, от него не уйдешь…
Разговор состоялся на пресс-конференции, предшествующей открытию «Рок-панорамы-87».
Её учредителями стали Московский городской комитет ВЛКСМ, Главное управление культуры Мосгорисполкома, Московский городской совет профсоюзов, а также музыкальная общественность Москвы. Программа этого музыкального фестиваля была объемна и разнообразна. В течение недели на необычную, специально построенную для этой цели сцену на Малой спортивной арене в Лужниках вышли около пятидесяти рок-групп, как профессиональных, так и самодеятельных.
Наряду с лидерами советского рока («Круизом», «Черным кофе», «Рок-ателье») выступили группы малоизвестные; но уже проявившие себя: Все средства от продажи билетов и рекламной продукции поступили на счет № 707 Советского детского фонда имени В. И. Ленина.
«Рок-панораму-87» освещали почти триста советских и иностранных корреспондентов. На фестивале была аккредитована и челябинская журналистка Лидия САДЧИКОВА.
Сегодня мы печатаем ее заметки. Гонорар за эту публикацию автор также просит перечислить на счет № 707.
ЕСЛИ ЗА ОСНОВУ значения слова «панорама» брать дословный перевод с греческого («зрелище»), то смысл его будет полностью соответствовать тому, что происходило на музыкальном празднике в Лужниках. Рок-фестиваля такого масштаба в стране еще не было. Шли к нему долго. Ждали от него многого. И если отрешиться от некоторых организационных просчетов (о них уже сообщалось в прессе), то можно решительно сказать, что в целом праздник удался. Об этом говорили на пресс-конференциях музыканты, к этому выводу пришли специалисты в области рок-музыки. Думаю, такое ощущение осталось и у большей части зрителей.
Со многими любимцами поклонники рок-музыки на фестивале не встретились. Не было Сергея Сарычева, завоевавшего на прошлогодней рок-панораме приз зрительских симпатий. Музыканты «Машины времени» участвовали в фестивале в качестве… зрителей, так как их руководитель Андрей Макаревич находился в это время в Америке в составе делегации советских артистов. Группы «Секрет» и «Кино» сослались на занятость в киносъемках. Да и вообще ленинградцы, за исключением группы «АВИА», впали в странную амбицию, проигнорировали рок-панораму…
ЦЕЛЬЮ РОК-ПАНОРАМЫ ставилось дальнейшее развитие социальной активности молодых музыкантов, пропаганда музыкальными средствами идей борьбы за мир и социальный прогресс, популяризация лучших достижений советской рок-музыки. Отбор участников определялся следующими критериями: социальная направленность репертуара, высокий уровень исполнения и самобытность музыкантов.
В отличие от прошлогодней, нынешняя рок-панорама не являлась конкурсной. Однако, по согласованию с оргкомитетом, заинтересованные организации могли учредить специальные призы. Забегая вперед, скажу, что их обладателями стали рок-группы «Алиби», «Бригада С», «Наутилус Помпилиус». Учредители призов — ТАСС, аккредитованные на фестивале журналисты и фотокорреспонденты — однозначно отметили именно их: «за искренность».
Большой интерес к «Рок-панораме-87» проявили зарубежные журналисты. Наши коллеги из Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Великобритании, Канады, Японии очень пристально следили за ходом праздника, скрупулезно собирали материал: беседы, съемки, звукозапись. А дотошные пресс-агенты, не откладывая, вели переговоры с понравившимися музыкантами о возможном приезде в ту или иную страну на рок-фестивали.
Не всех удалось послушать: это просто физически было невозможно. А многие из услышанных не запомнились, не привлекли внимания. Более того, отталкивали вторичностью, неприкрытым подражательством. Да и «выигрышными» темами публику уже не подкупишь. Александр Градский в частном разговоре гневно воскликнул: «Довольно спекулировать на Чернобыле, «Адмирале Нахимове», Афганистане! Абстрактными рассуждениями мы все сыты по горло. Честнее говорить о том, что сам пережил».
НА ОДНОМ из концертов фестиваля конферансье Борис Зоричев обратился к поклонникам рока: «Интересует ли вас то, что происходит за стенами зала? Думаю, не может не интересовать, иначе ваша песня оборвется». Собственно, этот призыв обращен и к музыкантам. Своеобразную форму проявления социальности выбрала рок-группа «АВИА». Когда музыкантов спросили, в каком стиле они играют, те пожали плечами: «Для нас это скорее образ жизни». Их программа носит остросатирический характер. Пожалуй, ее можно принять как протест против нелепых форм парадности, показухи, официозности, когда-то привитых в нашу жизнь, в том числе и с помощью эстрады. Нарочитый пафос нескладных стихов. Преувеличенное внимание к пластической группе, пародийно изобразившей нечто среднее между представлениями варьете и акробатическими «пирамидами» 30-х годов. Песни, в которых слышны отголоски штампованной продукции вокально-инструментальных ансамблей. «АВИА» — это анти-ВИА: неприятие песен, уводящих от суровых проблем действительности в царство любовно-романтических грез.
А жесткие ритмы рок-музыки будоражат. И тексты необычной конструкции заставляют ежиться, подключать «мыслительный аппарат». Правда, нередко режут слух фразы, подобные этой, из песни группы «Зодчие»: «Спроси, если знаешь о чем, спроси, если помнишь о чем». Текстов «ни о чем», откровенно слабых, к сожалению, прозвучало немало.
..Примечательностью «Рок-панорамы-87» стал «Наутилус Помпилиус» из Свердловска. Группа не избалована вниманием радио, телевидения и фирмы «Мелодия». Но широко известна любителям рока. Привлекает непохожестью, неординарностью: «Они неудобны, максималисты,— пишет об этих ребятах журнал «Огонек»,— вызывающе одеты а галифе, ботфорты и строгие френчи. Они непривычны тем, что стоят, жестко врастая в пол сцены, почти не двигаясь, бросают в зал: «Одни слова для кухонь — другие для улиц..» Хорошо относятся к «Наутилусу» и в родном Свердловске. Зовут перейти в филармонию, предлагают профессиональный статус. Но музыканты не спешат сделать этот шаг: пугает необходимость «гнать план» любой ценой.
Несогласие с финансовой политикой концертных организаций привело и «Мистера Твистера» к положению так называемой «независимой группы». Работа при Росконцерте, обреченность на бесконечные гастрольные поездки в ущерб творчеству заставили искать иных путей. Выходит, если раньше рок-группы на пушечный выстрел не подпускались к филармониям, теперь появилось противоречие обратного характера.
— Музыка — единственное дело, которое нам нравится,— категорично высказывается представитель «Бригады С»,— вы хотели и стали им заниматься. Однако профессиональный коллектив пока не застрахован от диктата дилетантов. Выход видится в хозрасчете.
Эта группа — член московской рок-лаборатории, которой на фестивале был отдан целый вечер. Кроме «Бригады «С» выступили «Альянс», «Алиби», «Тяжелый день», «Шах», «Нюанс», «Ва-банк», «Вежливый отказ». Пресс-конференция следующего дня была похожа на выяснение взаимоотношений: говорилось об атмосфере нервозности, царящей в рок-лаборатории, о конфликтах этого объединения с ему подобными, в том числе Московским рок-клубом.
Я и прежде замечала, как сильна у рок-музыкантов тенденция к неприятию других «кланов». Музыкальный стиль диктует стиль взаимоотношений. Позициям своих кумиров следуют и поклонники. На рок-панораме зал постоянно был в движении: некоторые демонстративно выходили, когда на сцене появлялась «не их» группа. Некоторые вызывающе свистели. Правильно ли это, когда музыка разъединяет?
По-моему, один из способов наладить контакты — создание специальной газеты или журнала. Существующих же каналов информации явно недостаточно.
НА РОК-ПАНОРАМЕ были музыканты того поколения, которое еще в 60-х годах воспитывалось на рок-музыке — и впитало ее навсегда. Виктор Векштейн, под эгидой которого работают «Ария» и «Раунд», руководитель «Круиза» Матвей Аничкин, композитор и певец Александр Ованес Мелик-Пашаев, секретарь московского рок-клуба Маргарита Пушкина, чьи песенные тексты так хорошо нам знакомы, комментатор радиостанции «Юность», ведущий передачи «45 минут в воскресной студии» Валерий Сауткин… Прочен их интерес к рок-музыке.
Стал неожиданностью выход на сцену в Лужниках эстрадной певицы Антонины Жмаковой, знакомой по театру имени В. Маяковского и кино. Здесь она предстала иной. Группа «Раунд», в которой певица солирует, играет жесткие, напряженные ритмы.
— Я отказалась от поп-музыки, — рассказывает певица.— Тогда можно было обходиться одной октавой и жить в полном смысле припеваючи. Сейчас диапазон пришлось расширить. Для меня рок стал трибуной. А еще привлекла возможность говорить с этой молодой, непокорной, во многом непонятой, но такой чуткой аудиторией.
БАРЬЕР МЕЖДУ зрителями и сценой, как я уже говорила, возникал не раз. Заставила вздрогнуть сказанная Гунаром Грапсом фраза: «Я вчера трупы выносил из зала». Так не эстетично, но четко сформулировал эстонский певец ощущение холодного приема, неконтактности с публикой. И другие музыканты сетовали на то, что зал был «наглухо посажен», объясняя это чрезмерной его масштабностью, удаленностью зрителей от сцены. Но дело не только в этом. Слияние в одной программе разных стилей разделяло поклонников хэви метала, панк рока, рока-билли. «Сработала» и чрезвычайная осторожность отряда охраны порядка, зорко следящего за тем, чтобы в зале было как можно меньше движений. А как иначе слушать такую экспрессивную музыку?
Много сил вложил в «Рок-панораму-87» московский художник-дизайнер Анатолий Исаенко, известный по работе с группами «Рецитал», «Круиз». Вместе с сотрудниками производственно-творческого объединения «Элин» он осуществил сценографию музыкального праздника. Необычная сцена, символика, рекламная продукция (эмблему фестиваля вы видите на снимке) — все это дело их рук. Рок-музыка многое теряет без внешних эффектов, в том числе и изобразительного плана.
— В этой части мы отстали от Запада сильнее, чем в звуке, — говорит Анатолий.—К счастью, вовремя спохватились. Появился у художников интерес к рок-музыке, лучшие специалисты из соображений профессиональной гордости взялись за эту работу.
НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ подводить черту «Рок-панораме-87», ведь скорее всего это лишь начало нового этапа в развитии советского рока. Закончу заметки словами давнего своего знакомого Ованеса Мелик-Пашаева:
— Для нас всех это был праздник солидарности!
Л. САДЧИКОВА.
наш спец. корр.
МОСКВА — ЧЕЛЯБИНСК.
На снимке: группа «Новая коллекция».
Фото В. НЕКРАСОВА.